Главные вкладки

    Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Першина Марина Николаевна

    Применение информационно-коммуникационных технологий

     на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида №12 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области.

    Применение информационно-коммуникационных технологий

     на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

                                          Педагог –психолог МДОУ №12

                               Першина М.Н.

    2018 г.

    Применение информационно-коммуникационных технологий

     на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми

    Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.

    Интернет  проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые последние новости в сфере образования; скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п.. Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога образования, дополняет традиционные формы работы и расширяет возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Современные информационные технологии педагог-психолог может применять во всех сферах своей работы: консультационной, профилактической, просветительской. А при работе с детьми как в диагностической работе, так и в коррекционно-развивающей. Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога способствует развитию детей и повышает результаты психолого-педагогического мониторинга.

    Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:

    1. Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
    2. Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
    3. Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;
    4. Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное изображение);
    5. Виртуальное общение во многом повторяет реальное, здесь действует принцип переноса, т. к. взаимодействие протекает в системе «человек-человек»;
    6. Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и коррекционных задач;
    7. Выбор индивидуального темпа, объема получаемой информации и времени обучения.

    Информационные технологии активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.

    Организационно-методическая работа

    • Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов.

    Здесь я пользуюсь программой , применение которой позволяет использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, картинки, фотографии и др.

    • Фиксация и хранение результатов.

    Очень важной и часто проблемной для педагогов - психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Некоторые педагоги-психологи заводят отдельные тетради на каждый вид деятельности. Благодаря электронному журналу педагог - психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. Программа Excel могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.

    Электронная библиотека.

    В своей работе я постоянно сталкиваюсь с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места. Здесь возможны самые различные варианты структурирования: в виде папочек с различной информацией на рабочем столе или через создание внутреннего мини-сайта психолога с проектированием системы поиска информации.

    Диагностическая работа

    •  С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.
    • Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются.
    • В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.
    • Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию школьников, формированию их учебной, личностной мотивации.

    Психологическое просвещение и консультирование.

    • Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентации, созданных с помощью компьюторных программ Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.
    • Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.
    • С помощью ряда видеослайдов слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями.
    • В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен.

    CD-фильмы

    Применение CD-фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов.

    Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет

    Здесь я размещаю информацию для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для детей, а также развивающие программы.

    Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах

    Здесь я публикую свои методические разработки, делюсь опытом работы с коллегами, участвую в конкурсах.

    Коррекционная и развивающая работа

    Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе дошкольного психолога.

    •  К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации дошкольников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
    • Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает.
    • Развивающие психологические тренажеры

    Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

    • Коррекционно-развивающие занятия

    К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

    Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

    Саморазвитие и самообразование

    Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

    Открытый класс – http://www.openclass.ru

    Школьный психолог http://psy.1september.ru

    ИнфоУрок http://infourok.ru/user/yalovaya-yuliya-viktorovna

    Ваш психолог http://www.vashpsixolog.ru

    Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru

    Журнал «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/

    Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

    Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

    1. Компьютер является надежным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса.

    2. Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

    3. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности, компетентности и жизненной позиции будет зависеть развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

    Список использованной литературы

    Литература

    1. Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
    2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1.        Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога// http://www.it-n.ru/com

    2.         Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24

    1. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//http://www.openclass.ru
    2. Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми"

    «Использование информационно- коммуникационных технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современн...

    Презентация Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе с детьми как способ оптимизации процесса коррекции устной речи и ознакомления ребенка с окружающим миром.

    Компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Ученые уже доказали это. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок и даже предметы окружающего мира, цифры и буквы. ...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».

    Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

    "Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

    Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

    laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

                 Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дизартрию.

     Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развити...