«Информационно – коммуникационные технологии в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»
статья по коррекционной педагогике

Гостяева Светлана Евгеньевна

Выступление

на международной научно – практической конференции

«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_asou.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на международной научно – практической конференции

«Научно – педагогическое сопровождение реализации ФГОС общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

«Информационно – коммуникационные технологии

 в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ»

        

Введение.

        Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации является обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья.  В Законе «Об образовании» и в Конституции сказано, что дети с особыми потребностями в развитии имеют равные со всеми права на образование.

      Вступление в силу ФГОС дошкольного образования, в котором приоритетным направлением является создание среды обеспечивающей доступность для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема актуализируется в связи с ростом числа детей с ОВЗ, определенную часть которых составляют дети с нарушением зрения.  

Слайд 2. 

Важнейшей задачей модернизации является:

- обеспечение доступности качественного образования;

- индивидуализация образования;

- дифференциация образования (личностного подхода);

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

- создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

 Слайд 3.

Одним из приоритетных направлений образования в современных условиях является внедрение в образовательный процесс средств информационно – коммуникационных технологий.  Современные информационно – коммуникационные технологии предоставляют принципиально новые возможности для обучения детей с нарушением зрения.

Слайд 4. 

Они используются на всех этапах обучения:

- объяснение нового материала,

-контроль знаний,

-закрепление,

-обобщении и систематизации материала.

       Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать у детей специальные навыки с различными познавательными способностями, позволяет делать организованную образовательную деятельность более наглядной и динамичной, более эффективной в обучении и развитии детей с нарушением зрения. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в занятие и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном  обучении, усвоить материал в полном объеме.

        ИКТ дают широкие возможности для развития творческого потенциала дошкольника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с нарушением зрения зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, это ведет к положительному результату обучения и развития детей.

Так же применение  ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным. Организованная образовательная деятельность с использованием ИКТ имеет большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развития мышления, воображения, мелкой моторики рук.

       Внедряя ИКТ в обучение детей с нарушением зрения, отводится большая роль педагогу, тем самым предъявляются особые требования к квалификации. Он должен  знать психолого – педагогические особенности работы с детьми, методику работы с данной категорией детей.

        Таким образом, можно сделать вывод, что реализация возможностей современных информационных технологий позволяет совершенствовать существующие и порождать новые организационные формы и методы обучения детей с нарушением зрения.

Информационно – коммуникационные технологии

в воспитательно – образовательной и коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ

        Механизмом формирования отставания в развитии психических процессов у детей с нарушением зрения являются трудности зрительного восприятия. Патология зрительного восприятия значительно осложняет формирование образов об окружающих предметах и не позволяет ребенку в полном объеме отражать в сознании предметы и явления окружающей действительности.                                                        

       В последнее время информационно – коммуникационные технологии – хороший помощник педагогам в организации  воспитательно – образовательной и коррекционной работы.

Слайд 5. 

Обучение и развитие детей с нарушением зрения имеют ряд особых задач и принципов, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза.

Слайд 6.

  Как ИКТ могут помочь педагогу ДОУ в коррекционно – педагогической работе с дошкольниками с нарушением зрения? Исходя из опыта работы педагогов нашего ДОУ, мы пришли к выводу, что:

-использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процесс для детей дошкольного возраста зрелищным, емким, комфортным;

-подбор иллюстрированного и дополнительного познавательного материала к организованной образовательной деятельности становится более доступным и не ограничивает возможности педагогов ДОУ в подборе материала;

- оформления информационно – стендового материал для родителей  по коррекции зрения у детей.

          Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации одного из основных принципов педагогики – принципа наглядности.  Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушением зрения в получении информации, но еще в большей степени создает  условия для вербализации обучения.

 Слайд 7. 

При использовании компьютерных технологий у воспитанников с нарушением зрения необходимо учитывать следующие факторы:

- состав и структуру нарушенных функций;

- целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов.

- характерные признаки объектов, доступных для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы;

- полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов и  их изменений и превращений;

- частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Слайд 8.

 Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

У детей с нарушением бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки.

Слайд 9. 

Эти нарушения приводят к серьезным проблемам, таким как:

- снижение уровня развития наглядно – образного мышления;

- неточности зрительного представления об окружающем мире.

         Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников с патологией зрения.

        Один из удобных и эффективных способов представлений информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Педагоги  могут самостоятельно готовить мультимедийные пособия к организованной образовательной деятельности с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

Слайд 10. 

Применение слайдов в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет следующие достоинства:

- осуществление полисенсорного восприятия материала;

- возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;

- активизация зрительных функций ребенка.

         Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Обеспечивается активность детей при рассматривании, развиваются зрительное внимание, зрительная память и эмоциональная отзывчивость.  

         Использование созданных мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания  интерес к занятиям. Проведение организованной образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул вразвитии. При этом появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.

          Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к занятию.

 Слайд 11. 

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. 

      В нашем детском саду работают такие специалисты как учитель – дефектолог (тифлопедагог), учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог – психолог.

  Специалисты активно внедряют в свою работу информационно – коммуникационные технологии.

Слайд 12, 13, 14. 

Тифлопедагог использует самостоятельно созданные мультимедийные презентации:

- «Космос»;

-«Изучаем свойства предмета»;

-«Знакомство с  геометрическими фигурами»;

-«Кого не стало?»;

-«Краски радуги»

-«Четвертый лишний»

-«Глаза органы зрения»;

 - «Электроприборы»;

- «Сад – огород» и др.

         Использование компьютерных технологий позволяет тифлопедагогу в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться опытом с коллегами, подготовить наглядный материал для проведения коррекционных занятий с детьми.

 Слайд 15, 16, 17. 

Учителем – логопедом разработан материал к фронтальным и индивидуальным занятиям:

-«Зимушка – зима»;

-«Драматизация сказки «Теремок»;

-«Дифференциация звуков» и др.          

Слайд 18,19,20. 

Собран материал разработанный воспитателями ДОУ по образовательным областям:

-«Описательный рассказ по картине»

- «Покорители космоса»;

- «Знакомство с народным творчеством»;

- «Изображение городского пейзажа» и др.

Слайд 21,22. 

Применение ИКТ музыкальным руководителем усиливает познавательный интерес дошкольников к музыке, активизирует детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. 

Слайд 23. 

Использование информационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: 
- зрительного,

 - слухового,

 - чувственного, 
задействовать на занятии все виды памяти: 
- зрительную,

 - слуховую,

 - образную,

- ассоциативную и др. 

     

 

Слайд 24. 

Использование ИКТ в подаче дополнительного наглядного материала. 

Он может быть представлен в виде: 

 - клипов к различным песням; 
 - мультфильмов, в основе которых лежит классическое музыкальное произведение. 
 - видеофильмов, иллюстрирующих различные виды искусства. 
 - анимационного фона при исполнении различных песен. 
        При изучении танцевальных композиций возможен просмотр танцев в исполнении профессиональных артистов, а также детских коллективов, с последующим анализом увиденного. 

Слайд 25, 26,27. 

В работе инструктора по физической культуре применение компьютерной техники позволяет сделать физкультурное занятие привлекательным и по - настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

    Используется просмотр мультимедийных презентаций как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия.                              

     Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать физкультурные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес.

      Примеры тем презентаций: «Зимние виды спорта», электронные физминутки: «Физминутки для движений», «Животные», «Олимпийские игры» и др.      

   В настоящее время возрастает роль информационных компьютерных технологий как инструмента диагностики и реабилитации детей с нарушением зрения.      

        Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.

 Слайд 28,29,30.   

Специализированные игровые компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с нарушением зрения, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их психического развития, а также опираются на современные методики профилактики, преодоления и предупреждения вторичных отклонений.

  В практике лечебно – восстановительной работы нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы «еУе», «Меко» и др.

ПРОГРАММА ”EYE” предназначена для развития содружественной деятельности глаз при косоглазии, для развития локализационных способностей зрительной системы с помощью лечебных игр, а так же контроль, за процессом лечения и включает в себя задания:

    Совмещение

    Слияние

    Тренажер

    ”Тир”

    ”Погоня”.

      Указанные упражнения повышают остроту зрения, восстанавливают правильную зрительную фиксацию, а так же позволяют развивать монокулярную пространственную локализацию и тренировать глазодвигательные мышцы.

      Компьютеризация лечебно – восстановительного процесса расширяет возможности для лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно – восстановительной работы.

      При выпуске в школу у большинства дошкольников, сняты диагнозы амблиопия и  косоглазие, у большинства выпускников повысилась острота зрения и изменился характер зрения в сторону бинокулярности.

  Применение информационно – коммуникативных технологий в ДОУ позволяет оптимизировать корренционно – педагогический процесс. Индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно – развивающей работы.

       В заключение, хотелось бы отметить, что  при грамотном использовании интерактивных технологий коррекционно-педагогический процесс является более эффективными и выступает как вид деятельности не только педагога, но и ребёнка. В этом процессе ребенок занимает активную творческую позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - детском саду для детей с нарушениями зрения

В статье  говорится о видах информационно-коммуникационных технологий, используемых в воспитательно-образовательном процессе  в практике работы педагогического коллектива....

«Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Новые тенденции в развитии информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"...

Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»

С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС

Инновационный подход учителя-дефектологак образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речив соответствии с ФГОС. Развитие речи у детей с ...

Инновационная технология. Пальчиковые игры с предметами в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Практический материал.

Пальчиковые игры с предметами используются в коррекционной работе с детьми  с нарушением зрения. Пальчиковые игры в стихотворной форме с предметами (карандаши, крупа, орехи, каштаны, фасоль, горо...