Семинар-практикум для воспитателей "Кинезиологическая коррекция в речевом и умственном развитии детей"
консультация по логопедии на тему

Кинезиологическая коррекция - это гимнастика для мозга, с помощью которой синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_seminar-_praktikum_dlya_vospitateley.docx694.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска детский сад №2

Семинар-практикум для воспитателей

"Кинезиологическая коррекция в речевом

и умственном развитии детей"

C:\Documents and Settings\Садик\Рабочий стол\ФОТО семинар\DSCN4015.jpg

C:\Documents and Settings\Садик\Рабочий стол\ФОТО семинар\DSCN4011.jpg

В настоящее время неуклонно растет число детей с тяжелыми нарушениями речевого развития. Практический опыт работы  и   анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, ее этиологии и социальной адаптации детей-логопатов показывает, что,  несмотря на многочисленные эффективные методики, проблема диагностики и коррекции речевых расстройств,  чрезвычайно актуальна.

В каждом человеке изначально заложены уникальные природные возможности. Развить их, восстановить также обучить детей приемам самокоррекции и самопомощи не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни помогает наука – образовательная кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайсккая философская система Конфуция (2700 до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ (460г до н. э.) также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. 

Через специально подобранные движения мы активизируем зоны мозга в той последовательности, в которой они активизируются с момента прохождения родовых путей. Это дает возможность ослабить неадаптивные нейронные связи и сформировать адаптивные, в соответствии с течением нормального онтогенеза. Все упражнения  выполняются тщательно в строгой последовательности. Они повторяют (иммитируют) естественные  движения младенцев в варианте  правильного  развития. Предлагаемые движения при их точном выполнении и с соблюдением четкой последовательности, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, запускают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Образовательная кинезиология – это система интегрированных упражнений, при выполнении которых совместно работают сознание и подсознание.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Благодаря специальной серии упражнений, овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С ее помощью процесс обучения и выполнение любого вида деятельности становится более эффективными.

Благодаря этой «гимнастике мозга» организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Данные упражнения помогают избежать стрессовых ситуаций, улучшить работу мозга и всего тела, а также способствует гармоничному развитию личности и самореализации в творческом плане.

В последнее время кинезиология пользуется огромной популярностью среди психологов всего мира. За рубежом она стала известной благодаря двум авторам – Полу и Гейл Деннисон.

В России кинезиология стала популярна благодаря известным нейропсихологам Алле Леонидовне Сиротюк и Анне. Владимировне. Семенович.

Эта универсальная система упражнений, эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Образовательная кинезиология рекомендуется:

Детям, у которых существуют проблемы с восприятием материала;

детям, которые не могут сконцентрировать внимание;

робким и нерешительным;

«растеряхам»

детям, у которых систематическое нарушение дисциплины – это норма.

детям с речевыми проблемами: заикаются, картавят, нечетко выговаривают некоторые звуки, не до конца проговаривают слова.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Образовательная кинезиология плодотворно используется мной в коррекции речевых нарушений у детей, имеющих отклонения в развитии.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.

Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезиологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на коррекционных занятиях. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.

Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей....

Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»

Одним из средств духовно-нравственного воспитания  является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...

Семинар-практикум «Как достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей»

Позитивная дисциплина – это новый подход, система принципов и взаимоотношений, позволяющая достичь понимания, послушания и успешного личностного развития детей. Концепция позитивной Д. основана на Евр...

Семинар-практикум "Воспитание валеологической культуры как условие личностно-социального развития детей дошкольного возраста"

В данной статье говорится о том, что педагогу необходимо объяснить детям, чсто здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Смотивировать детей на сохранение здоровья- главной ценности человеческой ...

Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 ...