Семинар-практикум "Воспитание валеологической культуры как условие личностно-социального развития детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

В данной статье говорится о том, что педагогу необходимо объяснить детям, чсто здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Смотивировать детей на сохранение здоровья- главной ценности человеческой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                Семинар-практикум №2

«Воспитание валеологической культуры как условие  личностно-социального развитии детей  дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Шевлякова О.И.

 Выдающийся педагог Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением легких - и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Крупнейший российский микробиолог, врач с мировым именем И.И. Мечников считал, что самое главное - это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов (В.А. Деркунская, 2005).

Смысл культуры здоровья прежде всего выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, в здоровых отношениях с окружающим миром и в удовлетворенности этими отношениями, которые строит человек на протяжении всей жизни (В.А. Деркунская, 2005).

Валеологическая культура дошкольника как условие личностно-социального развития - это осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья. Валеологическая культура:

- помогает ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которые попадает малыш. Такими ценностями для ребенка становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности;

- дает возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования;

- обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность;

- позволяет ребенку творить самого себя в той деятельности, которая приносит ему наибольшее удовлетворение, удовольствие;

- гармонизирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника (В.А. Деркунская, 2005).

Под валеологической культурой здоровья ребенка понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи (В.А. Деркунская, 2005).

И.И. Соковня-Семенова (2000) считает, что в основе формирования здорового образа жизни лежат следующие мотивации:

1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает.

2. Подчинение этнокультурным требованиям. Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультурым требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего ЗОЖ зависит здоровье и благополучие других».

3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. Способность к маневрам. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение».

6. Сексуальная реализация. Формулировка мотивации: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».

7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве - это подчинение этнокультурным требованиям и получение удовольствия, в подростковом возрасте - возможность для самосовершенствования и способность к маневрам.

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина в программе для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» выделяют следующие мотивации, доступные пониманию дошкольника:

1. Мотивация на сохранение здоровья - главной ценности человеческой жизни

Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).

Для начала предлагаем показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Обращает их внимание на то, что тело устроено так, чтобы мы могли занимать вертикальное положение: голова - вверху (в самом надежном месте), руки - на полпути (ими удобно пользоваться и вверху, и внизу), ноги - длинные и крепкие (удерживают и передвигают все тело), в самом низу ступни (опора), В левой стороне туловища расположен замечательный механизм, который помогает нам жить, - сердце, защищенное грудной клеткой.

Рассказывая о кровообращении, детям предлагается послушать, как бьется сердце, объясняется, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос, перегоняя кровь. Когда мы устаем, нашему организму нужно больше крови, и биение сердца ускоряется, если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Детям предлагается проверить на себе, как работает сердце после физических упражнений, в состоянии покоя, после сна.

Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие о чувстве голода, жажды, усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).

2. Мотивация на ведение здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни предполагает также совершенствование умственной и физической работоспособности детей, устойчивости к утомлению, выносливости к разнообразным нагрузкам.

По традиции педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. В соответствии с новыми тенденциями в работе дошкольных учреждений организуются спортивные секции, клубы, проводится обучение детей плаванию. Эти новые формы работы (в том числе с привлечением родителей) необходимы для формирования у детей правил безопасности поведения и здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Важно использовать эмоционально привлекательные формы их проведения: музыкальное сопровождение, движение в образе, красочные атрибуты, обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения.

Физическое воспитание ребенка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности, Педагог должен способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Например, при проведении физкультурных занятий внимание детей обращается на значение того или иного упражнения для развития определенной группы мышц, для работы различных систем организма. Педагог поддерживает у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости».

3. Мотивация на соблюдение правил личной гигиены

Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.

Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, можно рассказать о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах - микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами - это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Полезно также с помощью лупы или микроскопа показать детям, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда они никогда не будут забывать мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти.

4. Мотивация на профилактику заболеваемости

Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, корригирующей гимнастике. Дети не должны выступать лишь в качестве «объектов» процедур и оздоровительных мероприятий. Они должны осознать, для чего необходимо то или иное из них, и активно участвовать в заботе о своем здоровье. В доступной форме, на примерах из художественной литературы и жизни, детям следует объяснить, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа, физических упражнений, плавания.

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как чувствовали они себя, когда у них болело горло, живот, голова. Педагог представляет детей с хроническими заболеваниями, учит их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Рассказывая о слепоте или глухоте, можно попросить ребенка закрыть глаза, уши - для того, чтобы он на собственном опыте почувствовал то, что испытывают слепые и глухие, научится сострадать им.

Педагог сообщает детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагает под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Рассказывает о том, что в крови есть лейкоциты, которые борются с проникшими в организм микробами (можно использовать форму сказки, привлечь собственный опыт ребенка). Чтобы объяснить, почему поднимается температура тела и о чем это свидетельствует, рассказывает,что когда в кровь поступает слишком много вредных микробов, защитные силы организма вступают с ними в борьбу. В месте «боя» лейкоцитов с микробами сразу становится жарко, тогда и повышается температура. Обратить внимание детей на то, что сильно расцарапанное место краснеет и воспаляется, становится горячим. Значит, там началась «яростная битва» защитников организма с проникшими в него «врагами». А если «враги» все-таки прорвутся через защитный заслон и борьба распространится дальше, поднимется температура всего тела. Вот почему, придя к больному, врач прежде всего справляется о его температуре.

Педагог рассказывает детям, что врачи лечат заболевших детей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, педагог использует примеры из жизни, из художественных произведений (например, «Доктор Айболит»). При этом важно научить детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказать о важности прививок для профилактики инфекционных болезней.

Дети часто не умеют объяснить причину своего недомогания, рассказать о том, что они чувствуют, переживают, поэтому следует их научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит (болит голова, стреляет в ухо). Для этого полезно организовывать специальные игры (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно в роли врача и пациента, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли больного.

Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарств). Дети должны усвоить, что лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых. Никаких «чужих» лекарств брать в рот и пробовать нельзя.

В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значения для жизни, взаимосвязи здоровья и питания. Он также рассказывает им о том, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Например: «У того, кто ест фрукты и сырые овощи, как правило, хорошее самочувствие, чистая кожа, изящная фигура. Овощи и фрукты - главные поставщики витаминов, минеральных солей, микроэлементов в том числе железа и кальция, необходимых для костей, зубов, крови. Конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, вредны для здоровья». При этом можно рассказать детям сказку о сладкоежке, у которой заболели зубы.

5. Мотивация к заботе о здоровье окружающих

Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Например, чихая и кашляя, человек разбрызгивает большое количество капелек слюны (до 40 тыс.), которые разлетаются на большое расстояние (более 3 м). Они могут долго находиться в воздухе, потом опускаются на пищу, другие предметы, их вдыхают находящиеся рядом люди. Если ребенок или взрослый нездоров (например, заболел гриппом), то окружающие могут от него заразиться, так как в капельках слюны находятся микробы, поэтому при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация семейной творческой выставки "Дары осени" как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Конструктивное взаимодействие педагога с семьями врспитанников является важным направлением деятельности по реализации основной образовательной прогаммы ДО и необходимым условием для художественно-эст...

Сотрудничество ОУ и семьи как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Сейчас как никогда важно помнить о влиянии ДО на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба длоя их здоровья....

«Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Цель проекта: организация работы по созданию условий взаимодействия специалистов МАДОУ с родителями воспитанников посредством выставочной деятельности. Повысить интерес детей к предмету выставки, а че...

Проект на тему: «Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Актуальность:Мы решили в детском саду создать свои мини-выставки, чтобы дети в пространстве выставки приобрели опыт общения с искусством, его эстетической и познавательной, историческими и культурными...

Долгосрочный проект на тему: «Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект на тему: «Организация творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»...