Модель развивающей предметно- пространственной среды дошкольной организации как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_rpps_v_doo.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Модель развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Путилова Наталья Михайловна,

 МАДОУ «Детский сад «Радуга», старший воспитатель,

 Артинский ГО.

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание развивающей предметно-пространственной среды,  соответствующей требованиям ФГОС ДО,  является ключевой задачей дошкольных организаций. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть нацелена на обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства, на обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых, на обеспечение реализации различных общеобразовательных программ.  Развивающая предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудование и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Учитывая требования, предъявляемые ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Все перечисленное необходимо учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды для социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

  Рассмотрим модель развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации как условия социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Основная цель данной образовательной области направлена на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Основными направлениями реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются: «Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей»; «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»; «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Трудовое воспитание».

Направление «Игровая деятельность» образовательной области социально-коммуникативного развития состоит из трех модулей: «Семья и дом», «Общество», «Профессия». Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных  социальных ролей направлено на: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); на формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях); на формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных взаимоотношениях и взаимосвязях); на формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, делении семейных обязанностей, традициях); на формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем); на формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; на формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты); на развитие навыков коммуникации.

 Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия. Создание условий для игровой деятельности воспитанников является одной из основных задач дошкольного учреждения. При организации игрового пространства обязательно соблюдение определенных требований. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Дошкольный     возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры. Для этого    нужно организовать предметно-игровую среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования  по принципу нежесткого центрирования  позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в игровом уголке. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать в конструктивных играх, сюжетно-ролевых, строительно-консруктивных, театральных. Игровое оборудование, мебель являются ключевыми для организации игрового пространства. Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал: отходы бумаги, ткани, меха, кожи, картона, скотч, фломастеры. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.

Направление «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» социально-коммуникативного развития дошкольника нацелено на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющей обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Данное направление поделено на модули: «Безопасное поведение в быту», «Безопасное поведение в социуме», «Безопасное поведение в природе». Основными задачами обучения дошкольников основам безопасного поведения являются: научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - не опасно», научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным, сформировать  важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Направление «Трудовое воспитание» направлено на развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям). На воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. В данном направлении выделены следующие модули: «ручной труд» (мотивация – сделать приятное взрослому, другу – ровеснику, младшему ребенку), «хозяйственно-бытовой труд» (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), «ознакомление с трудом взрослых», «навыки культуры быта» (труд по самообслуживанию), «труд в природе». Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки железные или стальные; ведра и лейки - из тонкого оцинкованного железа или жести, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки  из дерева). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей.

Направление «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» социально-коммуникативного развития дошкольника (по Скоролуповой О.А.) разделено на модули: «Содержательный», «Эмоционально-побудительный», «Деятельностный». «Содержательный» модуль включает в себя представление ребенка об окружающем мире. Направления данного модуля: культура народа, его традиции, творчество; природа родного края и страны, деятельность человека в природе; история страны, отраженной в названиях улиц, памятниках; символика родного поселка и страны (герб, гимн, флаг).  «Эмоционально-побудительный» модуль направлен на эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру.  Содержание данного модуля: любовь и чувства привязанности к родной семье и дому;  интерес к жизни родного города и страны; гордость за достижения своей страны; уважение к культуре и традициям народа, к историческом прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, к родному языку; уважение к человеку - труженику и желание принимать посильное участие в труде.  «Деятельностный» модуль определяет отражение отношения к миру в деятельности. Направления данного модуля: труд; игра; продуктивная деятельность; музыкальная деятельность, познавательная деятельность. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольника имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народа, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудных условий для процветания родного поселка и страны.

Значение среды для личностного развития ребенка велико. Ее влияние на результативность социального воспитания общепризнанно, подтверждено результатами научных изысканий, обозначено в нормативных и концептуальных документах .

В организации педагогического процесса мы исходили из того, что объекты окружающего мира, представленные отдельными элементами разных видов социальной культуры, являются носителями ценностей, которые не только и не столько обогащают содержательную сферу процесса социального развития, сколько способствуют становлению личностной позиции ребенка в окружающей действительности, формируют в его восприятии целостную картину мира. Определенность структурных единиц среды  в социальном развитии детей дошкольного возраста достаточно условна. Они не могут влиять на ребенка «поодиночке», их развивающий эффект обнаруживается лишь в совокупности всех воспитательных потенций. Объекты разных видов социальной культуры будут иметь развивающий личность эффект при условии их единства, гармонии и взаимодополняемости. Организация целостного педагогического процесса по приобщению детей к разным видам социальной культуры  предполагает наличие в практике ДОО системы материальных объектов деятельности, обеспечивающих своевременную социализацию и индивидуализацию ребенка. Многообразие функций, присущих этим объектам, определяет полноценное психическое, общее личностное развитие детей и становление всех специфических для дошкольного возраста видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

О возможностях и целях использования развивающей предметно-пространственной среды сенсорной комнаты....

Участие в семинаре по теме"Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"

Участие в семинаре по теме "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности"...

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

В презентации дается описание программных задач образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" разных возрастных групп и приведены примеры оснащения среды....

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»...