РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
консультация на тему

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

       

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель

Мельникова Марина Николаевна

 

 

 

п. Тазовский

2017

Согласно ФГОС ДО, ведущими целями основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программы), является - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. Эти цели прописаны в содержании образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Поэтому, задача моя, как педагога заключается в правильном моделировании развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), которая согласно ФГОС - является одним из условий реализации Программы.Созданная мною РППС соответствует принципам ее построения, требованиямФГОС(содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной), комплексно-тематическомупланированию и т.д.В группе имеются центры развития детей:длявоспитания у старших дошкольников таких качеств,как патриотизм(уважительноеотношение и чувствопринадлежности к своей семье, малой родине и стране,имеется центрпатриотического воспитания, где знакомствоначинаемс близкого, понятного детям:с любви к своей семье, интереса к жизнидетского сада, родного города, региона и нашей страны, рассказывая детям о значимости нашего города, знакомим с символикой города, округа, страны, президентом России, губернатором округа, главой города; культурой народов, проживающих в городе и  стране, их традициями,с народным творчеством.Для приобретения детьми опыта двигательной активности и развития у них таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и т.д., оборудован физкультурно-оздоровительный центр «Мы-спортсмены», с разнообразным спортивнымоборудованием, мягкими модулями, которые можно использовать в других видах игр.Для формирования у детей основ музыкальной культуры, восприятие музыки, исполнительства и творчества оборудованцентр музыкально-театрализованной деятельности.Музыкальные инструменты, помогают детям воспроизводить знакомую мелодию, развивают фонематический и музыкальный слух. Различные виды театров помогают детям вспомнить и проиграть знакомые и полюбившиеся сказки, творческие игры,дают возможность детям попробовать себя в разных ролях, расширить свой игровой опыт, у них отмечается стремление к сочинительству, импровизации. Знакомим детей с произведениямирусских, советскихи зарубежных композиторов, амузыка зачастую сопровождает детейпри занятиях любимым делом.Для развития игровой деятельностидетейи освоения различных социальных ролей, как для мальчиков, так и для девочек (учет гендера) вгруппе создан центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем». Имеющийся модуль, дети используют по своему желанию,меняя соответствующие игре «вывески».Наряду с использованием традиционных игр «Супермаркет», «Почта», «Салон красоты», «Мастерская по ремонту машин», дети с удовольствием играют в современные игры «Банкир», «Менеджер», «Директор фирмы» и т.д. Для сюжетно-ролевых игр мальчиков есть машин разного назначения и необходимая атрибутика, мастерская для их ремонта; рядом оборудован уголок безопасности, а наглядные обучающие и развивающие пособия, помогают детям усвоить ПДД и ППБ, а такжезнакомят их с безопасностью в социуме. Для девочек, оборудована жилая зона для развития разных сюжетных линий (Семья, Дом, Салон Красоты, Поликлиника с разными кабинетами т.д.).Недостающие атрибуты к играм, мы с детьми изготавливаем самостоятельно в изобразительной деятельностии при активном участии родителей.Для развития конструктивно-модельной деятельности имеются разные виды конструктора, дети учатся сооружать совместные и индивидуальные постройки, воплощая свой замысел в них, видеть конструкцию создаваемого объекта, анализировать ее основные части, при необходимости пользуются схемами,проявляя самостоятельность, творчество, активность, умение договариваться с играющими.Для ознакомления с миром природыи формированияэкологического сознания имеетсяцентр природы (экология) -гдедети не только знакомятся,наблюдают, но и ухаживают за комнатными растениями, выявляя какие условия нужны растениям для их роста. Знакомим детей с сезонными изменениями (временами года, жизнь животных и растениях в эти периоды и в разных природных зонах),а помогают нам в этом: альбомы, «макеты» с животными (игрушками) разных зон обитания, иллюстрированные книги по временам года, «полочка умных книг» - с энциклопедиями о животных, растениях, солнечной системе и т.д. Ежедневно,вместе с детьми, после наблюдения отмечаем погоду (зарисовками) в календаре. Здесь же расположен центр экспериментирования, с различнымиматериалами, где дети, экспериментируя, учатся планироватьсвою деятельность с использованием моделей, выявлять причинно-следственные связи, делать умозаключения, а результаты зарисовывать в своих дневниках наблюдений.Имеющийся природный материал, дети по желанию используют в изобразительной деятельности. Содержание центра речевого развития (речевые игры, игры на развитие всех компонентов устной речи, сюжетные и предметные картинки) способствует обогащению активного словаря,развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, формированию фонематического слуха, звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Рядом расположенцентр книги,где дети,знакомясь с героями произведений, учатсясочувствовать и сострадать им,отождествлять себя с полюбившимся персонажем; пополняют свой литературный багаж сказками,рассказами,стихотворениями,загадками, скороговорками,также приносят из дома полюбившиеся им детские журналы, книги, сказки и мы, все вместе их рассматриваем. Для формирования и развития эстетического восприятияокружающего мира, приобщения детей к миру искусства,знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, имеется центризобразительной деятельности. Где наряду с традиционными материалами для (рисования, лепки, аппликации)имеются нетрадиционные (ватные палочки, штампики, трафареты и многое другое), детскими работами украшается помещение группы, так же периодически, по инициативе детей организуется персональная выставка работ, иногда совместно с родителями. Знакомим с художниками и их иллюстрациями к произведениям, картинами, с помощью ИКТ путешествуем по выставкам, а использование презентаций вызывает заинтересованность у детей к тому, что они узнают.Для успешногорешения задач всех разделовпо ФЭМП оборудован центр, где имеется: для счета (наглядный, раздаточный и демонстрационный материалы), для сравнения по величине (полоски разной длины, толщины, высоты, разные мерки (линейки, сантиметр) и многое другое. Игры Никитина, Блоки Дьениша, палочки Куизенера, головоломки, танграммы способствуют развитию логического мышления, мелкой моторики, умению работать по схемам.Для решения задач по самообслуживанию и элементарного бытового труда организованы: дежурства, трудовые поручения и т.д., аситуации общения, встречи с интересными людьми (родителями воспитанников), гдес помощью презентаций, онизнакомят детей со своей работой, рассказывают детям о значимости своего труда для пользы других людей.При создании РППС должное внимание уделяю эстетическому оформлению группы, потому чтодети находятся в детском саду целый день, и окружающая обстановка должна их радовать, способствовать проявлению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.Для эффективного взаимодействия с родителямипо вопросам образования и воспитания детей, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в приемной оборудован информационный уголок, который знакомит их режимом дня и особенностями работы с детьми 3-4лет в рамках воспитательно-образовательного процесса, с достижениями своего ребенка, с текущими событиями в группе и мероприятиями в детском саду, где каждый родитель может стать активным участником.

Таким образом,созданная развивающая предметно-пространственная средас учетом всех требований к ее созданию, способствует развитию инициативы и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром в различных видах деятельности, а творческий подход педагога при ее создании обеспечивает успешную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

 

Литература:

1.Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-11,18с;

2.КабановаО.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСТ ДО, Методические рекомендации для педагогов ДОО.М.,2005-4,11с;

3.Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Издательство «Учитель» 2010.-143с.;

4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПБ, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -125с.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda_1.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       

Подготовила: воспитатель

Мельникова Марина Николаевна

п. Тазовский

2017

Согласно ФГОС ДО, ведущими целями основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программы), является - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников. Эти цели прописаны в содержании образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Поэтому, задача моя, как педагога заключается в правильном моделировании развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС), которая согласно ФГОС - является одним из условий реализации Программы.Созданная мною РППС соответствует принципам ее построения, требованиямФГОС(содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной), комплексно-тематическомупланированию и т.д.В группе имеются центры развития детей:длявоспитания у старших дошкольников таких качеств,как патриотизм(уважительноеотношение и чувствопринадлежности к своей семье, малой родине и стране,имеется центрпатриотического воспитания, где знакомствоначинаемс близкого, понятного детям:с любви к своей семье, интереса к жизнидетского сада, родного города, региона и нашей страны, рассказывая детям о значимости нашего города, знакомим с символикой города, округа, страны, президентом России, губернатором округа, главой города; культурой народов, проживающих в городе и  стране, их традициями,с народным творчеством.Для приобретения детьми опыта двигательной активности и развития у них таких физических качеств как гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и т.д., оборудован физкультурно-оздоровительный центр «Мы-спортсмены», с разнообразным спортивнымоборудованием, мягкими модулями, которые можно использовать в других видах игр.Для формирования у детей основ музыкальной культуры, восприятие музыки, исполнительства и творчества оборудованцентр музыкально-театрализованной деятельности.Музыкальные инструменты, помогают детям воспроизводить знакомую мелодию, развивают фонематический и музыкальный слух. Различные виды театров помогают детям вспомнить и проиграть знакомые и полюбившиеся сказки, творческие игры,дают возможность детям попробовать себя в разных ролях, расширить свой игровой опыт, у них отмечается стремление к сочинительству, импровизации. Знакомим детей с произведениямирусских, советскихи зарубежных композиторов, амузыка зачастую сопровождает детейпри занятиях любимым делом.Для развития игровой деятельностидетейи освоения различных социальных ролей, как для мальчиков, так и для девочек (учет гендера) вгруппе создан центр сюжетно-ролевых игр «Мы играем». Имеющийся модуль, дети используют по своему желанию,меняя соответствующие игре «вывески».Наряду с использованием традиционных игр «Супермаркет», «Почта», «Салон красоты», «Мастерская по ремонту машин», дети с удовольствием играют в современные игры «Банкир», «Менеджер», «Директор фирмы» и т.д. Для сюжетно-ролевых игр мальчиков есть машин разного назначения и необходимая атрибутика, мастерская для их ремонта; рядом оборудован уголок безопасности, а наглядные обучающие и развивающие пособия, помогают детям усвоить ПДД и ППБ, а такжезнакомят их с безопасностью в социуме. Для девочек, оборудована жилая зона для развития разных сюжетных линий (Семья, Дом, Салон Красоты, Поликлиника с разными кабинетами т.д.).Недостающие атрибуты к играм, мы с детьми изготавливаем самостоятельно в изобразительной деятельностии при активном участии родителей.Для развития конструктивно-модельной деятельности имеются разные виды конструктора, дети учатся сооружать совместные и индивидуальные постройки, воплощая свой замысел в них, видеть конструкцию создаваемого объекта, анализировать ее основные части, при необходимости пользуются схемами,проявляя самостоятельность, творчество, активность, умение договариваться с играющими.Для ознакомления с миром природыи формированияэкологического сознания имеетсяцентр природы (экология) -гдедети не только знакомятся,наблюдают, но и ухаживают за комнатными растениями, выявляя какие условия нужны растениям для их роста. Знакомим детей с сезонными изменениями (временами года, жизнь животных и растениях в эти периоды и в разных природных зонах),а помогают нам в этом: альбомы, «макеты» с животными (игрушками) разных зон обитания, иллюстрированные книги по временам года, «полочка умных книг» - с энциклопедиями о животных, растениях, солнечной системе и т.д. Ежедневно,вместе с детьми, после наблюдения отмечаем погоду (зарисовками) в календаре. Здесь же расположен центр экспериментирования, с различнымиматериалами, где дети, экспериментируя, учатся планироватьсвою деятельность с использованием моделей, выявлять причинно-следственные связи, делать умозаключения, а результаты зарисовывать в своих дневниках наблюдений.Имеющийся природный материал, дети по желанию используют в изобразительной деятельности. Содержание центра речевого развития (речевые игры, игры на развитие всех компонентов устной речи, сюжетные и предметные картинки) способствует обогащению активного словаря,развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, формированию фонематического слуха, звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Рядом расположенцентр книги,где дети,знакомясь с героями произведений, учатсясочувствовать и сострадать им,отождествлять себя с полюбившимся персонажем; пополняют свой литературный багаж сказками,рассказами,стихотворениями,загадками, скороговорками,также приносят из дома полюбившиеся им детские журналы, книги, сказки и мы, все вместе их рассматриваем. Для формирования и развития эстетического восприятияокружающего мира, приобщения детей к миру искусства,знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства, имеется центризобразительной деятельности. Где наряду с традиционными материалами для (рисования, лепки, аппликации)имеются нетрадиционные (ватные палочки, штампики, трафареты и многое другое), детскими работами украшается помещение группы, так же периодически, по инициативе детей организуется персональная выставка работ, иногда совместно с родителями. Знакомим с художниками и их иллюстрациями к произведениям, картинами, с помощью ИКТ путешествуем по выставкам, а использование презентаций вызывает заинтересованность у детей к тому, что они узнают.Для успешногорешения задач всех разделовпо ФЭМП оборудован центр, где имеется: для счета (наглядный, раздаточный и демонстрационный материалы), для сравнения по величине (полоски разной длины, толщины, высоты, разные мерки (линейки, сантиметр) и многое другое. Игры Никитина, Блоки Дьениша, палочки Куизенера, головоломки, танграммы способствуют развитию логического мышления, мелкой моторики, умению работать по схемам.Для решения задач по самообслуживанию и элементарного бытового труда организованы: дежурства, трудовые поручения и т.д., аситуации общения, встречи с интересными людьми (родителями воспитанников), гдес помощью презентаций, онизнакомят детей со своей работой, рассказывают детям о значимости своего труда для пользы других людей.При создании РППС должное внимание уделяю эстетическому оформлению группы, потому чтодети находятся в детском саду целый день, и окружающая обстановка должна их радовать, способствовать проявлению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.Для эффективного взаимодействия с родителямипо вопросам образования и воспитания детей, а также непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в приемной оборудован информационный уголок, который знакомит их режимом дня и особенностями работы с детьми 3-4лет в рамках воспитательно-образовательного процесса, с достижениями своего ребенка, с текущими событиями в группе и мероприятиями в детском саду, где каждый родитель может стать активным участником.

Таким образом,созданная развивающая предметно-пространственная средас учетом всех требований к ее созданию, способствует развитию инициативы и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром в различных видах деятельности, а творческий подход педагога при ее создании обеспечивает успешную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Литература:

1.Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-11,18с;

2.КабановаО.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОСТ ДО, Методические рекомендации для педагогов ДОО.М.,2005-4,11с;

3.Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Издательство «Учитель» 2010.-143с.;

4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПБ, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. -125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в условиях реализации основных образовательных программ дошкольного образования.

Выступление на районном методическом объединении воспитателей детских садов....

"ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "

Требование к психолого-педагогическим  условиям реализации основной образовательной программы основного образования, требования к развивающей предметно-пространственной среде....

Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические услови...

Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...