Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
методическая разработка на тему
В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса. В целях обеспечения требований ФГОС ДО необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogcheskie_usloviya.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Цель проведения педсовета: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников.
Задачи: рассмотреть некоторые психолого-педагогические условия, выделенные в ФГОС ДО; показать необходимость их обеспечения со стороны всех взрослых, окружающих ребёнка.
В условиях реализации ФГОС ДО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса. В целях обеспечения требований ФГОС ДО необходимо предпринять меры по сохранению, развитию и повышению эффективности системы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Стандарт ДО включает в себя разделы
- Требования к структуре Программы и ее объему;
- Требования к условиям реализации Программы;
- Требования к результатам освоения Программы.
«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности - и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)»
(пункт 2.6. ФГОС ДО)
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
«Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)»
(пункт 2.7. ФГОС ДО)
- игровая,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд,
- конструирование из разного материала,
- изобразительная,
- музыкальная,
- двигательная.
Требования к условиям реализации Программы
- требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде;
- требования кадровым условиям реализации ООП;
- требования материально-техническим условиям реализации ООП;
- требования финансовым условиям реализации Программы.
(пункт 3.1. ФГОС ДО)
Кто же должен обеспечить соблюдение вышеперечисленных условий? Если кадровые, материально-технические и финансовые условия создаёт в основном руководитель детского сада, предметно-развивающую среду – педагоги, то психолого-педагогические условия создают все взрослые, которые окружают ребёнка – в первую очередь это родители, воспитатели, специалисты, администрация и младшие воспитатели.
Для успешной реализации Программы в ДОО должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Организация ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Методы работы взрослых по отношению к детям должны соответствовать уважению человеческого достоинства ребёнка. Взрослые, работающие с детьми в ДОО, должны соблюдать педагогическую этику. Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения, обеспечивающая нравственный характер деятельности и взаимоотношений. Если говорим о педагогической этике, то не забываем о таких качествах как справедливость, доброта, человечность, понимание, принятие, уважение, требовательность к себе, сдержанность и пр. Взрослые в детском саду (особенно те, кто постоянно находится рядом с детьми) должны олицетворять собой образец высоконравственной личности.
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Деятельность педагогических работников в ДОУ должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные, индивидуальные возможности и склонности.
Создать необходимые условия для овладения умениями, находящимися в зоне ближайшего развития детей:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах компенсирующей направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Здесь необходимо помнить о том, что важнейшим условием воспитания у детей положительных взаимоотношений является отношение взрослых к малышам. Если взрослый постоянно разговаривает с ребёнком на повышенных тонах, грубо одёргивает, даёт обидные прозвища и т.д., такой стиль поведения будет невольно перениматься ребёнком по отношению к сверстникам. Поэтому, прежде всего, взрослые собственным примером демонстрируют образцы доброжелательных взаимоотношений с детьми.
Необходимым условием пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений является привлечение их внимания к эмоциональным состояниям друг друга. Взрослый побуждает детей к проявлению радости успехам сверстника, проявлению сочувствия и жалости.
Любой детский коллектив (особенно в детском саду) не обходится без конфликтов. При разрешении детских конфликтов взрослый должен придерживаться следующих правил:
- не унижать ребёнка (злюка, жадина и пр.),
- избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию («отдай», «не обижай», «играйте вместе» и т.д.), помочь детям лучше понять состояния друг друга и договориться (например, «Вы оба хотите играть одной игрушкой. Как же нам быть?»),
- использовать запрет лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта, при этом запрет должен быть сформулирован так, чтобы дать детям возможность договориться самим (например, «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Педагог должен создать условия для:
- свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- развивать следующие сферы детских инициатив – творческую (как включённость в игру, где развиваются воображение, образное мышление), в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании), коммуникативные инициативы (включенность во взаимодействие с окружающими людьми и проявлении чувств к ним), познавательную инициативу (любознательность, интерес к экспериментированию и познавательно-исследовательской деятельности).
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых на ребёнка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
К этой форме насилия относится:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка,
- оскорбление или унижение его человеческого достоинства,
- угрозы в адрес ребёнка,
- предъявление к ребёнку требований, не соответствующих возрасту или возможностям,
- ложь и невыполнение взрослым обещаний,
- однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму (появление страха, нарушение речи – например, заикание и пр.).
Необходимо обеспечить е эмоциональное благополучие воспитанников через:
непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Как вы понимаете это условие? (Ответы слушателей.)
Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:
● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий для комфортного пребывания воспитанников в детском саду и успешного освоения Образовательной программы дошкольного образования целиком зависит от правильных действий педагогического коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в условиях реализации основных образовательных программ дошкольного образования.
Выступление на районном методическом объединении воспитателей детских садов....
"ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
Требование к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного образования, требования к развивающей предметно-пространственной среде....
Памятка для педагогов. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования....
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Современные требования к созданию психолого – педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель сопровождения развития ребенка в ДОО - создать психолого- педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....