Профессиональный задачи тьютора
методическая разработка по коррекционной педагогике
Профессиональный задачи тьютора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_professionalnyh_zadachah_tyutora.docx | 74.77 КБ |
Предварительный просмотр:
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧАХ ТЬЮТОРА
В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ НА УРОКЕ
Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а так же от образовательной среды, которую семья выбрала для своего ребенка. Это может быть и массовый класс, и класс для обучающихся со схожими проблемами здоровья на базе инклюзивной школы или школы, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с моделями сопровождения определяются и профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке. Систематическое сопровождение ученика тьютором на уроке предполагается в тех случаях, когда он значительно отличается по степени готовности к освоению общих программных требований по предметам. Значит, в тьюторском сопровождении могут нуждаться:
1. Некоторые обучающиеся отдельного класса для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по состоянию здоровья нуждаются в по-мощи не только относительно освоения академического компонента образования и компонента жизненной компетенции, но и в физического передвижения, организации рабочего места, оперирования учебными принадлежностями, самообслуживания, озвучивания ответов и др.
2. Обучающиеся с интеллектуальными или иными нарушениями, которые включены в обычный класс. Например, в классе, где все обучающиеся здоровы и не имеют отклонений в развитии, одноклассник со сниженным интеллектом или расстройством аутистического спектра становится тем учеником, кому потребуется помощь тьютора на уроках. Именно поэтому одним из вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка является вариант, предусматривающий в должностной инструкции тьютора такой пункт, как «Сопровождение ученика на уроке».
Сопровождение ученика на уроке предполагает:
1) буквальное присутствие тьютора на тех уроках, посещение которых будет предусмотрено для ученика в его индивидуальной образовательной программе;
2) оказание необходимой поддержки и помощи ученику в процессе вы-полнения запланированных учебных заданий. За выполнением данных пунктов, таким образом, стоят конкретные действия тьютора, составляющие его деятельность на уроке в целом.
Деятельность тьютора по сопровождению обучающегося на уроке услов-но можно разделить:
1) на действия, направленные на оказание необходимой поддержки и по-мощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»;
2) действия, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть раз личные ограничения.
Придерживаясь такой логики, представим описание некоторых возможных действий тьютора по сопровождению обучающегося на уроке.
Некоторые действия тьютора, направленные на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им «академического компонента» и компонента «жизненной компетенции»:
– даёт ученику дополнительную инструкцию для выполнения учебного задания;
– перефразирует инструкцию учителя, делая её доступной для понимания учеником;
– дает индивидуальные задания;
– контролирует выполнение учебного задания;
– помогает ученику разными способами выполнять задания учителя класса (включая предоставление образца выполнения, совместное выполнение и др.);
– вырабатывает навык самостоятельного письма (и другие навыки), пользуясь разными приемами (например «рука в руке»);
– исполняет роль «напарника» в учебных диалогах с учеником (в том числе в невербальных диалогах);
– побуждает находить пути переноса имеющихся умений и навыков в новую ситуацию или делает это вместе с ним; – дробит инструкцию или вопрос учителя класса на несколько простых односложных.
Например, всем обучающимся учитель дает инструкцию: «Возьмите каждый свои ножницы и разрежьте пять полосок бумаги пополам». В это время тьютор, видя, что ученик не приступает к выполнению или, заранее зная, что он не может на данное время воспринимать такие инструкции, дробит её на несколько более простых следующим образом: «Возьми свои ножницы (1). Отсчитай пять полосок бумаги (2). Возьми одну полоску бумаги (3). Разрежь её пополам (4). Возьми еще одну полоску» (5) и т.д.
Некоторые действия тьютора, обеспечивающие включение ученика в образовательный процесс, помогающие преодолеть различные ограничения:
– помогает оценочно отнестись к выполненному учеником заданию, практическому изделию, дать своей работе оценку;
помогает пользоваться учебным оборудованием, техническими средствами обучения;
– предусматривает и помогает во время урока занимать ученику удобную для выполнения разных видов работ позу (можно прилечь на коврик, расслабиться на стуле, постоять за конторкой и др.), возвращает его в «исходное» положение ученика и т.д. – обеспечивает (по необходимости) активность ученика. Например, если ученик быстро утомляется на уроке и для снятия усталости ему нужно пройтись, тьютор помогает ему в этом, сопровождая во время таких «прогулок» из класса в класс. В это же время он ведет беседу с учеником о том, что «нужно пройтись и вернуться в класс, нужно пробовать слушать дольше» и т.д. Кроме того, действия тьютора по сопровождению особого ребенка на уроке касаются и реализации исходно диагностического блока рабочей программы по предмету, например: – осуществляет индивидуальное наблюдение за ходом выполнения заданий учеником, заносит выводы в пред усмотренные заранее для этого протоколы, листы наблюдений и т.д. – замеряет и фиксирует разнообразные параметры результативности, необходимые для получения «общей картины» исходно диагностического блока. Например: засекает и записывает время концентрации внимания ученика на рассматриваемом предмете, объекте наблюдения или исследования. Полученные результаты помогут тьютору в планировании по времени собственных действий на следующих уроках с учетом времени возможной образовательной активности обучающегося.
Виды деятельности на данном уроке, запланированные учителем класса для всех учеников | Ожидаемые действия по выполнению данного задания учеником клас-са, которого сопровождает тьютор | Виды деятельности для ученика на данном уро-ке | Действия тьютора особого ребенка по сопровожде-нию его на данном уроке | |
Пример 1 | Самостоятельное чтение стихотво- | Ученик не смо-жет прочитать | 1. Чтение слого-вых таблиц (це- | 1. До урока го-товит карточки |
рения | стихотворение, потому что на данный момент он опознает гра-фические об разы лишь не которых букв, умеет их на-зывать | почек). 2. Прослушива-ние чтения от-рывка из данного стихо-творения в ис-полнении тьютора | со слоговыми таблицами (це-почками), на уроке учит слитно их про-читывать, обра-зуя слоги из знакомых фо-нем. 2. Читает отрывок из сти-хотворения | |
Пример 2 | Самостоятельное чтение короткого текста рассказа (примерное время для чтения – 4 ми-нуты) | Ученику будет доступно пони-мание содержа-ния текста рассказа, но ему будет недоста-точно четырех минут для само-стоятельного его прочтения | 1. Самостоя-тельное чтение короткого текста рассказа учени-ком в течение 3 минут. 2. Потом одну минуту слушает чтение окончания рас-сказа в исполне-нии тьютора | 1. Слушает чте-ние ученика, поправляет при необходимости, фиксирует вре-мя. 2. Дочиты-вает рассказ. 3. Наблюдает за тем, как его слушает ученик |
Для того чтобы тьютору особого ребенка было легче планировать собственные действия на уроке, ему необходимо знать:
– все исходно диагностические данные на ребенка;
– содержание всех разделов общеобразовательной программы, по кото-рой учится весь класс, а также содержание адаптированной образовательной программы, предназначенной для обучающегося ученика;
– содержание рабочей программы по предметам, составленной учителем класса для работы со всеми учащимися;
– содержание календарно-тематического планирования по предметам;
– содержание каждого урока, на котором он будет сопровождать ученика, и заранее его планировать.
При подготовке к сопровождению ученика на уроке удобно пользоваться следующей формой .
Тьютор при подготовке к уроку (пример 1) (имея на руках краткий конспект учителя класса на данный урок), основываясь на исходных диагностических данных на ученика с ОВЗ, должен предположить, что ученик испытывает затруднения при самостоятельном ознакомлении с текстом стихотворения. А значит, время, предназначенное для данного вида деятельности, для него может быть потрачено «впустую». Поэтому тьютор готовит для него другое задание, которое будет способствовать решению поставленных в его индивидуальной образовательной программе задач. Таким заданием, лаконично увязанным с уроком чтения, может стать чтение учеником слоговых таблиц, что решает за-дачу из его индивидуальной образовательной программы по обучению его чтению по слогам. Однако если тьютор видит, что в следующий за этим вид деятельности ученик может быть включен вместе со всеми одноклассниками, то тогда ему нужно успеть еще и познакомиться с текстом стихотворения (возможно, не в полном объеме). Для этого тьютору нужно знать, сколько примерно времени выделит учитель на чтение стихотворения учениками класса. Тогда такое же количество времени он отведет на выполнение учеником двух видов деятельности, как это следует из примера 1 (столбец 4). При подготовке к сопровождению ученика с ОВЗ только лишь в этой части урока, тьютору нужно будет заготовить слоговые таблицы и ознакомиться со стихотворением, выбрать из него наиболее подходящий отрывок. Очевидно, что, не готовясь заранее к уроку, тьютор не смог бы предусмотреть необходимость наличия на данном уроке слогового материала, а отрывок из стихотворения ему пришлось бы выбирать «на ходу». Во втором случае мы видим другой пример, когда ученику доступны самостоятельное чтение и понимание содержания текста рассказа, но ему будет недостаточно времени для этого. Тьютор решает данную ситуацию следующим образом: три минуты отводит для самостоятельного чтения текста рассказа учеником, а за последнюю мину ту дочитывает сам окончание рассказа, что параллельно помогает ему решать одну из задач из индивидуалной образовательной программы ученика: учить его внимательно слушать учителя или одноклассника, не отвлекаясь, в течение одной минуты. Перечень действий тьютора может распространяться и на область его взаимодействия с другими обучающимися данного класса. Например, он может побуждать всех школьников высказываться, предлагать кому-то из детей стать «маленьким учителем» для его одноклассника, оказывать помощь еще и другому ученику, если это нужно и уместно. Объем и характер действий тьютора на уроке в каждом конкретном случае будет зависеть от наличия тех или иных особых образовательных потребностей ученика и понимания этих потребностей командой педагогов, работающих с ним. Помимо «урочной» деятельности, разумеется, у тьютора достаточно времени уйдет и на «внеурочную» деятельность, связанную с его подготовкой к сопровождению ученика на уроке.
Такая деятельность включает в себя:
– модификацию используемых учителем класса учебных пособий (выделение шрифтом или цветом ключевых слов, сокращение подробностей, дополнение текста иллюстрация ми, рисунками; упрощение языковых конструкций и т.д.);
– модификацию ресурсов (использование альтернативных источников подачи и восприятия учебной информации, например, программ для распознавания речи; привлечение волонтеров, сотрудничество с другими учителями и тьюторами, организация помощи сверстниками или родителями);
– модификацию стратегий и технологий обучения (использование демонстраций с пошаговыми инструкциями, так называемыми «визуальными опорами»;повышение интерактивности или, наоборот,изменение темпа предъявления инструкций и поручений с более длительными паузами и повторением ключевых слов и т.д.);
– модификация инструментария для оценки результатов обучения (использование заданий, схожих с теми, что даются всем ученикам класса, но в упрощенной форме; отбор для оценивания тех критериев, достижение которых доступно в некоторой степени сопровождаемому ученику; использование для оценивания результатов обучения практико-ориентированных заданий, отражающих степень овладения социальными и другими навыками, составляющими «компонент жизненной компетенции» обучающегося).
Следовательно, все действия тьютора и его деятельность по сопровождению особого ученика на уроке напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей конкретного школьника. Профессиональные задачи тьютора в организации деятельности особого ребенка на уроке должны быть направлены на оказание необходимой поддержки и помощи ученику по освоению им академического компонента, а также в накоплении учеником доступных ему навыков, максимально расширяющих область развития его жиз-ненной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных технологий для решения профессиональных задач. Microsoft PowerPoint в работе воспитателя детского сада»
Воспитатели детских садов стали активно использовать различные мультимедийных средства. Технологии не стоят на месте и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе. Используя...
Проект-практикум по решению профессиональных задач по изобразительной деятельности в детском саду.
Изобразительная деятельность является важнейшим средством познавательного и эстетического развития детей дошкольного возраста.В рисовании ребенок может выразить свое душевное состояние, отобразить вол...
Доклад на тему: "Новые профессиональные задачи воспитателя ДОУ : что изменил профессиональный стандарт?
Доклад воспитателя...
Профессиональная задача в образовательном процессе.
презентация для педагогов...
Профессиональные задачи тьютора
Профессиональные задачи тьютора...
Новые профессиональные задачи воспитателя. Что изменил профессиональный стандарт?
Профессиональный стандарт - документ, который фиксирует требования и функциональные обязанности работников многих специальностей. Стандарт – инструмент повышения качества образования, и выхода о...
- Мне нравится (1)