"Запуск речи" по методики Черняк М.Ю
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)

Борисова Виктория Александровна

Эта методика коррекции речевых нарушений, разработанная Марией Черняк при участии Т.Г. Визель – ведущего нейропсихолога страны, даёт результаты даже при самых тяжелых формах речевых нарушенияй. Методика предназначена для работы с неговорящими детьми от 1,5 до 5 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Запуск речи»  по методики Марию Юрьевны Черняк

Эта методика коррекции речевых нарушений, разработанная Марией Черняк при участии Т.Г. Визель – ведущего нейропсихолога страны, даёт результаты даже при самых тяжелых формах речевых нарушенияй. Методика предназначена для работы с неговорящими детьми от 1,5 до 5 лет. В основу методики положены:

  • Закономерности развития речи в норме, включая алгоритмы «обходных» механизмов формирования речи у детей с алалией;
  • Современные представления о сенсорной интеграции (Джин Айрес);
  • Необходимость опоры на предметно-практическую деятельность (исходя из того, что ведущий вид мышления у маленьких детей наглядно-действенное).

Кроме того, опыт работы с детьми по настоящей методике убедил меня в том, что не достаточно добиться от ребёнка лишь повторения слова.  Необходимо, чтобы он проработал слово не только на слух, но и зрительно, тактильно, то есть прочувствовал его. Образно говоря, слово нужно «взять в руки». Поэтому всю работу строю с опорой на предметно-практическую деятельность. Этим и обусловлено подключение сенсорной интеграции, подразумевающей создание образа предмета, основанного на большом числе ассоциативных связей.        В комплексе этой методики коррекции речевых нарушений входят специально разработанные практические пособия. Пособия структурированы в соответствии с принципом последовательного усложнения структуры отрабатываемых слов и предъявляются ребенку в контексте зрительно-предметных, ритмических и графических опор.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ

ЦЕЛЬ

создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей.

ЗАДАЧИ:

-        развить общие речевые умения;

-        расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;

-        способствовать повышению мотивации к общению;

-        улучшить коммуникативные навыки.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год

Различают несколько этапов работы по коррекции и устранению речевых расстройств при сенсорном типе. Условно их можно разделить на:

I        этап - подготовительный.

II        этап - формирование коммуникативных навыков (от н III этап - развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.

III        этап - развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.

Этапы

Задачи периода

I        этап - подготовительный.

Эти дети слышат, но процесс анализа полученной информации у них нарушен: слуховой анализатор в данный момент может воспринимать сигнал, а спустя некоторое время при тех же условиях - нет. В привычной обстановке родного дома они могут запоминать отдельные речевые конструкции, употребляемые взрослыми. При этом, попадая в незнакомую среду, либо при контакте с новым человеком, не понимают того же самого высказывания. Слуховая система алаликов крайне нестабильна, дети с данным нарушением восприятия тяжело переносят резкие звуки (скрипы, шуршание), шумы высокой частотности, крик или громкую экспрессивную речь. Все это может привести к блокировке акустикогностического процесса, что только усложнит коррекционную работу. Поэтому с такими детьми во время занятий необходимо использовать спокойную, тихую речь, чтобы не снизить у них восприятие речевых звуков. Часто сопутствующими расстройствами у детей с сенсорной или сенсомоторной алалией являются нарушения эмоциональноволевой сферы и поведения, поэтому на первых порах занятия с ребенком будут, скорее всего, носить хаотичный, спонтанный характер. Ни в коем случае нельзя пытаться заставлять алалика «высиживать» на одном месте энное количество минут. Одна из главных первоначальных задач - наладить контакт с ребенком на уровне тактильного, зрительного восприятия. Только после того, как будет установлен контакт, можно начинать работу, в противном случае, все старания пойдут насмарку.

II этап - формирование коммуникативных навыков (от неречевых к речевым).

Дети посредством совместной игровой деятельности с педагогом учатся использовать неречевые коммуникативные умения - жест, мимику. Позже добавляется смысловая интонация. Происходит это во время проигрывания партнерских игр с ребенком, например: «Покорми куклу». Логопед проговаривает и показывает, что необходимо сделать: усаживает куклу на стульчик (за стол), протягивает ко рту игрушки ложечку, имитируя «кормление» и т. д. Ребенок, в свою очередь, проделывает те же действия, дублируя жесты и мимику. Здесь в работе активно участвуют двигательные и зрительные анализаторы, используется прием «глаза в глаза», что позволяет малышу лучше понять, чего от него хочет взрослый. Однако этот метод не подойдет детям с аутизмом, так как зачастую для них характерно избегать зрительного контакта с другими людьми. Также будут полезны игры с конструктором или кубиками. Такой вариант «параллельной игры» подойдет и для аутистов. Задействуется тактильное и зрительное восприятие и ощущение. Педагог строит совместно (если это не вызывает отрицательные эмоции) либо рядом с малышом башню или другую постройку, использует мимику и жесты. Речь минимальная, простая, односложная, в употреблении не должно быть слишком много слов, лучше с опорой на те, которые ребенок воспринимает, либо часто может слышать. Работать можно также с различными пособиями на развитие сенсорики (цвета, вкуса, тактильных особенностей предметов) и мелкой моторики: музыкальные игрушки, мягкие и деревянные кубики. Целью второго этапа является формирование непосредственно самой потребности в речевом общении. Развивать ее можно при помощи искусственно созданного «информационного голода».

Ill этап - развитие интереса к окружающим неречевым и речевым звукам.

На этом этапе начинается постепенное развитие фонематического слуха и восприятия. Сначала с помощью неречевых звуков, затем с включением речи взрослого. При этом необходимо избегать резких стуков, хлопков в ладоши, топота. Происходит сопоставление звукового сопровождения показываемому изображению. Например, логопед предлагает воспитаннику ряд иллюстраций для развития предметного словаря. Далее разбирает каждую картинку с соответствующими ей одним или несколькими звуками (уу - паравоз, ыы - медведь, му - корова и т. д.). То же самое происходит при активизации обозначений действий: подборка сюжетных картинок позволяет расширить глагольный словарь (аа - плачет, ай - болит и т. д.). Можно применить уже готовый материал «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной, разработанный в соответствии с современным психолингвистическим подходом, и систематизированный по блокам для более удобного изучения информации. Это пособие подойдет как для работы с сенсорными, так и с моторными алаликами. Перед началом работы рекомендуют установить режим, четко определить время для занятий, отдыха. Нужно стараться лишний раз не перегружать слуховое внимание и восприятие речевыми заданиями. Этот этап будет являться основополагающим в развитии понимания речи, так как позволит: активизировать использование слов согласно их назначению; сформировать умение анализировать собственную речь; пополнить пассивный словарный запас, который при условии эффективной деятельности логопеда перейдет со временем в активный; развить фонетикофонематическое восприятие: различать близкие по звучанию слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

запуск Авиамоделей

Городские соревнования среди дошкольников 6-7 лет...

Мастер - класс «Запуск ракеты». Украсим ракету методом «набрызг» .

«Запуск  ракеты». Украсим ракету методом «набрызг»Расскажу вам по секрету,Мы построили ракету….. Цель: познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», форми...

Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.

Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...

Современные методики для запуска речи

Запуск речи неговорящего ребенка — это самый трудный и важный момент всей коррекционной работы.Как ребенка с низкой мотивацией к речевому общению, протестными реакциями и негативизмом заинтересо...

План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.

Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...

Современные методики запуска речи у неговорящих детей

В презентации предлагаются краткие сообщения о современных методиках запуска речи, их авторах....

Методики запуска речи у безречевых детей.

Методики  запуска речи у безречевых детей. Информация для педагогов и родителей...