Современные методики запуска речи у неговорящих детей
материал (старшая группа)

Костромина Наталья Михайловна

Запуск речи у неговорящих детей — сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода и использования различных методов и приёмов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5» г. ПЛАСТА 457020 Челябинская область, г. Пласт, ул. Галкина, 24, тел. (35160) 2-24-91 Современные методики запуска речи у неговорящих детей 2024 г . Методика Татьяны Грузиновой Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна. Запуск речи происходит в три этапа: 1 этап : взрослый вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Взрослый вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звука. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем формируются остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляются в игре. 2 этап : суть в направлении взрослым ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов. 3 этап : малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму. ВАЖНО!!! Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах: непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков; одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики; улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна; речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями. Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.

Слайд 2

Методика Т. Н. Новиковой-Иванцовой Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т.Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы. Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии. Предлагаем вашему вниманию рассмотреть следующие пособия: 1. «Ритмы и слоги» - пособие предназначено для работы по формированию слоговой структуры слов у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проще говоря, это пособие учит детей плавно произносить слова разной слоговой структуры (классы слов по Марковой). Пособие разбито на разделы: ритмы, слоги, слова. В пособии очень грамотно и понятно описана работа, ее суть и этапы. 2. «От слова к фразе» - пособие, которое логически следует за первым. Теперь мы учимся фразовой речи, обогащаем глагольный словарь. Пособие делится на три части по уровню сложности. Эти пособия очень актуальны для использования в коррекционно-развивающей работе с неговорящими и малоговорящими детьми. На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждое занятие. Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого. Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются: «Картинка-символ» - знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию; «Волшебные кнопочки» - упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз; «Звуковые дорожки» - здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог. «Произнеси слова с изучаемым звуком» - взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом. В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются. «Мои первые слова» Н. А. Шишкиной Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному. Н. А. Шишкина рекомендует придерживаться следующих правил: Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен. Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...

6 СПОСОБОВ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Рекомендации родителям, чьи дети никак не могут заговорить...

Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.

Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

Современные методики запуска речи у неговорящих детей

В презентации предлагаются краткие сообщения о современных методиках запуска речи, их авторах....

«ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ»

Запуск речи неговорящего ребенка — это самый трудный и важный момент всей коррекционной работы.Как ребенка с низкой мотивацией к речевому общению, протестными реакциями и негативизмом заинтересо...