ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по логопедии
Речь — фундаментальный компонент общения и познавательного развития, без которого ребенок испытывает серьезные трудности в социализации и эмоциональном развитии. Поэтому, запуск речи у неговорящих детей — одна из самых актуальных и важных задач современной логопедии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 811.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ЗАПУСКА РЕЧИ
У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Речь — фундаментальный компонент общения и познавательного развития, без которого ребенок испытывает серьезные трудности в социализации и эмоциональном развитии. Поэтому, запуск речи у неговорящих детей — одна из самых актуальных и важных задач современной логопедии.
Запуск речи у неговорящих детей - это необходимость, если в два года и более ребенок не говорит вообще, либо произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерно следующее:
- отсутствие мотивации к речевой деятельности;
- недостаточность базовых представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи;
- недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.
На современном этапе развития специального образования особенно важна разработка таких образовательных программ и педагогических технологий, которые способствуют всестороннему развитию детей с нарушениями в развитии, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Это позволит обеспечить полноценное и эффективное обучение для каждого ребёнка.
Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:
- непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
- одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
- улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
- речевая среда (неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте).
Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать нормально говорящих сверстников.
Мы расскажем о методиках и пособиях, которые используем в работе с неговорящими детьми на начальном этапе формирования речи.
Методика Т.Н. Новиковой-Иванцовой - это метод формирования языковой системы (МФЯС), применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистического спектра.
Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Уникальность этой методики заключается в том, что она не только дает возможность «запустить пусковой механизм» появления речи, но и помогает в работе учителя-логопеда по усвоению слоговой структуры слова, развитию ритмико-мелодико-интонационной стороны речи, формированию фразовой речи.
Пособие «Ритмы. Слоги». По данной методике ребёнок сначала учится произносить гласные звуки, а потом к ним добавляются согласные. Для обучения используют специальные «картинки-символы», которые помогают ребёнку познакомиться со звуками и делают процесс весёлым и понятным через игру. Здесь же используются упражнения:
- «Волшебные кнопочки» — это когда ребёнок нажимает по очереди всеми пальцами одной руки на кнопочки, тренируя внимание и координацию.
- «Звуковые дорожки» — это когда ребёнок несколько раз повторяет гласные звуки, чтобы лучше их запомнить и научиться правильно произносить. Пособие «От слова к фразе»
- 1 часть — составление предложений из двух слов — подлежащего и сказуемого.
Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести персонажей: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла.
На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря, т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры.
На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов, обозначающих следующие действия: идет, бежит, сидит, спит, едет, плывет, летит. На начальном этапе мы используем глаголы в повелительном наклонении: иди, беги, сиди, спи, плыви, лети.
Появление в речи ребенка слов-действий, выполняющих роль однословной фразы, является первым шагом в развитии фразовой речи. Следующим шагом должно стать объединение двух слов в единое
высказывание.
- 2 часть — составление предложений из двух слов с добавлением категории числа (единственное и множественное число) существительных и глаголов. «Назови действие» (например, Петух идет- петухи идут.)
- 3 часть — составление предложения из трех слов — подлежащего, сказуемого и прямого дополнения. «Составь предложение» (например, Бабушка ест кашу.)
Методика Н. А. Шишкиной представлена в авторской рабочей тетради «Мои первые слова».
По данной методике ребенок также сначала осваивает гласные звуки, а потом согласные звуки.
Для этого также используются «картинки - символы», «Волшебные кнопочки» «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз. Проводя пальцем по «звуковой дорожке», ребенок произносит слог. Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат.
Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
«Комплексная методика коррекции речевых нарушений детей с 2 до 5 лет» Марии Юрьевны Черняк . Альбомы: «Звуки», «Слова», «Предложения», «Рассказы». Это методика стимулирования речи и коррекции алалии у детей 2-5 лет, формирования навыков глобального чтения при органических и хромосомных нарушениях и аутизме. Методика разработана специально для детей с задержкой речевого развития и алалией. Для разворачивания однословной фразы используется метод наращивания фразы, такой фразовый конструктор (по моделям фраз В.И. Балаевой - 12 моделей). Мы создали свою версию альбомов, распечатали фразы на листах А4, и просим ребенка как бы «прочитать» их.
Методика Травкиной Ж.А. предполагает составление фразы уже на самых первых этапах работы (к каждому классу существительных подобран глагол в картинке). Слова систематизированы с учетом ударения в каждом классе слоговой структуры.
Пособие «Сложи слово» является особенностью методики. Карточка с изображением объекта состоит из такого же количества частей, сколько слогов в данном слове. Картинный материал подобран в соответствии с классификацией А.К. Марковой с 1 по 14 класс слоговой структуры слов. Картинки поделены на части, согласно количеству слогов в слове, учтено ударение.
Опираясь на перечисленные методики, мы разработали компьютерные игры-презентации для запуска речи неговорящих детей:
- «Назови действие» (например, Аня спит. Киса спит….)
- «Назови действие» (например, Петух идет — петухи идут….)
- «Сложи слово» (например, Па-на-ма,по-ма-да…)
- И многие другие…
Эти игры позволяют заинтересованности детей и многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребёнка к занятиям. Персонажи компьютерных игр интерактивны, приходят в движение при нажатии курсора на картинку левой кнопкой мыши.
Компьютерные ресурсы позволяют работать на разных уровнях сложности и одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти, мышления ребёнка. Поэтому в нашей работе мы активно используем авторские компьютерные игры-презентации.
Комплексное использование вышеперечисленных методик позволяет создать системную, последовательную программу запуска речи у неговорящих детей. Совмещение развития артикуляционной моторики и речевого дыхания, расширения активного словаря, формирования грамматического строя речи и создания мотивационной игровой среды обеспечивает всестороннюю поддержку речевого развития ребёнка и способствует его успешной социализации.
Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и логопеда.
Литература:
- Лынская М.М. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий» Москва, 2015
- Новикова-Иванцова Т.Н. «Методическое пособие для работы логопедов по формированию слоговой структуры слов с тяжелой речевой патологией «Ритмы и слоги» Москва, 2016
- Новикова-Иванцова Т.Н. «Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией «От слова к фразе». Москва, 2016
- Травкина Ж.А. Логопедические методы работы с детьми дошкольного возраста. Москва: Академия, 2016.
- Черняк М.Ю. Комплексная методика коррекции речевых нарушений детей с 2 до 5 лет. Екатеринбург: У-Фактория, 2020.
- Шишкина Н.А. «Мои первые слова». Москва, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для запуска речи неговорящих детей
В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.
laquo;Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка....

Мой доклад . "Влияние музыкальных занятий на запуск речи неговорящего ребенка"
В материале рассматриваются различные компоненты музыкального занятия и оценивается их влияние на запуск речи у неговорящего ребенка....
Современные методики запуска речи у неговорящих детей
В презентации предлагаются краткие сообщения о современных методиках запуска речи, их авторах....

пальчиковые игры для запуска речи неговорящих детей
Пальчиковые игры — это упражнения, которые помогают развивать мелкую моторику рук у детей. Они могут быть полезны для запуска речи у неговорящих детей, так как мелкая моторика и речь тесно связа...

Современные методики запуска речи у неговорящих детей
Запуск речи у неговорящих детей — сложный и многогранный процесс, который требует комплексного подхода и использования различных методов и приёмов....




