«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.
статья по коррекционной педагогике

Чурбакова Елена Михайловна

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Карточки PEKS как средство «запуска» речи неговорящего ребенка.

 СЧАСТЬЕ ЭТО КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и ребёнка? Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют.   Однако общение это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ребёнок не разговаривает, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?  

 Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как – то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию.

 Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?

 Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.

 Система пекс. Это система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться при помощи обмена карточек. Именно в обмене карточек, а не просто в их использовании.

 Аббревиатура PECS расшифровывается как – коммуникационная система обмена изображениями (карточками) Система была разработана в Америке 1985 году. Изначально создавалась для детей с расстройствами аутистического спектра. Энди Бонди и Лори Фрост. И это очень выстроена система, которая преподается в американских вузах. Она является у них официальная. Используется очень широко для различных людей страдающих нарушениями речи. Есть книга, она переведена на русский язык, которой можно пользоваться для обучения этой системы.

 Изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Эти материалы помогают достичь успеха в развитии невербальных детей, у которых аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д. и зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

 Карточки значительно облегчают понимание речи детям, у детей с рас значительно снижается уровень тревожности, дети становятся более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка.

 Детям с ОВЗ трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача PECS – научить начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание.

 Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок с ОВЗ начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов».

 За годы использования PECS было установлено, что применение этой системы альтернативной коммуникации может со временем существенно развить устную речь. Достаточно часто дети с ОВЗ в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями. В процессе занятий по PECS дети работают: учатся, познают, размышляют. PECS – это голос ребенка.

 В покупном варианте они представлены в достаточно обширном объеме. Если вам хочется сделать карточки PECS самостоятельно, то можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет-ресурсах.

 Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся Вам картинки из имеющихся дома материалов (старые печатные издания, упаковки от детских вещей и т.д.).

 Итак, карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы (вплоть до самых обыденных бытовых предметов: посуда, еда, игрушка др.), так и действия: чистка зубов, одевание на улицу, время для обучения. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий. Например, запрет на то, чтобы подбирать что-то на улице. Актуальными являются также карточки для высказывания желаний. Ребенок начинает пользоваться ими не сразу и, как правило, если уже умеет читать, так как зачастую они сопровождаются надписью «Я хочу» и др. У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера. Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.

Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться

 Обязательным условием для начала обучения ребенка по системе пекс является формирование у него желание что – то получить или сделать. Для того чтобы ребенок проявлял инициативу в общении, он должен хотеть общаться. Ребенок должен, захотеть какой – либо предмет и выполнить какое – то действие.

 В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).

 Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.

 Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше пяти лет. С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

 СУЩЕСТВУЕТ 6 ЭТАПОВ обучения PECS, А ТАКЖЕ ПОДЭТАП, СВЯЗАННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до нескольких тренировочных занятий.

 Основной целью первого этапа обучения РЕСS - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее взрослому, и оставляет картинку в руке педагога. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых.

 Один из взрослых - "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - "фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча. Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.

 Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек, и делает это самостоятельно и без физической подсказки "феи". На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки. Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет - ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи "феи" здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации.

 З этап – называется различение карточек. Именно этот этап поможет понять, различает ли ребенок изображения на карточке. У нас появляется сразу несколько карточек, а желаемый предмет только один. И ребенок должен выбрать именно то, что он хочет. Например: бананы очень вкусные, он должен отдать карточку и взамен получить банан. Ребенок выучил, что использование карточек имеет влияние на окружающих, и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет - пришло время научить ребенка различать те символы, которые он использует для коммуникации.

 Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге, ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге. Во время обучения, важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, и не привык подавать только левую или только правую карточку.

 Основной целью четвертого этапа является усложнение реакции. Если раньше ребенок подавал только одну карточку, чтобы попросить желаемое действие или предмет, то теперь ребенок учится складывать несколько карточек в предложение. То есть, прикреплять в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подавать эту полоску.

 Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Он открывает книгу, находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску. К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

 Таким образом, ребенок должен научиться просить предметы и действия, которые находятся в поле его зрения, а также отсутствующие предметы.

 Для того, что бы обучить данный навык, необходимо проверить, какие именно характеристики любимых предметов выделяются для ребенка. Если ребенок предпочитает только красные конфеты, а синие и зеленые его не интересуют, значит можно начать работать над прилагательным "красный".  Если ребенка не интересуют цвета, то можно поискать другие характеристики - размеры, формы, предлоги или части тела.

 На пятом этапе основной целью является обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" То есть, только на пятом этапе, после того, как инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос. Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с ОВЗ затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если изначально приучить ребенка только реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" - это может существенно подавить инициативу, а, следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.

 Ну и последний 6 этап – называется комментирование, когда ребенок у нас уже самостоятельно, спонтанно, вместе с взрослым комментирует окружающий мир, происходящее с ним. Можно отвечать на различные вопросы, вступать в диалог, то есть, например: у нас мы можем слушать какую - то музыку и ребенок нам может сообщить о том, что он слушает скрипку или барабан, мы можем работать как логопед, дефектолог или психолог. Опять же не произнося ни слова, если ребенок не может делать, но при этом нам будет рассказывать о том, что он видит, что он слышит, отвечать на вопросы, а что это там, каково это цвета или сколько этого и все это у нас будет происходить на 6 этапе комментирования. Если к тому времени речь у ребенка не начала формироваться и мы понимаем, что ее не будет, либо она будет очень ограниченно. PECS станет его единственным видом коммуникации альтернативной коммуникации мы будем работать именно с этим видом коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние зрительного восприятия на развитие речи неговорящего ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи».

Статья будет полезна логопедам, воспитателям, родителям, столкнувшимся с проблемой - неговорящий малыш! Как опираясь на зрительное восприятие, можно вызвать речь, стимулировать ее развитие. В статье п...

Игры для запуска речи неговорящих детей

В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Дидактическое пособие, как средство развитие речи современного ребенка.

Данное пособие авторское. Множество игр на развитие речи, разучивание букв....

Карточки по запуску речи у неговорящих детей

Данная картотека создана в помощб логопедам и дефектологам, работающих с детьи с ЗРР, алалией, комплексными нарушениями и др. Материал грамотно и красочно оформлен, что нмало важно при работе с данны...

Мой доклад . "Влияние музыкальных занятий на запуск речи неговорящего ребенка"

В материале рассматриваются различные компоненты музыкального занятия и оценивается их влияние на запуск речи у неговорящего ребенка....

Буклет "Нейрогимнастика, как одно из средств запуска речи детей с ТНР"

Нейрогимнастика -  это двигательная нейропсихологическая коррекция (или сенсомоторная коррекция).Она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, направлена на коррекцию...

«Карточки ПЕКС как средство «запуска» речи неговорящего ребенка»

ПЕКС – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у ко...