Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.
рабочая программа

Якимец Валерия Викторовна

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

 Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. У неговорящих детей могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения при соблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Для неговорящих детей  характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми.

Таким образом, неговорящие дети нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа педагога–психолога

«Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики»

на 2018 – 2019 учебный год.

Программу составила:

Педагог-психолог Якимец Валерия Викторовна

 Тюмень, 2018

Содержание

1.Титульный лист

2.Содержание

3. Целевой раздел

3.1. Пояснительная записка

 3.2. Актуальность

 3.3. Приоритетные направления деятельности        

3.4. Цели программы.

3.5. Задачи программы

3.6. Практическая значимость

3.7. Инновационная направленность

3.6. Сущность логопедической ритмики 

3.7. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей

 3.8. Педагогические принципы логоритмической работы ДОУ

3.9. Предполагаемые результаты

4. Содержательный раздел

4.1. Особенности логопедической ритмики

4.2. Условия реализации программы

 4.3. Структура занятий.

 4.4. Этапы усвоения программы.

4.5. Ожидаемые результаты.

4.6. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста

   4.5. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики, речевого дыхания у детей с речевой патологией

  5. Заключение

  6. Список литературы

3.1. Пояснительная записка

Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13  от 30.07.2013 года.

 Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

    Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

       Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

        Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. У неговорящих детей могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

        Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения при соблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

        Для неговорящих детей  характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми.

       Таким образом, неговорящие дети нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

3.2. Актуальность

        Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
        Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
        Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений.
        Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах.
        Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

        Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Они с большим трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.

        В результате недоразвития речи у детей страдает – коммуникативная функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

        Нарушения в развитии речи существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной деятельности.

3.3. Приоритетные направления деятельности        

Для эффективности коррекционной работы включаются занятия по логопедической ритмике, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

        Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».

Логоритмика полезна всем детям, посещающим коррекционные группы, имеющие задержки в речевом развитии. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной работы педагога-психолога для коррекции различных нарушений речи дошкольников.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

        

3.4. Цель программы:  построение системы коррекционно-развивающей работы, направленной на выравнивание психологического развития детей в соответствии с возрастной нормой и укрепление их психического здоровья.

3.5. Основные задачи программы:

  • Улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
  • Развивитие психических процессов у неговорящих  детей ;
  •  Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  • Внедрение современных эффективных технологий коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей у неговорящих детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • Разработка перспективного плана проведения логоритмических занятий, дидактических пособий;

3.6. Практическая значимость. Программа предназначена для логопедов, музыкальных руководителей, педагогов-психологов и воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в коррекционную работу.

3.7. Инновационная направленность. Рабочая программа «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики», не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует появлению в речи ребенка новых звуков и слов, повышению уровня звукопроизношения, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

3.8.Педагогические принципы логоритмической работы ДОУ

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач  на одном  занятии.
  • принцип постепенности подачи учебного материала;

 Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

 «Познавательное развитие» Работа по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Формирование целостной картины мира. «Физическое развитие» Развитие ориентировки в пространстве, мелкой и крупной моторики, координации движений. «Социально-коммуникативное развитие» Использование сюжетно-ролевых, дидактических игр при работе над развитием восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

 «Речевое развитие» Использование стихов, скороговорок при выполнении пальчиковых упражнений, загадок, сказок для развития познавательных психических функций

« Художественно-эстетическое развитие» Развитие умений сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.

3.9. Планируемые результаты освоения программы: 

  • Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результаты освоения программы педагога – психолога соответствуют целевым ориентирам дошкольного образования. Целевые ориентиры представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования:
  •  Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  •  расширение словарного запаса
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. (Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
  •  Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).

может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

4. Содержательный раздел

4.1. Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:

  • В создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы.
  • В благотворном влиянии на больных точной дозировкой
  • В благотворном влиянии на больных точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе, форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию.
  • В выявлении индивидуального ритма человека и ритма данного коллектива во всём многообразии мимико-двигательных проявлений, в установлении соответствия ритма данного индивида с оптимальным биологическим ритмом людей данного пола и возраста.
  • В упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических процессов у людей, развитии умения сосредоточения. Этому способствует коллективное выполнение заданий, при котором слабым членам коллектива помогает выполнить ритмическое упражнение подражание другим.

4.2. Условия реализации программы

Материально – технические:

 Спортивный зал;

наличие спортивного оборудования, инвентаря, нетрадиционного оборудования (гимнастическая скамья, мячи, обручи, канат, кегли, погремушки, скакалки, мячи «ёжики»);

наличие разнообразных картинок, дидактического материала, игрушек для сюрпризных моментов, зонтов, шляп, султанчиков; шапочек – масок, кукольного театра, шумовых инструментов;

наличие звуковоспроизводящей аппаратуры, аудиозаписей;

Организационно – педагогические:

изучение литературы по логоритмике;

взаимодействие со специалистами (медработником, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре);

проведение занятий, учитывая различную двигательную активность детей, возрастные особенности;

Санитарно –гигиенические:

Освещённость и влажность помещения должны соответствовать требованиям санитарных норм;

Проветривание зала и влажная уборка после каждого занятия обработка спортивного инвентаря и оборудования после каждого использования;

4.3. Структура занятий.

Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом три раздела:

I раздел

II раздел

III раздел

Возраст 3-4 года

Возраст 4-5 лет

Возраст 5-6 лет


 

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 3- летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года обучения, 36 занятий в год; 1 раза в неделю 20 мин. - для детей 2 года обучения, 25 минут - для детей 3 года обучения, 36 занятий в год;

Занятие включает в себя:

- Логоритмические упражнения (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физминутки с музыкальным сопровождением и пением)

- Разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; коррегирующие имитационно – подражательные движения.)

- Упражнения на восстановление дыхания

- Общеразвивающие упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом и показом педагога.

- Обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств

- Психологические этюды

- Логоритмические игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

- Подвижные игры, музыкальные композиции

- Игровые упражнения на мышечное расслабление

- Игры малой подвижности

- Пластические этюды

- Упражнения в парах на тактильные ощущения

4.4. Этапы усвоения программы.

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

Повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально образных играх и гимнастике.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу

Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом.

Произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки;

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).

Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.

Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.

Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

Контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гармошек, знать их названия и тембры.

Согласовывать движения с текстом.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике.

Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.

Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и излагать мысль в монологе.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.

Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. •

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

Контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Извлекать звук из погремушек, бубнов, гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.

Играть и импровизировать на инструментах.

Выразительно согласовывать движения с текстом.

4.5. Ожидаемые результаты.

- снижение заболеваемости;

- коррекция физических процессов, развитие физических качеств (выносливости, гибкости, мышечной силы, ритмичности, быстроты);

- коррекция психических процессов;

- коррекция речевых нарушений, активизация речи;

- развитие эмоциональной сферы, коммуникативной культуры;

- социализация в обществе;

Диагностику проводят в конце года по следующим показателям:

- пространственная ориентация - память, внимание, мышление - мелкая моторика - слуховое внимание - согласованность речи и движения - сила, выносливость.

4.6. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста

        На значение музыки в эстетическом, нравственном воспитании детей раннего возраста указывал В.М. Бехтерев. Он подчеркивал важность воспитания в раннем возрасте, так как первые шаги развивающейся личности наиболее трудны и в то же время наиболее важны. То, что приобретается рано, удерживается прочнее, нежели приобретенное позднее, которое быстрее утрачивается при распаде или нарушении нервно-психической деятельности. В.М. Бехтерев подчеркивал значимость постепенного развития музыкальности у ребенка путем прослушивания музыкальных пьес, соответствующих слуху ребенка, с обязательным сосредоточением его на музыке. Дети реагируют на музыку, звуки песни задолго до развития экспрессивной речи. Здесь играет роль не слово, а известный ритм. С возрастом на ребенка начинает действовать то или иное изменение высоты тонов, на одни мелодии ребенок реагирует сосредоточением и успокоением, а на другие — плачем. Еще позднее начинает влиять тембр, или музыкальная окраска, так как в это же время ребенок уже различает тон речи. Но руководствоваться одним сосредоточением ребенка на музыкальные пьесы недостаточно.

        В.М. Бехтерев обращал внимание на значение музыки в развитии слуха детей. Дети очень рано начинают воспроизводить мотив, и даже дети-идиоты, неспособные к речи, могут напевать мелодию песни, а умственно-отсталые способны стать отличными музыкантами и в тоже время проявлять равнодушие к самым изящным изображениям. В.М. Бехтерев считал, что развитие музыкального слуха у детей должно играть в процессе воспитания не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию.

        О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.Г. Александрова, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, Е.И. Зоткина и др.

1. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания.

2. Способность к творчеству. Например, ребенок ищет движения для передачи походки шагающего человека, тяжело ступающего медведя, резво прыгающего зайчика.

        Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.        Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение — основные средства формирования двигательных навыков, ритмической тренировки.

        Речевая и двигательная системы человека в целом сформированы. У людей с речевой патологией эти системы функционируют на основе патологических условных рефлексов. Укоренившиеся патологические стереотипы речи, двигательной системы снижают эффективность коррекционного воздействия. Поэтому в комплексе лечебно-оздоровительных и педагогических мероприятий логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации рече-общедвигательных функций.

4.7. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики, речевого дыхания у детей с речевой патологией.

        Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и др .

Проводимое на протяжении ряда лет системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, — на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
        Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи .
        Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы (М.М. Кольцова, 1973), одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи.

5. Заключение

Логопедическая ритмика способствует  развитию речи.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. 

Логоритмические приемы работы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.

6. Список литературы:

  1. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Коррекционная программа Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М., 2003.
  4. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М., 2014.
  5. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
  6. Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
  7. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
  8.  Аудиодиск Железновой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко» для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет) на 2020-2021 учебный год

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год

Программа образовательной деятельности во второй младшей группе ( с 3 - 4 лет) общеразвивающей направленности на 2018 -2019 учебный год...

Рабочая Программа Педагога-психолога старшей и подготовительной группы для детей с ТНР на 2019/2020 учебный год

Рабочая ПрограммаПедагога-психолога старшей и подготовительной группыдля детей с ТНРна 2019/2020 учебный год...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...