Кинезиологические упражнения в работе учителя-дефектолога.
статья по коррекционной педагогике

Лобова Надежда Андреевна

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_v_korrektsionnom_protsesse_statya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

         Кинезиологические упражнения в работе учителя-дефектолога.

   

     На современном этапе  перед  дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации.

        Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним  из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.  Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

      Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности  полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять данные  упражнения в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

     Любое направленное движение требует определенного овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши  умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека.

     Как известно, речь это тоже движение,  требующие согласованности мышц речевого аппарата. В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи (стертая форма дизартрии), мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий  головного мозга и межполушарного взаимодействия. Последние исследования доказывают: (Сиротюк А.Л.,)  движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, особенно координированные движения, стимулируют продукцию нейротропинов, природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозге.

      Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации головного мозга:

      1.Левополушарный тип – доминирование левого полушария.

Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных людей более значима правая полусфера.  

     Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.

      2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария.

Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

      3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного полушария  другим.

Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.

Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

    Авторы практической кинезиологии   считают, что скорректировать, частично восстановить согласованность в работе правого и левого полушарий помогут специфические движения кинезиологии. Следовательно, гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс коррекции речи детей, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических  тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

      В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга, цель которых:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие психических процессов;
  • развитие речи;
  • устранение  и предупреждение дислексии;

Что включают в себя  комплексы упражнений?

     Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

     Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

     Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

      Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

     Упражнения для релаксациии способствуют расслаблению, снятию напряжения.

      Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение кинезиологоических упражнений возможно как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и на индивидульных.  Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Результативность  зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём  увеличиваться, темп выполнения наращиваться. Благодаря кинезиологическим упражнениям происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

Таким образом, использование метода кинезиологии применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи и психических процессов, овладевать умениями, которые ранее были им недоступны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безруких М.М  «Методические рекомендации» М.: Триада-фарм, 2002.

2. Картушина. М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 .

3. Сиротюк А.Л.  Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М.: Сфера, 2005.

4. Сиротюк А.Л.   Изучение детей с учетом психофизиологии. М.:Сфера, 2000.

5..Чумаков Б.Н «Валеология»М.: Педагогическое общество России, 2000.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. http://labirint-volzhsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47&Itemid=5

  1. http://festival.1september.ru/articles/618558/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога, логопеда

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, осо...

Опыт применения кинезиологических упражнений с детьми с ОВЗ дошкольного возраста в дистанционной работе учителя-дефектолога

В марте 2020 года образовательные учреждения вынуждены были перейти на дистанционный формат работы в связи с объявленной во всем мире пандемией. Педагогам пришлось искать пути решения задач в режиме ц...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий.Нейропс...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...