«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

с дошкольниками»

 Ученье свет, а не ученье тьма.

Была бы охота, наладится любая работа.

Попытайтесь перевести эти пословицы на какой-нибудь иностранный язык. У Вас это точно не получится, невозможно перевести народную мудрость, передать самобытность и образность русского языка!

        Народная мудрость, нашедшая свое выражение в фольклорных формах предоставляет нам, педагогам, и вам, родителям, обширный речевой материал для решения целого ряда задач по развитию речи детей.

        Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданный специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка, а также для тренировки дикции, умения управлять темпом речи, развития силы голоса и речевого дыхания.

При разучивании скороговорок мы развиваем у детей чувство ритма и рифмы, готовим их к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.

  • Разучите с ребенком приговорку, стараясь передать голосом интонацию участников диалога:

- Девица-сестрица,

Сходи за водицей!

 – Я волка боюся,

Медведя страшуся!

        Мы, логопеды, используем скороговорки как обычные фразы с определенным набором звуков для отработки поставленных звуков в речи детей, например для звука [Л]: Около кола — колокола и на колах — колокола. Палку толкал лапкой Полкан. А есть скороговорки, специально созданные для различения пар близких звуков: знаменитая Шла Саша по шоссе и сосала сушку (дифференциация звуков [С] - [Ш]). Но мы никогда не ставим целью произношение этих фраз (скороговорок) в быстром темпе. Мы с детьми произносим их медленно и правильно. 

  • Возьмите скороговорку с нужным вам набором звуков (или рекомендованную логопедом, если ребенок посещает занятия специалиста) и предложите ребенку не спеша, правильно ее повторить сначала один раз, а потом 3-5 раз подряд. Полезно произносить скороговорки с различной интонацией: весело, грустно, удивленно.

        Такие фольклорные формы как народные сказки, загадки, пословицы и поговорки помогают расширять словарный запас детей, способствуют развитию грамматического строя и связной речи. В сказках, загадках, пословицах раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также богатство и выразительность русской речи.

  • При изучении лексических тем, особенно времен года, познакомьте детей с пословицами. Так они лучше запомнят сезонные признаки и названия месяцев.

«Зима»: Много снега, много хлеба,

              Зимний денек, что комариный носок,

             Мороз не велик, а стоять не велит.

«Весна»: Много воды – много травы,

                Апрель с водой, май с травой,

              Малая птичка соловей, а май знает.

«Осень»: Осень – перемен восемь, 

               В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина.

«Лето»: Как летом потопаешь, так зимой полопаешь,

             Июль – макушка лета.

Слыша язык пословиц, дети заимствуют образность, яркие сравнения, особые обороты речи. Это обогащает их словарный запас, помогает формировать систему значения слов.

  • Вспомните все те пословицы, которые вы знаете, и время от времени знакомьте ребенка с ними. Когда ребенок будет достаточно хорошо знать их, поиграйте в игру «Закончи пословицу»:

Грамоте учиться … (всегда пригодится).

Один в поле … (не воин).

  • Попросите ребенка объяснить пословицу:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Семь раз отмерь — один отрежь.

  • Вспомните знакомую ребенку ситуацию и спросите, какая пословица к ней подходит. (Например, ребёнок заигрался и не хочет заняться полезным делом - «Кончил дело - гуляй смело», или «Делу - время, потехе - час». Ребенок поссорился со своим другом, не поделив игрушку - «Человек без друзей, что дерево без корней», или «Новых друзей наживай, а старых не теряй»).

        Учат понимать значение переносных слов и образных выражений народные загадки, в текстах которых есть сравнения предметов, противопоставления, равенство двух частей. Так дошкольники знакомятся на практическом опыте с литературным приемом — метафорой. Такие загадки отгадывать достаточно трудно, поэтому нужно прочитать загадку несколько раз, чтобы ребенок смог выделить основные признаки предмета или явления.

        При загадывании загадок перед ребенком важно поставить конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна.

  • Прочитайте ребенку народные загадки, выделяя голосом те признаки, которые могут помочь в отгадывании загадок. Попросите его догадаться, о чем идет речь.

Мохнатенька, усатенька,

Молоко пьет, песни поет.

(кошка)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. 

(репа)

Золотое решето

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

(подсолнух)

Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на стволе золотом.

(колос)

  • Прочитайте несколько загадок об одном и том же предмете. Спросите ребенка, какие слова помогли ему догадаться.

И комковато, и ноздревато.

И мягко, и ломко,

А всех милей

(Хлеб)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

Потом за столом

Режут ножом.

(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает.

(Хлеб)

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. 

(Хлеб)

        Сказки...Их любят все, но в жизни ребенка они значат гораздо больше, чем в жизни взрослого. Недооценить роль народной сказки в развитии речи дошкольников просто невозможно. Слушая сказку, ребенок узнает много новых слов для себя. Именно там эти слова и образные выражения так интересно преподносятся, что их так и хочется запомнить.  Тексты сказок помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказочные образы помогают ребенку запоминать целые отрывки текста, а потом с удовольствием их пересказывать. А пересказывая сюжет, ребенок постигает причинно-следственные связи и учится выстраивать логически последовательные высказывания. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий.

  • Прочитав ребенку сказку, попросите его назвать слова

ласковые,

добрые,

грустные.

  • Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи сказку». Вспомните хорошо знакомую ребенку сказку. Вы начинаете рассказывать, а он продолжает, затем опять Вы, и так далее.
  • Назовите ребенку несколько слов, которые встречаются в загаданной сказке, но одно из них не относится к этой сказке. Предложите ребенку угадать сказку и назвать лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц»).
Дед, бабка, внучка, репка,
огурец(сказка «Репка»).
Машенька,
утки, Ванюша, Баба-яга, гуси-лебеди (сказка «Гуси-лебеди»).
Емеля, старик, щука, сыновья,
 лебедь, Марья -царевна (сказка «По шучьему велению» ).

  • Игра «Наоборот» Попросите ребенка назвать слова, противоположные по значению:

Добро – зло, веселый – грустный, правда – вымысел, положительный – отрицательный, утро – вечер, начало – конец, стоять – идти, сильный – слабый, высокий – низкий, быстро – медленно, заколдовать – расколдовать, запрягать – распрягать, молодой – пожилой, громко – тихо, умный – глупый, храбрый – трусливый, холодно – тепло.

Попросите ребенка продолжить присказку:

Скоро сказка сказывается, ...

Что ни в сказке сказать, ...

Я там был, мёд, пиво пил, ...

Пойди туда – не знаю, куда, ...

Стали жить-поживать, ...

Тут и сказке конец, ...

  • Попробуйте вместе с ребенком сочинить свою сказку. Помогайте ребенку там, где он будет затрудняться, активно участвуйте в диалогах персонажей.

        Хочется отметить, что богатейший материал словесного творчества народа помогает не только знакомить детей с народной мудростью, традициями и поддерживать связь поколений, но и играет огромную роль в речевом развитии, учит понимать скрытый смысл, помогает в обучении детей яркому и образному выражению своих мыслей, развитию понимания красоты русской речи, учит  использовать меткое слово для характеристики героя или человека.

Учитель-логопед Смирнова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"

Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...

Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».

Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека ...

Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и  приведены примеры дидактических игр с применением...

Презентация "Роль ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда" Бородина Н.М.

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс помогает:-развивать фонематические процессы;-развивать моторику рук;-расширять словарный запас и кругозор детей;форм...