Статья "Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда над развитием связной речи старших дошкольников с ОНР"
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Петрова Марина Валентиновна

В статье содежатся рекомендации по использованию учителем-логопедом на занятиях по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста пословиц и поговорок. К материалу прилагается картотека игр по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР

Дети в настоящее время мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.

Включение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. 

Приёмы:

- разбор пословицы или поговорки;

- четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;

- формирование правильного понимания значения пословицы;

- подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок),

- иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове),

Формы и виды работы с детьми

1.Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.

2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.

3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.

4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.

5. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием, отшагиванием ритма.

6. Пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.

7. Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.

           8. Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок. Создание коллажей, альбомов, книжек–самоделок, настольных игр.

           9.  Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.

          10. Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.

11. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.

12. Участие в играх–инсценировках, спектаклях по сочинённым сказкам с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.

          13. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.

14. Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час».

15. Экологические акции: «Красна весна цветами, а осень плодами», «Каков уход - таков и плод».

17. Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).

18. Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

19. Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».

20. Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».

21. Создание банка пословиц и поговорок.

22. Неделя с пословицей:

  • Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
  • Рисование по пословице.
  • Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
  • Знакомство с пословицами других народов, созвучными с этой пословицей (русскими, белорусскими и др.

Некоторые примерные задания для детей

Обсуждение вопросов с детьми

  • О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
  • В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
  • О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
  • О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
  • От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и 4. «Какая пословица лучше»?

Взрослый читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун». Педагог предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.

Игровые упражнения:

2)  «Спор друзей». Взрослый рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» - «Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей»,  «Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей»,  «Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей». Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).

Инсценировка пословиц

Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.

Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:

• Мой папа работает полицейским. Когда я вырасту, я тоже буду работать в полиции, как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»

Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.

Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:

Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».

Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».

При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.

Картотека игр и упражнений с использованием пословиц и поговорок.

1. «Закончи пословицу»

Взрослый произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.

2. «Завиральные пословицы»

 Взрослый проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.

Мороз не велик, да стоять велит.

 3.   «Кто знает, пусть продолжает»

 Первый ребёнок произносит пословицу, следующий - проговаривает другую, но обязательно соответствующую заданной теме.

 4.   «Объяснялки»

  Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Педагог читает одно из толкований, дети должны узнать пословицу: «Если с утра до вечера ничего не делать, бездельничать, то тебе будет скучно  и покажется, что день длится бесконечно долго. Поэтому не ленись, потрудись, тогда время пролетит незаметно, интересно и с пользой для тебя и окружающих». Когда дети угадывают, педагог показывает картинку.

6. «Бусы»

На магнитной доске педагог маркером рисует произвольную линию, ставит на  нее большой магнит с надписью, например: «дружба». Дети вспоминают пословицу о дружбе, называют ее, ставя один маленький магнит – бусинку на линию. Чем больше «бусинок», тем лучше.

 8. «Восстанови пословицу и объясни её»

Век живи тем больше дров.  

Как аукнется твоя неделя. 

Делу время людей насмешишь. 

Мели, Емеля так и откликнется. 

Чем дальше в лес век учись. 

Поспешишь потехе час. 

11. «С мячом»

1 вариант. Ведущий бросает мяч и произносит начало пословицы, ребенку необходимо поймать мяч, закончить пословицу и бросить мяч ведущему.

- Слово- серебро……. (молчание - золото).

13. «Подбери пословицу»

Детям необходимо подобрать пословицу к  сказочным героям. Например: «Заюшкина избушка». (Взрослые могли бы сказать: «Не делай добра - не получишь зла».)

- На чужой каравай рот не разевай.

14. «Прямой – переносный»

Перед детьми картинка с изображением прямого смысла пословицы, детям нужно выбрать из нескольких предложенных картинок - одну с переносным значением данной пословицы, объяснить ее.

- Двое пашут, семеро руками машут (4 картинки).

18. «Подбери пословицы к картинкам по смыслу» (о честности, храбрости, матери и т.д.)

19.  Игра – соревнования «Кто больше скажет пословиц?»

20. «Пословица рассыпалась». Составьте пословицу.

  • Труд, портит, кормит, лень, а. (Труд кормит, а лень портит.)

21. «Соедини начало и окончание»

22. «Какая пословица лишняя»

«Дело мастера боится»;
«Не бойся работы, пусть она тебя боится»;
«Не спеши языком – торопись делом»;
«Язык до Киева доведет».

23.  Иллюстрирование пословиц, «Нарисуй пословицу»

24. Моделирование пословиц

 С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с удовольствием используют персонажей разных видов театра.

25. Инсценирование пословиц

 Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание пословицы.

27. Настольно-печатная игра «Сложи пословицу»

28. Подбери слова-противники (антонимы) к пословицам

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать). 
Легко друга потерять, но трудно …..(найти). 
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают). 

29. Картинка + рассказ + пословица

Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

30. Животные в пословицах. Какое животное нужно вставить?

  • голоден, как ............(волк)
  • работать , как (лошадь)
  • труслив, как .........(заяц)
  • упрям, как........... (осел)
  • грязный, как.........(свинья)

31. «Пословицы шутят»

Послушайте пословицы (мудрые изречения) и найдите ошибки
в словах. Заменить нужно только одну букву.

  1. Нашла коза на камень. (Коса.)
  2. От бобра бобра не ищут. (Добра.)
  3. Купить кита в мешке. (Кота.)

32. Вставь частицу «не» в пословицу.

Нужно вставить частицу «не», чтобы предложения превратились в пословицу.

  • Семеро одного ждут.
  • На чужой каравай рот разевай.
  • Хочешь есть калачи, лежи на печи.

33. Загадки по народным пословицам и поговоркам

1. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят?
      а) Коня; б) Сапожника; в) Бегуна; г) Волка.

8. Как заканчивается пословица: «И волки сыты...» а) И овцы целы; 

б) И волчата довольны; в) И зайцы рады; г) И пастухи уволены.

10. Продолжите русскую пословицу: «У семи нянек ...»: а)Четырнадцать глаз; б) Семь ремней; в) Дитя без глазу; г) Дитя без синяков.

Применение пословиц на занятиях по художественно-речевой деятельности.

Пословицы могут быть использованы как мораль литературного произведения, знакомство с которым произошло на занятии. Можно предложить детям один вариант пословицы, наиболее отвечающей идее и духу произведения. Можно усложнить развивающий компонент: предложить 2-3 пословицы, из которых лишь одна созвучна изученному произведению и попросить детей выбрать ту из них, которая подходит по смыслу к прочитанному.        

Л.Толстой "Косточка"

Кто раз соврёт, тому в другой раз не поверят.
Раз солгал – а навек веры нет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не делай того, о чём не хочешь, чтобы знали другие.

Вопросы и задания для детей

  • Как ты думаешь, как появляются пословицы?
  • Полезны ли они людям? Чем они полезны?
  • Каким душевным качествам учит тебя эта пословица? 
  • Как ты понимаешь эту пословицу? 
  • В каких ситуациях можно её употреблять?
  • Кому бы ты хотел посоветовать прислушаться к этой пословице?
  • Сосчитать, сколько слов в пословице.
  • Какое слово главное в этой пословице?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Опыт работы детского сада по развитию связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей "РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ С ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

По программе в  развитии речи детей старшего дошкольного возраста выделяются следующие направления работы: - содержательность и связность речи (развитие монолога и диалога); - развити...

Использование пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда

В статье дана краткая характеристика таких малых фольклорных форм, как пословица и поговорка. Описаны формы работы с пословицами и поговорками и  приведены примеры дидактических игр с применением...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

«Роль пословиц и поговорок в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

Для развития звуковой культуры речи богатейшим материалом являются скороговорки. Их всегда любили в народе, называли частоговорками или языковёртками. Скороговорка — это жанр фольклора, созданны...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)

В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей  через использование приёмов мнемотехники....