Семья в структуре системы образования детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Никулина Оксана Владимировна

Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения детей и подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.  Однако, сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья в структуре системы образования детей с ОВЗ

        За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное .

 Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности ребенка и на особенности его поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников.

        Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения детей и подростков, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.  Однако, сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

        По мнению Т.А.Куликовой,  современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок посещает дошкольное учреждение, школу, различные секции и кружки и др.

        В последнее годы семья, в связи с увеличением количества детей с проблемами в развитии, стала все чаще обращаться к помощи учреждений, занимающихся коррекцией развития, поведения ребенка. Помощь семье может быть оказана следующими учреждениями и организациями: психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии и т.д.

        Таким образом, современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность специального домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества и взаимодействия.

В основу работы с семьями, имеющими детей с нарушениями в развитии, могут лечь следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
  • принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка проводится в целях выявления его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и для составления индивидуальной программы развития;
  • принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Взаимодействующие стороны должны видеть друг в друге не «объект воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу;
  • принцип учета интересов (принцип решения задачи через интерес) применим в работе как с ребенком, так и с его родителями;
  • принцип ведущей деятельности учитывается при определении взаимодействия в триаде «ребенок – педагог – родитель».

В обобщенной форме работу учреждения с родителями можно представить в нескольких направлениях.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут полноправными партнерами. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и коррекционно-образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть его в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его речевых недостатков, негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости коррекционно-педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагогов с родителями должна свидетельствовать о том, что педагоги нуждаются в родителях, в объединении усилий, что родители – их союзники, и они не могут обойтись без их совета и помощи.

В соответствии с этим можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность СДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников.

Доклад. Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования.  Исследовательская деятельность старших дошкольников....

Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования

Взаимодействие педагога – психолога с семьей  ребенка в системе ...

Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).

Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...

Методы, принципы и формы обучения в системе образования детей дошкольного возраста

Описание принципов, методов и форм обучения детей дошкольного возраста....

Статья_ Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.

Публикация: Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практически...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста"

Основная задача музыкального образования дошкольников состоит в том, чтобы приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формиров...

Статья "Дошкольная педагогика в системе образования детей дошкольного возраста

В статье говорится о важности  дошкольной педагогики в системе образования,т.к способствует формированию личности ребёнка...