Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).
рабочая программа по теме
Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
— исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых создается система);
— деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
— субъектов деятельности организующих ее и в ней участвующих;
— отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
— среды, освоенной субъектами;
— управления, обеспечивающего интеграцию всех компонентов системы в целое.
Иными словами, нужно обеспечить взаимодействие всех субъектов, которые составляют понятия «детский сад» и «социум».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospitatelnoy_raboty_dou.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).
Введение
Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.
Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:
— исходной концепции (совокупности идей, для реализации которых создается система);
— деятельности, обеспечивающей реализацию концепции;
— субъектов деятельности организующих ее и в ней участвую щих;
— отношений, интегрирующих субъектов в некую общность;
— среды, освоенной субъектами;
— управления, обеспечивающего интеграцию всех компонен тов системы в целое.
Иными словами, нужно обеспечить взаимодействие всех субъек тов, которые составляют понятия «детский сад» и «социум».
Вместе с тем, авторы разделяют понятия «цель учреждения» и «цель воспитательной системы». Понятно, что эти цели не могут быть принципиально различными.
Цель нашего учреждения — индивидуальное комплексное раз витие каждого ребенка с учетом психического и физического со стояния здоровья, безопасности жизнедеятельности детей (прило жение 1), формирование психологической готовности к школе, развитие восприятия, воображения, художественно-творческой дея тельности.
Поскольку понятие «система» можно рассматривать как сово купность взаимосвязанных компонентов, цель нашей воспитательной системы - создание комфортных условий субъектам деятельности для реализации цели учреждения.
Основная часть
МДОУ № 3 «Солнышко» п. Адамовка введен в эксплуата цию в 1987г.
Согласно Типовому Положению о ДОУ наполняемость состав ляет 85 детей. Списочный состав на 01.09.07 — 85 детей.
Рядом с нашим ДОУ расположена большая школа №2. Основная масса выпуск ников ДОУ становится учениками этой школы. Для того чтобы сохранить преемственность в учебно-воспитательном процессе, а также обеспечить щадящую адаптацию наших детей к школе, мы, совместно с учителями начальных классов, проводим большую работу по обеспечению преемственности детского сада и школы.
Уровни образования определяются спецификой услуг, предоставля емых детским садом, и реализуется в соответствии с программой «Радуга», обеспечива ющими базовый объем знаний, предусмотренный Госстандартом.
По состоянию здоровья приходящих к нам в последние годы детей можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте нет практичес ки здоровых детей. Количество здоровых детей колеблется в интерва ле 15—25% от общего числа. Поэтому в ДОУ для охраны и укрепления здоровья детей проводиться витаминизация и массажные процедуры, создан фитобар.
В каждой группе создан физкультурный уголок, с разнообразным спортивным оборудованием.
Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать УВП. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки. В каждой группе созданы мини-музеи.
В течение ряда лет, то, возникая, то, отступая на задний план, перед детским садом стоит задача выживания. Единственным способом выжить в современных экономических условиях может стать конкурентоспособность учреждения на рынке образовательных и воспитательных услуг. Поэтому коллектив детского сада разработал воспитательную систему, позволяющую организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в ДОУ и взаимодействие с окружающим внешним миром, удовлетворяющую социальный заказ родителей, школы, учитывающую социально-культурные условия нашего края и, в целом соответствующую заказу государства.
Анализируя современные программы, предлагаемые к использованию министерством образования РФ ДОУ , мы пришли к выводу , что нашим требованиям, возможностям и ресурсам наиболее полно соответствует комплексная программа «Радуга». Процесс перехода на новую программу – дело не одного дня.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г.) программа «Радуга» направляет воспитание ребенка на развитие умственных духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Реализация стандарта – это выполнение обязательств государства перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития всех детей и преемственности при переходе следующему возрастному периоду. Определяя порядок действий всех участников УВП и их координацию между собой, а также учитывая влияние социума и построение взаимоотношении с ним, мы создали свою воспитательную систему, целью которой является создание комфортных условий для всех участников УВП, чтобы обеспечить комплексное развитие каждого ребенка с учетом его психологического и физического состояния здоровья, а также формирования психологической готовности детей к школе, развития их восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности, развития патриотического воспитания детей, привития основ экологического воспитания.
Реализацию этой цели мы видим посредством решения следу ющих задач:
— создание современной материально-технической базы учреждения;
— обеспечение полного методического сопровождения;
— использование современных технологий;
— обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;
— организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию наших воспитанников;
-- организация работы по экологическому воспитанию детей
— создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Индивидуальная траектория развития каждого ребенка дос тигается:
— созданием условий для охраны и укрепления здоровья ребенка;
— созданием условий для всестороннего развития личности
ребенка-дошкольника;
— приобщение к духовной культуре, воспитанием гражданско-патриотических качеств дошкольников, воспитанием эстетического мировидения, формированием привычки к здоровому образу жизни;
— формированием социально-адаптированной личности ребенка;
— максимальным развитием индивидуальных способностей каждого ребенка, подготовкой детей к бесстрессовому обу чению в школе.
Воспитание ребенка успешно, если оно системно, поэтому ос новной задачей своей педагогической деятельности мы считаем при ведение всех своих воспитательных действий, усилий в некую си стему, которая представляла бы собой единство закономерно рас положенных и находящихся во взаимной связи частей.
Наша воспитательная система включает в себя учебно-воспи тательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение ребенка.
Воспитательная работа в ДОУ охватывает три возрастных пе риода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.
В раннем возрасте:
— поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игру шек и действий с ними;
— прививать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам;
— развивать у ребенка способность видеть различные эмоцио нальные состояния близких взрослых и детей (радость, пе чаль, гнев) и выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
— формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать(пожалеть другого человека, если ему пло хо, больно, утешить обиженного),а чего делать нельзя (драться, отбирать игрушки, говорить плохие слова);
— формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.
В младшем дошкольном возрасте:
— формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать измене ния настроения, эмоционального состояния близкого взрос лого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;
— развивать способность сдерживать непосредственные ситуатив ные желания «я хочу». Переживания эмпатийного характера (со страдание, сочувствие) и эмоциональная экспрессия (выраже ние радости, печали) регулируют поведение и общение ребенка;
—учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выра жения радости, восторга, грусти и других состояний;
— воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отно шение к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте:
— развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма-любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отноше нию к людям, населяющим ее;
— способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;
— воспитывать этически ценные способы общения;
— развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребен ка уважение к себе.
Для создания целостной воспитательной системы необходима выработка взаимоотношений с окружающим нас социумом. С этой целью наш педагогический коллектив ставит перед собой следующие воспитательные задачи:
— развитие и укрепление взаимодействия всех участников вос питательного процесса;
— развитие и совершенствование межведомственного взаимодей ствия между учреждениями здравоохранения и образования;
— создание необходимых условий для участия родителей в вос питательном процессе;
— развитие воспитательных взаимоотношений с учетом осо бенностей нашего микрорайона и социума.
Для успешной реализации задач по достижению цели учреж дения, а именно: обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребенка с учетом имеющегося у него психического и физического состояния здоровья, формирования психологической готовности к школе, развитие восприятия, вооб ражения, художественно-творческой деятельности детей, в ДОУ осу ществляются следующие направления деятельности:
— оздоровительное;
— познавательно-речевое;
— художественно-эстетическое;
— патриотическое;
---экологическое;
---музыкальное.
Образовательный процесс по этим направлениям осуществля ется в соответствии с образовательной программой ДОУ, которая обеспечивает реализацию стандарта дошкольного образования и надстандарта в области познавательного, экологического, патриотического , художественно-эстетического, музыкального.
Для реализации направлений деятельности учреждения необ ходимо организовать взаимодействие всех участников учебно-вос питательного процесса, что и было сделано.
Учебно-воспитательный процесс в ДО У
таблица 1
Компонен-ты деятель-ности | Педагогические сотрудники | Медицинский персонал | Администрация | Родители | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||
Оздоровительное направление | |||||||||||||||
Адаптация | Оказывают эмоциональною поддержку ребенку. Способст вуют постепенному привыка нию к ДОУ. Узнают как можно больше об особенностях воспи тания в семье | Предварительно узнают как можно больше об особенностях физическо го здоровья ребенка. Ока зывают консультативную помощь педагогам по состоянию здоровья ре бенка, родителям — по адаптации к условиям ДОУ | Координирует рабо ту медицинской, педагогической и психологической служб ДОУ с целью обеспечения щадя щей адаптации | Эмоционально поддержи вают ребенка. Оказывают педагогам помощь адап тации малыша в детском саду. Максимально под робно и точно отвечают на все вопросы педагогов о ребенке. Продумывают, какие любимые вещи, игрушки, книги возьмет с собой малыш в группу | |||||||||||
Создание условий для физического и психологи ческого ком форта ребен ка в ДОУ | Вырабатывают систему проведе ния режимных мероприятий. Создают благоприятный психоло гический климат в группе. Осу ществляют личностно-ориентированный способ взаимодействия воспитателя с ребенком. Оказы вают консультативную помощь родителям по выработке единых требований к ребенку | Обеспечивают рацио нальный режим сна и питания и выполнение требований СанПиНа | Обеспечивает руко водство и контроль по созданию усло вий для физического и психологического комфорта ребенка в детском саду | Соблюдают дома режим сна и питания, принятые в детском саду | |||||||||||
Осуществляют медико-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ | |||||||||||||||
Соблюдение режима дви гательной активности | Создают условия для спонтан ной двигательной активности в группах и на территории дет ского сада для переживания «мышечной радости». Прово дят двигательные пятиминутки после интенсивной интеллекту альной нагрузки в течение дня | Осуществляют медика – педагогический контроль за соблюдением режима двигательной активности в течение дня. | Соблюдают режим про гулок, дают возмож ность ребенку во время прогулок свободно дви гаться. | ||||||||||||
Физкультур ные занятия, спортивные праздники, досуги | Соблюдают программные и возрастные требования при организации и проведении физ культурных занятий и утренних гимнастик. Оказывают необходимую консультативную по мощь родителям с целью фор мирования у детей интереса к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Осуществляют индивидуаль ный подход к детям с ослаб ленным здоровьем | Контролируют соблюде ние санитарно-гигиенических норм проведения занятий. | Создают материаль но-технические ус ловия, обеспечи вающие качествен ное проведение УВП на физкультурных занятиях | Вместе с ребенком при общаются к различным видам спорта | |||||||||||
Формирование основ здорового образа жизни | Учат детей: умываться, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться унитазом и туалет ной бумагой, правильно приме нять предметы индивидуального пользования — расческу, поло тенце, носовой платок и т.п. Фор мируют привычку к ЗОЖ на заня тиях | Осуществляют контроль над работой сотрудников ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков | Создает условия для безопасного труда и безопасной жизнедеятельности детей в ДОУ. Контроли руют соблюдение культурно-гигиени ческих норм и пра вил на занятиях | В домашних условиях поддерживают привыч ки, вырабатываемые в детском саду. Эмоционально поощря ют ребенка за проявле ние самостоятельности и правильное выполне ние гигиенических про цедур | |||||||||||
Летняя оздо ровительная кампания | Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют активный отдых на прогулке, походы и экскурсии на природу | Консультируют педагогов и родителей по обеспече нию безопасности детей в летний период (солнечный удар, укусы насекомых, отравления грибами и яго дами и т.д.). Оказывают первую помощь. Следят за витаминизацией блюд | Материально обес печивает летную оздоровительную кампанию | Соблюдают требования, предъявляемые детским садом: —к одежде —головным уборам; — питанию. Организуют активный отдых ребенка в выход ные дни | |||||||||||
Закаливание | Обеспечивают систематич ность, качество проведения закаливающих процедур. Кон сультируют родителей по про филактике заболеваний в до машних условиях | Разрабатывают и внедря ют комплекс закаливаю щих процедур, адаптиро вав их к условиям ДОУ | ,,, | Обеспечивают непре рывность закаливающих процедур в дни непосе щения ребенком ДОУ | |||||||||||
Осуществляют медико-педагогический контроль над проведением закаливающих процедур. Проводят анализ эффективности применения закаливания | |||||||||||||||
Группа здо ровья | Обеспечивают регулярное по сещение группы здоровья ос лабленными и часто болеющи ми детьми. Подбирают в соот ветствии с заболеваниями ком плексы спортивных упражне ний, игры | Проводят отбор детей по медицинским показаниям. Классифицируют контин гент группы по заболе ваемости для выработки инструктором по физиче ской культуре дифференцированного подхода к детям | Координирует рабо ту сотрудников ДОУ по формированию контингента группы здоровья | | Выполняют ре ко мен да-ции педиатра ДОУ, ин структора по физиче ской культуре, обеспе чивая непрерывность процесса оздоровления | |||||||||||
Фитотерапия.. Массаж ' | Осуществляют индивидуаль ный подход к ослабленным детям, находящимся на долечивании | Осмотр педиатром ДОУ детой после болезни. На значает соответствующие процедуры для долечивания. Разрабатывает профилактических мероприятий в период эпидемий | Обеспечивает мате риально-техниче ские условия для проведения соответ ствующих процедур | Обеспечивают система-тическое посещение ребенком детского сада в период долечивания | |||||||||||
Профилакти ка наруше ний зрения, осанки и плоскосто пия | Включают в комплекс гимна стики после пробуждения (или перед дневным сном) упражне ния на расслабление глаз. Че редуют занятия, дающие ин тенсивную нагрузку на зрение, с двигательной активностью. Снабжают родителей комплек сами упражнений для их ребен ка. Следят за обувью и позой детей за столом | Проводят диагностику состояния зрения у детей, состояния стопы и осанки. Вводят ЛФК по показани ям | Контролирует осве щенность в группо вых помещениях. Следит за состояни ем мебели для детей | Выполняют упражнения по рекомендациям вра ча, правильно подбира ют обувь для ребенка. Контролируют позу ребенка в домашних условиях. Ограничива ют время просмотра телевизионных передач | |||||||||||
Познавательно-речевое направление | |||||||||||||||
Развитие познаватель ных процес сов у детей: воображения, внимания, восприятия, мышления, речи, позна ния самого себя | Организуют различные виды деятельности с учетом возраст ных особенностей детей. Используют экспериментиро вание, моделирование, поиско во-исследовательскую деятель ность в учебном процессе. Ведут учет индивидуальных особенностей развития детей при организации УВП, Осуществляют развитие психи ческих процессов у детей с учетом непрерывности образо вания | Соблюдают санитарно-гигиеническис нормы и требования при организа ции УВП | Обеспечивает разви вающее образова тельное пространст во ДОУ, Модернизация развивающей среды в ДОУ | Стремятся быть инфор мированными о жизни ребенка в группе, под держивают его интерес к познанию нового. Информируют воспита теля об интересах сво его ребенка | |||||||||||
Осуществляют контроль за соблюдением безо пасной жизнедеятельности детей в УВП | |||||||||||||||
Координирует про граммы обучения и воспитания в дет ском саду и началь ной школе с целью обеспечения непре рывности образова ния | |||||||||||||||
Развитие кисти руки ребенка | Развивают мелкую моторику рук ребенка при помощи игро вых упражнений, введения не которых элементов ручного и художественного труда | Осуществляет кон троль за проведени ем мероприятий по развитию кисти руки ребенка | Дают детям в домашних условиях (под контро лем взрослых) вырезать ножницами, шить игол кой с большим ушком, лепить и т.д. | ||||||||||||
Развитие ре бенка как субъекта по знания: его любознатель ности, ини циативности, самостоя тельности | Поддерживают у ребенка инте рес к поиску новых впечатле ний, применяют разные спосо бы действий в поиске ответов на возникающие у ребенка во просы, решают проблемные ситуации | Осуществляет пере ход ребенка из объ екта в субъект вос питания через реа лизацию программы «Радуга» | Поддерживают ребенка в проявлении его любо знательности | ||||||||||||
Социально-личностное направление | |||||||||||||||
Воспитание заинтересо ванного и уважитель ного отно шения к взрослому | Придерживаются психологически-корректного стиля общения, добиваются уваже ния и доверия детей, стараются быть партнером по ситуативно-деловому и внеси туативно-личностному общению. Являются источником интересной информации, заботливыми помощниками и защитниками | Выступают для ребенка примером для подража ния. Стараются всегда отзываться на проявляе мую им инициативу в общении, дают ребенку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью | |||||||||||||
Освоение взаимосвязей в социальном мире | Знакомят детей с нормами по ведения в общественных мес тах, обучают правилам обра щения к старшим. Формируют основы соблюде ния этикета | Поддерживают в семье основы этикета. Учат ребенка этикету обще ния со взрослым в непо средственной беседе и по телефону | |||||||||||||
Формирова ние представлений о жизни взрослых | Рассказывают о различных профессиях, обсуждают особенности жизни человека в семье семейные роли мужчин и женщин | Обеспечивает содер жательное общение взрослого с ребенком. Организует экскурсии, походы, посещения выставок и театров | Рассказывают о своей работе, об отношениях людей, берут ребенка с собой в магазин, на поч ту и т.д. | ||||||||||||
Закладыва ние основ доброжела тельного отношения к сверстникам | Обеспечивают потребность ре бенка в общении со сверстниками. Побуждают детей проявлять со чувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положитель ный образ группы как носителя моральных норм. Рассказывают родителям о поведении ребенка в группе. Побуждают старших де тей заботиться о младших. Воспитывают терпимость и уважение к детям, Независимо от их физических особенностей уважение к детям, независимо от их физических особенностей |
| Исследует взаимо отношения детей в группе, уровень благополучия ре бенка в коллективе " | Разговаривают с ребен ком о его друзьях, жиз ни в коллективе сверст ников в детском саду. Обсуждают с педагога ми статус ребенка в группе, его поведение в коллективе. Порицают любые проявления нега тивного отношения к человеку с физическими недостатками | |||||||||||
Выработка навыков общения со сверстниками | Учат детей вести конструктив ный диалог — договариваться, планировать действия, распреде лять роли и т.д. Приучают использовать нормативные спосо бы разрешения конфликтов. Формируют психологическую устойчивость в случае неуспеха | . 1 | Создает и обеспечи вает условия для дальнейшего вне дрения в практику УВП социоигровых подходов | Продолжают воспиты вать умение подчиняться общему правилу, контролируют проявления эмоций и поведения | |||||||||||
Формирование положи тельного самоощуще ния | Развивают чувства собственно- го достоинства, осознания сво их прав и свобод (наличие соб ственного мнения, право выби рать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмот рению использовать личное время) | Организует изуче- ние нормативно-правовых докумен тов по защите прав ребенка с педагога- ми и родителями. Ведет контроль за их соблюдением | |||||||||||||
Воспитание чувства ответствен ности у детей | Способствуют развитию у де тей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово | :- 1 | Координирует ра боту всех специа листов ДОУ с це лью выработки единых требований к воспитанию ответственности у детей | Выполняют рекоменда ции специалистов ДОУ. Выступают для ребенка примером для подража ния | |||||||||||
Художественно-эстетическое направление | |||||||||||||||
Художествен- ная литература | Приобщают детей к высоко - ху- дожественной литературе, формируют запас литератур- ных, художественных впечат лений. Развивают литератур ную, художественную речь. Способствуют созданию в во ображении детей образов и действий тех лиц, о которых им читают или рассказывают. При взаимодействии ребенка с художественной литературой реализуют потенциал его эстетического, познавательного социального и речевого развития | Организовывает для детей и родителей библиотеку с книга- ми для семейного чтения. Осущест вляет контроль за уровнем усвоения программного мате риала | Интересуются тем, что читали в детском саду. Проявляют уважение к процессу чтения и отно сятся к нему как к серь езному, очень важному и нужному занятию. Пополняют семейный фонд детской литерату ры | ||||||||||||
Изобрази- тельная деятельность
| Формируют у детей интерес к произведениям народно де- коративно-прикладного изо бразительного искусства. Соз дают предпосылки для посте- пенного осознания детьми раз ных видов искусства как спе цифического продукта челове ческой культуры. Содействуют проникновению детей в мир | Пополняет предметно- пространствен ную среду ДОУ произведениями народно-приклад ного искусства. | Вместе с ребенком рассматривают иллюстра- ции к детским книгам, репродукции и открыт ки | ||||||||||||
отношений, переживаний про изведений изобразительного и декоративно-прикладного ис кусства. Организуют индиви дуальную работу с одаренными детьми | Организует выстав ки детского творче- ства, посещение воспитанниками ДОУ музеев. . Осуществляет кон троль за формирова- нием программных навыков и умений детей | ||||||||||||||
Музыкальное направление | |||||||||||||||
Музыкальная деятельность | Поддерживают у детей желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассказы вать о ней. Продолжают формировать запас музыкальных впечатлений. Развивают систе му музыкальных способностей, мышления, воображения, желание и умение- ние детей воплощать в творческом движении на- строение, характер и процесс развития музыкального образа. Выявляют одаренных детей и организуют индивидуальную работу с ними | Осуществляет обеспечение матерьяльно-техническими условиями музыкального воспитания в Доу . По полняет фонотеки детских музыкаль- ных произведений. Осуществляет контроль за качеством музыкального воспитания- | Прослушивание детских музыкальных произве дений в семье. Обеспе чивают непрерывное музыкальное воспита ние для одаренных де тей (обучение в музы кальной школе) | ||||||||||||
Театрализо ванная деятеньность | Формируют интерес к театра лизованной деятельности и желание выступать с коллек тивом сверстников. Развивают способность свободно и есте ственно держаться на сцене. Побуждают детей к импрови зации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.). С учетом индивидуаль- ных особенностей детей, по буждают ребенка согласовы- вать свое исполнение с дейст вием партнера (слушать не перебивая, говорить, обраща ясь к партнеру), выполнять движения и действия соответ- ственно логике других персо нажей, месту происходящего, произносить небольшие фра зы от лица какого-нибудь персонажа. Привлекают роди- телей к участию в музыкаль- ных, театрализованных пред- ставлениях и праздниках | Создает условия для осуществления теат- реализованной дея тельности в группах. Материально-тех нически обеспечива ет театральную сту дию. Организует контроль за прове дением театрализо ванной деятельности | Оказывают помощь ДОУ в изготовлении костюмов для театрали зованных представле ний и утренников. При нимают участие в теат рализованных представ лениях и праздниках | ||||||||||||
Художест венный труд | Возбуждают у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действо вать с ними. Побуждают изо бражать доступными средства- ми выразительности то, что для них интересно или эмоцио нально значимо. Помогают дошкольникам в создании вы- разительных образов. Деликат но и тактично способствуют обогащению содержания ри сунков, формы, композиции, цветового решения. Способст вуют возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (детям, родителям, сотрудни кам детского сада). Организуют кружковую работу с группами детей по интересам | Организует вы ставки совместного творчества детей и взрослых | Интересуются содержа нием детской художест венной деятельности, поощряют инициативу, самостоятельность. Вы- зывают интерес у ре бенка к творчеству, принимая активное участие в его деятельности | ||||||||||||
Экологическое направление | |||||||||||||||
Живая и не живая природа | Формирование основ экологического воспитания. Организует походы, экскурсии. Создают развивающую среду в ДОУ | Обеспечивает безопасность проведения мероприятий. | Обеспечивает руководство и контроль за осуществлением экологического воспитания детей | Поддерживают интерес ребёнка окружающему миру Подают пример правильного отношения к природе. Оказывают помощь в организации живого уголка. | |||||||||||
Воспитание бережного отношения к природе | Формируют детскую любозна тельность к природным прояв лениям. Учат понимать при- чинно-следственные связи и взаимозависимости в природе. Закладывают основы экологи- ческой культуры | Консультируют родите лей по экологии одежды, питания, жилища | Координирует рабо ту педагогического коллектива по формированию экологических навыков | Демонстрируют ребенку образцы экологически ориентированного поведения | |||||||||||
_Я человек | Дают детям представления о деятельности человека и взаимосвязи влияния этой деятельности на окружающую действительность и самого человека. Проводят совместно с детьми и родителями выставки, праздники. | Проводит беседы с детьми Участвует в проведении занятий. Организует консультации для родителей | Обеспечивает проведение познавательных экскурсий и мероприятий по улучшению окружающей среды | Участвуют в мероприятиях вместе с детьми. | |||||||||||
Патриотическое воспитание | |||||||||||||||
Моя семья | Прививают детям любовь и уважение к родным и близким людям. |
| Руководит работой по патриотическому воспитанию. Осуществляет контроль в провидении мероприятий. | Непосредственно общаются с детьми. Являются примером для подражания. | |||||||||||
Мой край | Проведение познавательных занятий. Организация экскурсий, праздников, выставок, бесед. .Формирует у детей любовь к Родине, к родному краю. | Следит за безопасностью проведения мероприятий. Участвует в походах и экскурсиях. | Создаёт условия для ознакомления детей с родным краем. | Организуют походы, экскурсии по природным местам |
Чем обусловлен выбор приоритетных направлений
Оздоровительное
Первоочередной задачей на протяжении многих лет является задача охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие. Данные ЦРБ п. Адамовка о снижении числа абсолютно здоровых детей. Опрос родителей показал, что главным дл я них физическое и психическое здоровье детей. Анкетирование педагогов, позволило выявить их желание включится в комплексную работу, позволяющую обеспечить улучшение здоровья детей.
Таким образом, поиск эффективных мер, направленных на оздоровление детей является главной нашей задачей.
Нельзя заботиться о здоровье детей и не прививать им основы безопасности и жизни деятельности.
Только грамотная работа в этом направлении поможет нам добиться значительных результатов в деле укрепления физического и психического здоровья детей.
Таким образом, одно из приоритетных направлением является— оздоровительное направление.
Экологическое направление.
Дошкольный и младший школьный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологической позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней . Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых э логических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Патриотическое
Чувство Родины…Оно начинается у ребёнка с отношений к своей семье, самым близким людям - матери, отцу, бабушке , дедушке.
Любовь к Родине, преданность своему народу, и есть патриотизм - животворный источник и не – истовый источник развития общества.
Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время эта работа актуальна , наиболее трудна , требует особого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма , гражданства не считаются важными и зачастую вызывает недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей также является нашей первоочередной задачей . Так как патриотическое воспитание должно занимать ведущее место в системе социально личностного развития ребёнка дошкольника.
Цель
Цель нашей работы* — осуществление непрерывного педагогического процесса по воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах. Принцип непрерывности и преемственности содержания, в котором программ ный материал располагается в по следовательности с учетом возра стающей детской компетентности; интеграции программных облас тей знаний, которая позволяет ре бенку охватить не только конк ретное содержание отдельных на правлений, но и целостную картину мира.
Принципы
-развивающего характера обуче ния, основанного на детской ак тивности в экспериментирова нии, решении проблемных ситуа ций, усвоении обобщенных способов действия;
-формирования универсальных для последующих уровней обра зования способностей (рефлек сии, коммуникативности, само оценки и т.д.);
-предоставления самостоятельно сти и самоопределения в соот ветствии с индивидуальными спо собностями и интересами;
-рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
-обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
-отношения к ребенку как к лич ности, ориентации на его интере сы, эмоциональную и мотивационную сферу;
-сотрудничества между детьми, пе дагогами и родителями.
--непрерывности и преемственности педагогического процесса;
-- дифференцированный подход к каждому ребёнку;
--адекватный возрасту баланс интеллектуальных эмоциональных и двигательных нагрузок;
— педоцентризма (или «позитивного центризма»);
—природосообразности;
— научности и доступности понятий;
—«спирали»;
— междисциплинарности и интегра ции содержания. Принцип краеведения (изучение
природы родного края) позволяет:
— формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
— использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они ' применяли свои знания в разно образных видах практической де ятельности (деятельностный под ход);
— создавать благоприятные условия 1 для самовыражения, организации ' коммуникативного общения,
Таковы принципы воспитательно-образовательной системы нашего детского сада.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его по знания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитив ным центризмом, когда в содержа ние программы отбираются наибо лее актуальные для ребенка этого возраста знания. Причем педагоги ческий процесс будет эффективен и успешен только при строгом соот ветствии воспитательно –образовательного процесса законам развития детского орга низма, т.е. при соблюдении принци па природосообразности.
При отборе содержания учитыва ются научность и доступность понятий. На каждом этапе первона чальные представления углубляют ся, насыщаются содержанием, посте пенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественно-научные знания оформ ляются по схеме: «представления—понятия—знания». Такая последо вательность обеспечивает преем ственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, мы используем принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно научные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме нескольку раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Однако из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых на изучение природы, только на специальных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходи мость объединения нескольких предметных областей общей тематикой. Например, сезонные явления в при роде изучаются на занятиях по словесности, музыке, ручному тру ду, природоведению и т.д., т.е. используются междисциплинарность и интеграция, что позволяет соединить всю воспитательно-образовятельную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Таким образом, почти каждая тема занятий подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, руч ной труд по изготовлению поделок из природного материала конструированием, и т.д.). Причем итоги работы над той или иной темой нередко подводятся во время праздников, деловых игр или викторин.
Усложнение материала идет отвозраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности детей.
Педагоги нашего сада используют разные формы и методы по воспитанию детей. Это- беседы на разные темы. Поучительные :о культуре поведения, о воспитании нравственных качеств и т. д. Познавательные: о Родине, о делах народа, о природе, о хороших людях. Педагоги проведение занятий. Чтение художественной литературы.Экскурсии по природным местам (посещение водоемов, экскурсии в парк, поле, на стадион, к культурным памятникам).
Вместе с детьми был собран природный материал, который потом дети использовали на занятиях для творческой деятельности, исследовательской работы.
Вместе с детьми проводились наблюдения за объектами живой и неживой природы. Учили видеть красоту и неповторимость природы нашего края. Свои впечатления дети выражали в рисунках и поделках. Педагогами организоваются выставки детских рисунков и поделок, викторины, проводятся праздникии ,другие мероприятия.
Мы занимались с детьми сбором лекарственных растений, говорили о их пользе – собранный материал, затем использовали для проведения фитотерапии. Из листьев и цветов составляли гербарии, чтобы дети могли продолжить знакомство с растениями. Из объектов неживой природы пополняли исследовательские уголки (интересные камни, песок, глина, цветные ракушки и т.д.). Всеь собранный природный материал разместили в природных творческих уголках, чтобы дети могли использовать его в самостоятельной деятельности, в игре, в своем творчестве.
Собранный материал живой и неживой природы помогает нам при проведении занятий по экологии, ИЗО, конструированию, аппликации.
Чтобы дети лучше познакомились с историей нашего края, мы посещаем с детьми музеи, выставки народных умельцев нашего края, где дети знакомятся с бытом, традициями и творчеством народов нашего края. Дети узнали, что наш край – целинный, здесь живут люди разных национальностей, но все они живут дружно. Посещали с детьми куотурные объекты: библиотеку, школы, дом культуры, исторические памятники. Проводили встречи с интересными людьми. Силами работников детских садов были оформлены экологические и живые уголки, чтобы дети могли закреплять свои знания и в трудовой деятельности. Чтобы у детей были более четкие представления об истории родного края, его традициях и быте, педагогами вместе детьми и их родителями был создан мини-музей, где были представлены изделия народного творчества, предметы быта, костюмы и т.д. Очень радует, что родители приняли активное участие в этом процесе, т.к. помогая нам в создании музея взрослые приобщают к нему и детей. Теперь дети сами рассказывают друг другу о экспонатах, о том, как они появились в их доме, кто помог им в приобретении этого экспонатах, таким образом дети непосредственно приобщаются к истории наше.
Вся совместная работа педагогов, детей, родителей дает детям на наш взгляд самое главное – это приобщение к общему делу, чувство гордости за себя, свою семью, своих родителей, дедушек и бабушек, а так же дает понять, что и сам ребенок является частью и семьи, и группы, и всего народа, который живет в нашей стране.
Чтобы дети имели представление о других народах, с помощью родителей были созданы национальные костюмы для кукол, собраны иллюстрации людей в разных национальных костюмах. Что дает это детям? Так как у детей наглядно-образное мышление, дети могут наглядно увидеть, а также использовать эти объекты в игровой деятельности. У детей формируется понятие, что бывают разные люди, с разным укладом жизни, с разными традициями, разной историей, но все они живут одной большой семьей, в одном государстве и являются частью одного целого.
В наших садах есть свои традиции, которые сплачивают и объединяют людей. Это проведение развлечений, встреч с интересными людьми, проведение тематических, социально-значимых и народных праздников. Знакомя детей с родным краем мы используем для этого разнообразные формы и методы для повышения у детей уровня гражданских и патриотических качеств. Необходимо отметить, что все эти мероприятия должны проводиться так, чтобы оставить в детской душе только яркие положительные впечатления. Не достаточно сообщать детям знания о своем крае, надо еще учить чувствовать, учить сохранять все то прекрасное, что есть в людях, природе, уметь заботиться, ценить и гордиться тем, что создаем.
Воспитательно-образовательная нашего сада строится в тесном взаимодействии с секмьёй воспитанников. Дагоги учреждения пришли к выфводу о необходимости форомирования у родителей представлений об основных целях воспитания развития детей, потребностив компентентных образовательных услугах.В настоящее время педагоги учреждения стемятся к наиболее эффективным формам вовлечения семьи вобразовательный процесс.
Работа в ДОУ в микросоциуме направленна на ознакомление детей с окружающей действительностью. Ведущие идеи в построении связей с микросоциумомж адекватность ДОУ изменениям в обществе региональной и местной политике; трансляция положительного имиджа ДОУ в посёлке и районе;установления широкого круга коммуниказый с различныими социальными группами в посёлке и ближайшем окружении к социуму.
Взаимодействие с социумом
Субъекты взаимодействия | Учебный год | ||
2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007-2008 | |
Школы № 1, № 2 | + | + | + + |
ЦРБ | + | + | + + |
Библиотека | + | + | + + |
Дом культуры | + | + | + + |
Родители | + | + | + + |
ЦДиЮТ | + | + | + + |
Программное обеспечение
Название реализуемых программ | Виды программ | Срок исполнения | С какого года реализуется | Возрастная группа |
Базисная программа «Радуга» | Комплекс ная | 8лет | 2000 | Ясли — подго товительная группы |
Программа ОБЖ (М.А.Фисенко) | Парциальная | 4 года | 2004 | Средняя — подготови тельная группы |
Программа воспитания основ экологической культуры в детском саду (С.Н. Николаева) | Парциаль ная | 4 года | 2004 | Средняя — подготовительная группы |
Музыкальное направление | ||||
Музыкальное воспитание («Ритмическая мозаика» А.И.Буренина «Ладушки» И.М.Каплунова | Парциаль ная | 10 1 | 1994 2005 | Ясли — подго товительная группы |
Патриотическое воспитание «Наследие» (Н.Ю. Новицкая) | Парциаль ная | 2 года | 2006 | Средняя — подготови тельная группы |
Оздоровительная («Здоровый малыш» В.И.Береснёва) | Парциальная | |||
Художественно-эстетическое «Ступеньки детства» Истомина, Бадулина, Конышева. | Парциальная | 2 года | 2007 | Старшая - подготовительная группа |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «Радуга»
Технологии развивающего обучения
В настоящее время воспитательный и образовательный про цесс невозможно представить без использования современных тех нологий, которые:
— позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу;
— учитывают и используют закономерности развития, позволяют
приспосабливаться к уровню и особенностям индивидуума. При этом:
— педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности;
— ребенок является полноценным субъектом деятельности;
— личность развивается в целостной совокупности всех своих качеств;
— обучение и воспитание ребенка происходит в зоне ближайшего развития.
Особенностью комплексной программы «Радуга» является воз можность использовать в воспитательно-образовательном процессе совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей.
Количество используемых нами технологий в УВП оправдано соответствующей подготовкой педагогов, наличием ме тодической базы и особенностями развивающей среды ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы» (из опыта работы).
Духовно-нравственное воспитание дошкольников - основа концепции воспитательной системы. В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы по воспитанию у детей доброты, отзывчивости, честности, по...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования".
В данном материале представлен доклад на тему: "Система работы с родителями "Моя семья" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" дошкольного образования"....
Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"
quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...
Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"
quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...
Доклад на тему «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в рамках новой Федеральной Образовательной Программы дошкольного образования»
Я представляю вашему вниманию очень важный и актуальный вопрос «Готовность воспитателя реализовывать воспитательный и образовательный процессы в р...
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...