Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей: обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.
статья по коррекционной педагогике

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации процессов обучения, воспитания, коррекционной и диагностической работы в детском саду компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._surdopedagogika.doc185.16 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабо слышащих детей:

обучение, воспитание, коррекционная и диагностическая работа.

Подготовила:  логопед,  дошкольный дефектолог,  воспитатель  Ушкалова Т. В.

 

Организация

 Детский сад компенсирующего вида для глухих и слабо слышащих детей.

Тип, кто обучается, возраст, сколько классов групп и т.д.

  Оптимальный срок пребывания ребенка в дошкольном учрежде нии, обеспечивающий значимые результаты слухоречевого раз вития, – от 1,5 - 2 до 7 лет, т. е. на протяжении 5 лет.

 

 Варианты режимов пребывания детей  в ДОУ:

  1) интернатный режим (с недельным или даже с круглогодичным пре быванием детей);

   2) посещение в дневное и ночное время;

   3) круглосуточное пребывание;

   4) посещение в выходные и праздничные дни;

   5) свободное посещение детьми ДОУ.

 

Формирование групп детей в зависимости от возраста:

   - для детей преддошкольного возраста (1,5-3 года);

   - младшая группа (3-4 года);

   - средняя (4-5 лет);

   - старшая (5-6 лет);

   - подготовительная (6-7 лет).

 Формирование групп в зависимости от структуры дефекта (комплектуются по заклю чению ПМПК):

  1) В группы для глухих детей принимаются:

   - глухие дети.

  2) В группы для слабослышащих (количество детей – 6-8) принимаются:

   - слабослышащие дети;

   - глухие детей с речью, сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в семье;

   - позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь.

  3) В группы для  детей с тяжёлыми  нарушениями принимаются (количество детей – до 5):

    - сочетания снижения слуха с олигофренией в степени дебильности,

    - сочетания снижения слуха с ДЦП,

    - сочетания снижения слуха с нарушениями эмоционально-волевой сферы и др.

    Дети принимаются в данные группы с 5 лет.

   В данные группы не принимаются:

   - слепоглухие дети;

   - дети с нормальным слухом без речи;

   - умственно отсталые дети в степени имбецильности и идиотии;

   - дети с психопатоподобным поведением;

   - дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия);

   - дети с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе.

  4) Группы кратковременного пребывания рекомендованы:

   - детям с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста;

   - детям с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях;

   - внезапно оглохшим детям;

   - детям с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи;

    - детям, которым противопоказано посещение детского сада;

    - детям с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад.

     Основная организационная форма работы в группах кратковременного пребывания - индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

Какая педагогическая система применяется

 Педагогические системы:

 1) билингвистическая система;

 2) коммуникационная система;

 3) дактилирование.

Методические  ресурсы, использующиеся при организации работы с детьми, имеющими нарушение слуха:

 - Программа «Общение», воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под редакцией Э. И. Леонгард;

 - Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2015);

 - Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха;

 - Приложение к индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА;

 - Методика по развитию слухового восприятия и обучению произношения Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко;

  - Система Э. И. Леонгард «Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у глухих и слабослышащих детей»;

  - Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир». Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.

Какие занятия (уроки) проводятся

    Разделы программы:

 1) «Физическое развитие»:

 - охрана и укрепление здоровья,

 - формирование основных движений и двигательных качеств,

 - коррекция и профилактика нарушений физического развития,

 - развитие ориентирования в пространстве.

 2) «Познавательное развитие»,

 -  формирование познавательных процессов,

 -  формирование  способов умственной деятельности,

 - усвоение обогащение знаний о природе и обществе;

 -  развитие познавательных интересов.

 3) «Речевое развитие»,

 - развитие слухо-зрительного  восприятия,

 - формирование навыка глобального чтения,

 - формирование звукопроизношения,

 - развитие словаря.

 4) «Социально-коммуникативное развитие»,

 - освоение доступных видов игры,

 - совместная трудовая деятельность,

 - овладение навыками коммуникации.

 5) «Художественно-эстетическое развитие» 

 - «Художественное творчество»

 - «Музыкальная деятельность».

   Групповые занятия:

 -Ребёнок и окружающий мир.

 - Развитие речи.

 - Развитие слухового восприятия и произношения.

 - Рисование.

 - Конструирование.

 - Аппликация.

 - Лепка.

 - Занятие физической культурой.

 - Музыкальные занятия.

 

 

Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами:

 - логопедом;

 - педагогом – дефектологом (сурдологом);

 - психологом.

 

   Дополнительно:

 - интегрированные разноплановые познавательно-развивающие тематические д  досуги, развлечения;

 - музыкальные и спортивные праздники;

 - прогулки, экскурсии;

 - физкультминутки,  динамические паузы;

 - логоритмические упражнения;

 - двигательно-речевые, хороводные, подвижные игры.

Процесс обучения

    Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей (согласно СанПиНа 2.4.1.3049-13) составляет:

  -от 3 до 4 лет – 2 часа 45 мин;

  -от 4 до 5 лет – 3 часа 40 мин;

  -от 5 до 6 лет – 5 часов 50 мин;

  -от 6 до 7 лет – 7 часов 30 мин.

   Нормативы по продолжительности непрерывной организованной образовательной деятельности: 

  - для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,

  - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

  - для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут,

  - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

   Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

  -  для младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

  - в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно.

   В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.

   Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

  Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, ее продолжительность не более 25-30 минут в день.

   Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня.

   В летний период жизнь детей максимально выносится на свежий воздух, где проводится согласно плану летне-оздоровительной работы спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения, а также увеличивается время прогулок.

Процесс диагностики

    В процессе диагностики целесообразно придерживаться следующей схемы:

   1. Характеристика состояния слуха

 1) Степень потери слуха (глухота, частичная потеря) — использовать данные из медицинской документации.

 2) Возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до трех лет), нарушение слуха в более позднем возрасте.

 3) Причины, приведшие к данному нарушению.

 4) Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха.

   2. Уровень развития двигательной сферы.

 1) Пантомимика — осанка, походка, индивидуальные позы. Мимика — общее выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов.

 

2) Координация движений (крупных и мелких).

 3) Возможности сохранения статического и динамического равновесия.

   3. Познавательная сфера.

 1) Уровень развития разных видов восприятия. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия.

 2) Соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического).

 3) Мышление — виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений, степень развития мыслительных операций.

 4)  Взаимосвязи в развитии познавательных процессов.

   

   4. Развитие речи.

 1) Виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дактильная, жестовая).

 2) Состояние навыка чтения с губ. Индивидуальные особенности.  

 3) Аграмматизмы.

 4) Объем словаря (активного и пассивного).

 5) Соотношение разных видов речи. Выделение ситуаций, в которых используется тот или иной вид речи.

 6)  Соотношение в развитии мышления и речи (словесной и жестовой).

     

    5. Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста)

    6. Анализ продуктов деятельности (изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности):

  - изобразительной (рисунки, аппликации, поделки из пластилина),

  - конструирования (конструкции),

  - учебной,

  - трудовой.

   

 6. Уровень развития личности

  1) Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание, оценка).

  2) Эмоциональные состояния ребенка.

  3) Особенности внешних выражений эмоций.

  4) Понимание эмоций других людей.

  5) Самооценка — степень ее адекватности и устойчивости, причины, вызывающие ее изменение.

Процесс коррекционно-развивающей работы

   Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс, состоящий из 5-ти блоков:

   1 блок – диагностический:

  -  первичное обследование,

  - систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.

   Включает:

 1) Психологический аспект:

   - изучение уровня умственного, речевого, моторного развития;

   - состояние гнозиса и праксиса;

   - особенности межанализаторного взаимодействия;

   - понятие пространственно-временных отношений;

   - характер произвольной деятельности дошкольника.

 2) Педагогический аспект:

   - выявление трудностей формирования ЗУНов,

   -  определение этапа, на котором эти трудности возникли,

   - определение условий их преодоления.

   2 блок - коррекционно-развивающий: система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.

   

3 блок – аналитический:

 1) обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов,

 2) позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия.

   4 блок – консультативно-просветительский и профилактический: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания ребенка.

   5 блок – организационно-методический: работа с документацией.

   Профессиональная коррекционная работа с детьми:

 1) Логопедическая работа строится на основе комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

 − медикаментозное лечение и психотерапия (в поликлинике);

 − логопедические воздействия учителя-логопеда;

 − максимальная помощь родителей и воспитателей.

   Коррекционные занятия проводятся учителем-логопедом индивидуально или малыми  подгруппами.

  2) Психологическая работа строится на основе комплексного психолого-медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

 − комплексная диагностика интеллектуального и личностного развития воспитанников;

 − анализ личных дел воспитанников и медицинских карт;

 − развивающие и коррекционные занятия с детьми;

 − участие в ПМПк с предоставлением материалов.

Прочее

 Технологии, используемые в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха:

  1) Здоровьесберегающие технологии:

 - беспечение социально-психологического благополучия ребенка,

 -  психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ)

 - обучение здоровому образу жизни (коммуникативные игры, проблемно-игровые, игротренинги, игротерапия, самомассаж, коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика  и др.))

  2) Технология развивающего обучения:

 - ориентация на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников с нарушениями слуха путём использования их потенциальных возможностей;

 -  мотивация дошкольников на конкретные действия, на познание нового.

  3) Технология проектной деятельности:

 - самостоятельная деятельность детей с нарушениями слуха – исследовательская, познавательная, продуктивная;

 - в процессе проектной деятельности ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

   4) Игровая технология:

 - игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

 - группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

 - группы игр, в процессе которых у дошкольников с нарушениями слуха развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 - группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

   5) Личностно-ориентированная технология:

 - центр всей системы дошкольного образования - личность ребёнка;

 - обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий развития детй;

 - реализация имеющихся природных потенциалов.

   6) АРТ-терапевтическая технология:

 - адекватна дошкольному возрасту (играя, рисуя, танцуя, ребёнок учится самовыражаться, вступать в адекватные отношения с окружающим миром),

 - психологически безопасна (принцип «Не навреди!» является ведущим);

 - эффективна в работе с детьми, их родителями, воспитателями, специалистами дошкольных коррекционных образовательных учреждений;

 - гибко вписывается в различные образовательные контексты;

 - позволяет учитывать индивидуально-типологические особенности детей, развивать креативность, повышать самооценку и актуализировать стремление к самопознанию, самоуважению, самодостаточности.

   7) Информационно- коммуникативные технологии:

 - обучающие ( сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала);

 - тренажеры (предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока);

 - справочные и информационно-поисковые (обобщают сведения по систематизации информации);

 -  демонстрационные (визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования);

 - имитационные (представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и  структурные характеристики);

 - лабораторные  (позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании);

 - моделирующие (дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования);

 - учебно-игровые (предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме).

 - электронно-образовательные ресурсы (дает педагогам возможность углубления

межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида

В статье раскрыты основные особенности коррекционно- развивающей работы в детском саду компенсирующего вида...

Циклограмма коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда ГКДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 3 «Берёзка» города-курорта Ессентуки в подготовительной к школе логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи

Вся работа учителя-логопеда регламентируется циклограммой, в которой поминутно расписаны все проводимые виды работ логопеда с детьми. Меняется циклограмма по периодам в зависимости от чередования той ...

Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение глухих и слабослышащих         детей дошкольного возраста      правилам дорожного движения...

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...

Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей

Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....

Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов

1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...

Основные методики обучения глухих и слабослышащих детей

Данная статья посвящена обзору специальных методик обучения глухих детей....