Упражнения для развития речевого слуха и восприятия
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Таштандинова Юлия Петровна

Консультация для занятий родителей с детьми дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитию различения звуков речи помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д.:

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).        

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки;  звонкие и глухие согласные.

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.»,  «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».

5. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.

6. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

7. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)  Назови последний звук в словах.

8. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] – [л] –[о] –[ н].

9. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

10. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Упражнение "Редактор".

Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м.

Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.

Упражнение "Комментатор".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и таккак оно пишется (орфографически чётко).

Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").

О чём следует помнить, развивая речевой слух?

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).

Слова состоят из слогов (зи - ма).

Слоги состоят из звуков [з'], [и].

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом, при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже), так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

- глухие согласные звуки (голосовые складки не работают): [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ];

- звонкие согласные звуки (голосовые складки работают): [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й];

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

- твёрдыми, мягкими.

Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....

игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

картотека игр  для развития фонематического слуха и восприятия...

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия...