Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формирования у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения математике детей с легкой формой умственной отсталости заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

К целям обучения математике можно отнести: формирование мышления, пространственного воображения, освоение начальных математических знаний.

Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения математике в дополнительном классе состоят в следующем:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Учебный предмет «математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.

Основные направления коррекционной работы:

1.  Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.  Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.  Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.  Коррекция произвольного внимания.

5.  Коррекция мышц мелкой моторики.

6.  Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г

И.о.директора

______/Т.В.Гагарина /

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

/Л.В. Мартыненкова/

Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формирования у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения математике детей с легкой формой умственной отсталости заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

К целям обучения математике можно отнести: формирование мышления, пространственного воображения, освоение начальных математических знаний.

Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения математике в дополнительном классе состоят в следующем:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих задач;
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
  • формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

Учебный предмет «математика», предназначенный для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 1 классе, представляет собой интегрированный курс, состоящий из арифметического материала и элементов наглядной геометрии.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2017

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • умение соблюдать правила поведения на уроке математике (с помощью учителя);
  • положительное отношение к урокам математики;
  • умение вступать в общение с учителем и сверстниками, вслушиваться в слова учителя и сверстников, повторять их; воспринимать обращение учителя и реагировать на него; отвечать на вопросы учителя на доступном уровне;
  • доброжелательное отношение к учителю и другим обучающимся;
  • слушать указания и инструкции учителя по выполнению учебного задания, следовать им при организации практической деятельности (с помощью учителя);
  • умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции (с помощью учителя);
  • проговаривать вслух производимые действия, опираясь на вопросы учителя;
  • умение с помощью учителя соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами выполнения учебного задания;
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий и действий одноклассников;
  • первоначальные навыки сотрудничества (конструктивного взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя) в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке математики;
  • умение прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания (с помощью учителя);
  • умение принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания;
  • умение составить с помощью учителя и высказать фразу с использованием математической терминологии на основе анализа реальных предметов, предметных совокупностей или их иллюстраций;
  • начальные навыки работы с учебником математики;
  • понимание записей с использованием математической символики;
  • начальные элементарные умения использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении;
  • начальные навыки применения элементарных математических представлений в самообслуживании.

Планируемые предметные результаты к окончанию 1 класса:

Минимальный уровень: 

  • знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих велечину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
  • знание количественных числительных в пределах 10, умение записать числа с помощью цифр, откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала (с помощью учителя);
  • знание числового ряда в пределах 10 в прямом порядке; место каждого числа в числовом ряду в пределах 10 (с помощью учителя);
  • осуществление с помощью учителя счета предметов в пределах 10, обозначение числом количества предметов в совокупности;
  • выполнение сравнения чисел в пределах 10 с опорой на установление взаимно однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей (с помощью учителя);
  • умение с помощью учителя разложить числа 2-10 на две части (два числа) с опорой на предметно-практические действия с предметными совокупностями;\
  • умение с помощью учителя назвать, записать и прочитать единицы измерения стоимости, длины;
  • узнавание монет, называние их достоинства, осуществление с помощью учителя замены и размена монет в пределах 10р.
  • знание количества и названий суток в неделе; умение с помощью учителя воспроизвести порядок дней недели;
  • знание названий арифметических действий «сложение», «вычитание»;
  • выполнение арифметических действий в пределах 10 с опорой на предметно-практические действия;
  • выделение в арифметической задаче условия, вопроса, решение с помощью учителя;
  • различение плоскостных и объемных фигур, соотнесение знакомых предметов с геометрическими фигурами;
  • построение треугольника, квадрата, прямоугольника по заданным точкам (вершинам), с помощью учителя.

Достаточный уровень:

  • знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих велечину, размер, форму предметов, их массу, количественные отношения предметных совокупностей, положение предметов в пространстве, на плоскости и перемещать их в указанное положение; знание частей суток, понимание в речи учителя элементарной временной терминологии (сегодня, завтра, вчера, рано, поздно);
  • знание названий, порядка дней недели, количество суток в неделе;
  • знание арифметических действий, составление числовых выражений;
  • решение простых задач;
  • умение самостоятельно выполнить, поставленную учителем, задачу.

Базовые учебные действия:

Личностные:

  • наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

3. Содержание программного материала

Состоит из следующих разделов:

1. Нумерация –

2. Единицы измерения и их соотношения -

3. Арифметические действия –

4. Арифметические задачи –

5. Геометрический материал –

Выбор тем и порядок их изучения определяется с учетом специфики учащихся, способности к обучению.

4. Календарно-тематическое планирование

по математике на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель: Алферова Л.В.            4 ч в неделю;           132 ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 64 ч., в неделю 4 ч.              Всего 68 ч., в неделю 4 ч.

Учебник: Алышева Т.В. Математика. 1 класс. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). В 2-х ч. ч. 1 – М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 32 часа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Повторение. Числа 1-5

10

01.09

05.09

06.09

07.09

08.09

12.09

13.09

14.09

15.09

19.09

11.

Точка, линии.

1

20.09

12.

Овал.

1

21.09

13.

14.

Число и цифра 0.

2

22.09

26.09

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Число и цифра 6.

8

27.09

28.09

29.09

03.10

04.10

05.10

06.10

10.10

23.

24.

25.

Построение прямой линии через одну, две точки.

3

11.10

12.10

13.10

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Число и цифра 7.

8

17.10

18.10

19.10

20.10

24.10

25.10

26.10

27.10

34.

35.

36.

Отрезок.

3

28.10

29.10

II четверть – 28 часов

37.

38.

39.

Сутки, неделя.

3

07.11

08.11

09.11

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

Число и цифра 8.

9

10.11

14.11

15.11

16.11

17.11

21.11

22.11

23.11

24.11

49.

50.

Построение треугольника, квадрата, прямоугольника

2

28.11

29.11

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Число и цифра 9.

9

30.11

01.12

05.12

06.12

07.12

08.12

12.12

13.12

14.12

60.

61.

62.

63.

64.

Повторение, обобщение пройденного

5

15.12

19.12

20.12

21.12

22.12

III четверть – 40 часов

65.

66.

67.

68.

Числа 1- 9.

4

09.01

10.01

11.01

12.01

69.

70.

71.

Мера длины – сантиметр.

3

16.01

17.01

18.01

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

Число 10.

9

19.01

23.01

24.01

25.01

26.01

30.01

31.01

01.02

02.02

81.

82.

83.

Меры стоимости.

3

06.02

07.02

08.02

84.

85.

Мера массы – килограмм.

2

09.02

13.02

86.

87.

Мера ёмкости – литр.

2

14.02

15.02

88.

89.

90.

Повторение пройденного материала.

3

16.02

27.02

28.02

91.

92.

93.

Число 11.

3

01.03

02.03

06.03

94.

95.

96.

Число 12.

3

07.03

09.03

13.03

97.

98.

99.

Число 13.

3

14.03

15.03

16.03

100.

101.

102.

Число 14.

3

20.03

21.03

22.03

103.

104.

Повторение

2

23.03

IV четверть – 28 часов

105.

106.

107.

Число 15.

3

03.04

04.04

05.04

108.

109.

110.

Число 16.

3

06.04

10.04

11.04

111.

112.

113.

Число 17.

3

12.04

13.04

17.04

114.

115.

116.

Число 18.

3

18.04

19.04

20.04

117.

118.

119.

Число 19.

3

24.04

25.04

26.04

120.

121.

122.

123.

124.

125.

Число 20.

6

27.04

02.05

03.05

04.05

10.05

11.05

126.

127.

128.

129.

130.

131.

132.

Итоговое повторение.

7

15.05

16.05

17.05

18.05

22.05

23.05

24.05

25.05

Пояснение к программе:

I четверть – 33 часа:

1.«Отрезок» - уплотнение темы с 3 часов до 2, так как первая рабочая неделя неполная.

II четверть – 28 часов:

III четверть – 39 часов:

1.«Повторение» - уплотнение темы с 2 часов до 1, так как 8 марта выходной праздничный день.

IVчетверть – 29 часов:

1.« Итоговое повторение» - расширение темы с 7 часов до 8, так как пятая рабочая неделя сдвоенная.

Итого: 129 часов.

Справку составила ____________ /Алферова Л.В. /

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.         Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год

Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год

Рабочая программавоспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год

Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка«Пластилиновая живопись»                            ...