Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)

Кравченко Юлия Ивановна

Пояснительная записка.

         Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития (далее ЗПР) в старшей и подготовительной группе, определяет содержание работы педагога-психолога в старшей возрастной группе детского сада для детей с ЗПР.

В программе реализуется концепция коррекционно-развивающего обучения, направленная на формирование коммуникативной компетенции детей, на коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

         Цели и задачи программы

         Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ЗПР и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, их социальной адаптации.  

         Задачи программы:  

  • своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;  
  • определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;  
  • определять особенности организации образовательного процесса для воспитанников с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;  
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

 

 

 

        Принципы и подходы к формированию Программы

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:

  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом воспитанника;  
  • наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;  
  • учет особенностей развития каждого ребенка; 
  • предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;  
  • создание условий по охране и укреплению здоровья детей; 
  • формирование мотивационной готовности к обучению.

         Условия реализации программы: Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей, в особенности с ЗПР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических (индивидуальных) особенностей детей.

         Объем программы: Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

         Формы занятий: индивидуальная и подгрупповая.

         Форма работы: 2 раза в неделю индивидуальное занятие с каждым ребенком в группе, 1 раз в неделю – подгрупповое занятие.

         Время поведения индивидуальных и групповых занятий: в связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15 до 25 минут.

         Максимальное число участников группового занятия: 6-8 человек, возраст детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr.docx64.98 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОБНЯМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение центр развития ребенка - детский сад №4 «Ручеек»

ПРИНЯТО:                                                                                                    УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим Советом                                                                Приказом заведующего

От «14» сентября 2020 г.                                                                От «14» сентября 2020 г.

                                                                                                           ___________Е.А.Исаева

Адаптированная рабочая программа

педагога-психолога для детей с ОВЗ

(логопедические группы)

на 2020-2021 учебный год

Составила: педагог-психолог

Кравченко Ю.И.

Г.о. Лобня 2020

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка                                                                                     3

1.2.Цели и задачи реализации Программы                                                            3

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы                                     4

1.4.Психологические особенности развития детей с ОВЗ                                     4

1.5.Планируемые результаты освоения Программы                                           10

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого-педагогической работы и планирование образовательной деятельности по образовательным областям                           12

2.2.Основные виды деятельности, используемые в работе                                17

2.3.Этапы реализации Программы                                                                        18

2.4. Основные методы, используемые в работе                                                   18

2.5. Основные направления деятельности педагога психолога                         20

3.Организационный раздел

3.1.Сведения о педагогах, принимающих участие в реализации программы    30

3.2.Социальный паспорт семей воспитанников группы                                     30

3.3.Особенности работы с родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ                                                                                             32

3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды                 32

3.7.Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для реализации Программы                                                             32

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

        1.1.Пояснительная записка.

        Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития (далее ЗПР) в старшей и подготовительной группе, определяет содержание работы педагога-психолога в старшей возрастной группе детского сада для детей с ЗПР.

В программе реализуется концепция коррекционно-развивающего обучения, направленная на формирование коммуникативной компетенции детей, на коррекцию имеющихся речевых нарушений.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

        1.2.Цели и задачи программы

        Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ЗПР и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, их социальной адаптации.  

        Задачи программы:  

  • своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ЗПР;  
  • определять особые образовательные потребности детей с ЗПР;  
  • определять особенности организации образовательного процесса для воспитанников с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;  
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ЗПР с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

        1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

Психолого-педагогические и организационные условия реализации программы:

  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с образовательным маршрутом воспитанника;  
  • наличие оборудования, учебных пособий, методик, соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности;  
  • учет особенностей развития каждого ребенка; 
  • предоставление психологических и социальных индивидуальных консультаций;  
  • создание условий по охране и укреплению здоровья детей; 
  • формирование мотивационной готовности к обучению.

        Условия реализации программы: Необходимым условием реализации программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей, в особенности с ЗПР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учетом возрастных и специфических (индивидуальных) особенностей детей.

        Объем программы: Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

        Формы занятий: индивидуальная и подгрупповая.

        Форма работы: 2 раза в неделю индивидуальное занятие с каждым ребенком в группе, 1 раз в неделю – подгрупповое занятие.

        Время поведения индивидуальных и групповых занятий: в связи с тем, что набор детей в группу предполагается разновозрастной, то продолжительность занятий может варьироваться от 15 до 25 минут.

        Максимальное число участников группового занятия: 6-8 человек, возраст детей 5-7 лет.

        1.4.Психологические особенности развития детей с ЗПР

        В последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние двадцать лет возросло в 2-2,5 раза. По данным медицинской статистики за девять лет обучения в школе (с 1 класса по 9) количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15% от общего числа учеников.

        Сегодня 80% систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и задержкой психического развития. Каждый 10 ребёнок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим, важное значение приобретает коррекционно-развивающая работа с данной группой детей ещё в дошкольном возрасте. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

        Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья психических функций позволяет вернуть ребёнка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ЗПР в среду нормально-развивающихся сверстников.

        Этнология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и с органической недостаточностью ЦНС (Ю.Г. Демьянов, Е.С. Иванов).

        Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К.С. Лебединским, которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки развития, выделяя четыре типа:

        - ЗПР конституционального происхождения. Для неё характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего, незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.

        - ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток мозга, как следствие – замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.

        - ЗПР психогенного происхождения – нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребёнка. Дети с ЗПР этой группы имеют нормальное физическое развитие. Они соматически здоровы. У большинства таких детей диагностируется мозговая дисфункция. Часто такие дети имеют материнскую депривацию, которая проявляется в лишении ребенка материнского тепла и заботы. Особенности воспитания, такие как: однообразная социальная среда, слабое проявление индивидуальности ведут к снижению интеллектуальной мотивации и несамостоятельности поведения, что, в свою очередь, приводит к психическому инфантилизму.

        - ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР церебрально-органического типа характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности, проявляющаяся как недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности. Причиной появления органических недостатков может быть патология беременности: токсикозы в тяжелой форме, инфекции, асфиксия, недоношенность и т.д.

        Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психологические травмы, а также, необходима специальная развивающая работа всего педагогического коллектива.

        У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т.В. Егорова, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский и другие).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).

        Многие исследователи (Т.В. Егорова, В.Л. Подобед и другие) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.

        По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.

        У детей с ЗПР наиболее нарушено абстрактное мышление; также, им свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражителям, слабая интеграция отдельных процессов.

Нарушение внимания является характерным признаком задержки психического развития.

        У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития мелкой и крупной моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).

        Задержка психического развития поддаётся коррекции при специально организованном специалистами обучении ребенка. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей группы, родителей.

Можно выделить некоторые особенности развития, характерные для большинства детей с ЗПР:

  •  Недоразвитие игровой деятельности. Дошкольники с ЗПР не принимают предложенную им игровую роль, затрудняются в соблюдении правил игры, что имеет очень важное значение в подготовке к учебной деятельности. Дети чаще предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. В процессе сюжетно-ролевой игры возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом, трудности выполнения определенных ролей. Задержка в развитии игровой деятельности наблюдается при всех формах ЗПР.
  •  Недостаточная познавательная активность, нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка. Эти явления могут серьезно тормозить эффективность развития и обучения ребенка. Быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала.
  •  Недоразвитие обобщенности, предметности и целостности восприятия негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций. Это наглядно проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование.
  •   Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Они не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками.

        Для дошкольников с ЗПР, особенно к концу дошкольного возраста, характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера, а также такие характеристики деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность при относительно высоких показателях развития мышления. Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа (ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе). Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.

        Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обуславливает своеобразие формирования поведения, их личностные особенности. У многих детей отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, отсутствие интереса, целенаправленности и использования рациональных способов выполнения практической и интеллектуальной деятельности. Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (они значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный). При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания. У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

        К старшему дошкольному возрасту у детей с задержкой психического развития не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным десяти признакам. Дети испытывают сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

         У детей с задержкой психического развития замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Не сформирован самоконтроль, поэтому они не замечают неправильного выполнения действий. Технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании слабо сформированы. Многие из детей не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима при рисовании, с трудом пользуются ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако физическое и моторное развитие ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

        Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций, дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.         Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

        При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному периоду развития.

 

        1.5.Планируемые результаты освоения Программы

        Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

        Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  •  ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  •  ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

        

        В целях успешного развития и обучения воспитанников компенсирующих групп детского сада педагогом-психологом МБДОУ формируется стратегия работы, реализующаяся в следующих задачах:

  1. Обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  2. Повышение коммуникативной компетентности воспитанников путем привлечения внимания детей друг к другу;
  3. Развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
  4. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
  5. Развитие всех видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, слуховое;
  6. Развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление;
  7. Развитие любознательности, воображения; расширение запасов знаний и представлений об окружающем мире.
  1. Профилактика и коррекция агрессивного, тревожного, неуверенного поведения

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        2.1 Содержание психолого-педагогической работы и планирование образовательной деятельности по образовательным областям

        Содержание дошкольного образования направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Педагогический процесс строится с учётом интеграции областей и комплексно-тематического планирования.

        Психологическое сопровождение образовательной области

        «Социально-коммуникативное развитие»

Старшая группа

Развивающие задачи:

        1.Стабилизировать эмоциональный фон.

        2.Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

        3.Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных средств самовыражения. Вызывать инициирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.

        4.Развивать понимание важности нравственного поведения, осознание

последствий нарушения/соблюдения норм и правил.

        5.Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними свое поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.

        6.Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомым, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать

вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность, не конфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета.

Подготовительная группа

Развивающие задачи:

        1.Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

        2.Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

        3.Развивать чувство собственного достоинства. Создавать условия для осознания собственных переживаний, снижения отчужденности. Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения.

        4.Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать.

        5.Формировать четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки

и поступки других людей, результаты своей деятельности; замечать и

исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи; понимать и объяснять причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; самостоятельно различать эмоциональные особенности и состояния людей по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; понимать важность эмпатии, применять приемы поддержания родственных связей, точно следовать образцу, обследовать его перед началом деятельности, задавать взрослому уточняющие вопросы, добиваться соответствия результата образцу, ориентироваться на способ действия в соответствии с требованиями взрослого («как надо делать»), оценивать результат на основе соответствия с образцом, замечать и исправлять ошибки; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля, использовать разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.

        6.Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку,

адекватный уровень притязаний.

Психологическое сопровождение образовательной области

«Познавательное развитие»

Старшая группа

Развивающие задачи:

        1.Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи; способность замечать несоответствия, противоречия в окружающей действительности,

самостоятельно их разрешать, использовать и изготавливать карты-модели,

классифицировать объекты по нескольким критериям: функции, свойствам, качествам, происхождению; объяснять некоторые   и функции предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.

        2.Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте; способность давать  эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и  моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей; использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.

        3.Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы.

Подготовительная группа

        Развивающие задачи:

        1.Поощрять проявления разнообразных познавательных интересов,

стремление при восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.

        2.Стимулировать вопросы причинно-следственного характера.

        3.Формировать умения планировать разные виды познавательной деятельности; развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

        4.Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе, самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность к мысленному экспериментированию, рассуждениям, выдвижению и проверке гипотез; способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),поставленных как взрослым, так и самим ребенком, творчески их преобразовывать; замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей действительности;

        5.Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать  сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни. Улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения, авторские приемы создания образов; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

 

Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие»

Старшая группа

Развивающие задачи

        1.Развивать навыки диалогического общения.

        2.Учить объяснять некоторые зависимости, задавать вопросы причинно-следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли.

Подготовительная группа

Развивающие задачи

        1.Развивать навыки диалогического общения.

        2.Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи.

 

2.2. Основные виды деятельности, которые используются в работе педагогом-психологом

Виды деятельности

1.Игровая деятельность

Игры с правилами:

- Дидактические (по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные –

игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия,

игры-загадки)

- Подвижные (по степени подвижности – малые и средние)

- Развивающие.

2.Коммуникативная деятельность

Формы общения со взрослым:

- ситуативно-деловая;

- внеситуативно-познавательная;

- внеситуативно-личностная.

Формы общения со сверстником:

- эмоционально-практическая;

- внеситуативно-деловая;

- ситуативно-деловая.

3.Двигательная деятельность

Гимнастика:

- танцевальные упражнения

Игры:

- подвижные

4.Изобразительная деятельность

Рисование, лепка, аппликация (в рамках арт-терапии)

5.Конструирование из различных материалов

Художественный труд:

- аппликации

- конструирование из бумаги

6.Музыкальная деятельность

Восприятие музыки;

Творчество:

- музыкально-ритмические движения;

- музыкально-игровая деятельность.

7.Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение (слушание). Обсуждение (рассуждение)

2.3.Этапы реализации программы:

  1. Организационно-методический этап. Включает в себя набор детей в группу, определение индивидуальной программы психолого-педагогического
  2. сопровождения. Набор детей в группу планируется осуществлять по рекомендации комиссии ПМПК.
  3. Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики, сбор анамнестических данных.
  4. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.
  5. Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики, подведение итогов.
  6. Диагностическое обследование детей проводится три раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

 

2.4.Основные методы программы 

Метод двигательных ритмов - направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

Метод тактильного опознания предметов - направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.

Метод звукодыхательных упражнений - направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

Релаксационный метод - направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

Метод подвижных игр - обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Арт-терапевтический метод - способствует активизации мозга в целом:

межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

Конструктивно-рисуночный метод - формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

Метод дидактических игр - направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

Метод психогимнастики - помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод коммуникативных игр - способствует активизации мозга в целом:

межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями,

реализуются следующие функции:

  • Эмпатическое принятие ребенка;
  • Создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
  • Эмоциональная поддержка ребенка;
  • Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;
  • Тематическое структурирование задачи;
  • Помощь в поиске формы выражения темы.

2.5. Основные направления деятельности педагога-психолога

1.Психологическая диагностика.

2.Психологическая коррекция.

3.Психологическое консультирование.

4.Психологическое просвещение.

5.Психологическая профилактика.

6.Организационно-методическая работа.

  1. Психологическая диагностика

        Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

        Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения образовательных задач. Психодиагностическая работа в ДОУ ведется по следующим направлениям:

диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность);
  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

        По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

  1. Психологическая коррекция

        Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

        Психологическая коррекция с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален, кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

  • эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;
  • коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;
  • познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

Основные методы коррекционной работы:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • арттерапия: работа с красками, тестом, песком;
  • психогимнастика;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

Правила психокоррекционной работы:

  1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.
  2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.
  3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.
  4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.
  5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.
  6. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.
  7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).
  8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме.

        Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).

Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

        Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

 

        Игры и упражнения, используемые в коррекционной работе

 с детьми с ЗПР

Развитие внимания

1.Развивать способность к переключению внимания;

2.развивать концентрацию внимания;

3.развивать произвольное внимание;

4.развивать объем внимания.

Развитие восприятия

1.Развивать восприятие геометрических фигур;

2.развивать точность восприятия;

3.развивать цветоразличение;

4.развивать восприятие длительности временного интервала;

5.развивать пространственные представления;

6.развивать временные представления о частях суток, временах года;

7.развивать наблюдательность.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное (обувь, мебель и т.д.)»;

- «Найди отличия»

- «Что неправильно?»

- «Что перепутал художник?»

- «Что не дорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники и т.д.»;

- «Расставь точки на своей карточке, так, как ты видел»;

- «Найди пару», «Найди такой же»;

- «Раскрась фигуры» (как только появляется небрежность, работа прекращается);

- «Копирование образца»;

- «Найди такой же предмет»;

- «Рисую палочки»;

- «Расставь значки»;

- «Назови фигуру»;

- «Геометрическое лото»;

- «Нарисуй фигуру, которую я назову;

- «Танграм»;

- «Закрой фигуры»;

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность);

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами)», вариативность;

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»;

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.»;

- «Дорисуй фигуры»;

- «Что хотел нарисовать художник?»;

- «Радужный хоровод»;

- «Уточним цвет предметов» (вариативность);

- «Цветное лото»;

- «Найди 5 предметов одного цвета»;

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»;

- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится» (по мнению ребенка);

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос 3 см), нарисуй фигуры, сложи палочки в коробку и т.д.);

- Рассказ по картинке (части суток);

- «Разложи картинки»;

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»;

- «Угадай время года по описанию» (вариативность);

- Лото «Времена года»;

- Пазлы «Времена года»;

- «Отгадывание загадок о временах года»;

- «Заучивание стихотворений»;

- «Беседа о временах года»;

- «Назови время года»;

- «Покажи части тела (правую, левую руку, ногу, ухо и т.д.)»;

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, сзади, справа) мишки?»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.»;

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»;

- «Кто больше назовёт?»;

- «Назови все предметы, которые были спрятаны».

- «Разрезные картинки».

Развитие мышления

  1. Развивать мыслительные процессы: обобщение, исключение, выделение существенных признаков, учить устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи;
  2. развивать гибкость ума и словарный запас;
  3. развивать сообразительность.

- «Расставь по порядку (от самого большого к маленькому и т.д.)»;

- «Четвертый лишний»;

- «Найди отличия»;

- «Назови слова, относящиеся к деревьям, к одежде и т.д.»;

- «Как это можно использовать?»;

- «Говори наоборот»;

- «Парные картинки»;

- «Угадай-ка»;

- «Короткие истории»;

- «Бывает – не бывает»;

- «Досочки Сегена»;

- Магнитная рыбалка «Собираем урожай»;

- Загадывание загадок;

- Развивающие магниты «Сказки»

- Чтение произведений художественной литературы (русские народные сказки), их анализ.

Развитие памяти

  1. Увеличивать объем памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности;
  2. Развивать приемы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности.

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание фигур из палочек одного цвета или разных цветов);

- «Я положил в мешок…» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т.д.);

- «Я – фотоаппарат»;

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз);

- «Перескажи сказку или небольшой рассказ» (беседа по произведению с уточняющими вопросами);

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет);

Развитие воображения и творческих способностей

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой-либо предмет);

- «Дорисуй»;

- «Рисование по точкам»;

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур);

- «Что будет, если…?»;

Развитие мелкой моторики рук

        Развивать мелкую моторику рук, используя графическую деятельность, вырезание ножницами по контуру, манипулирование мелкими предметами.

- Комплекс №1 (гимнастический): сжимание, разжимание кисти, присоединение пальцев друг к другу, игры с массажными мячиками и т.д.;

- Комплекс №2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолеты за облаками» и т.д.;

- «Послушные ножницы»;

- Сортировка круп;

- Рисование на крупе;

- Комплекс №3: «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки», «Флажок» и т.д.

Развитие эмоционально-волевой сферы; самоконтроля и саморегуляции поведения

  1. Стабилизировать эмоциональный фон;
  2. научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей;
  3. совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;
  4. развитие произвольного внимания и способности контролировать свои действия;
  5. развитие способности находить ошибку в выполняемом задании и самостоятельно исправлять её.

- «Лица»;

- «Встаньте все те, кто…»;

- «Есть или нет?»;

- «Мимическая гимнастика»;

- «Запретное число»;

- «Запрещенное движение»;

- «Кулак – ладонь – ребро»;

- «Прошепчи ответ»;

- «Дарим свое тепло»;

- Царевна Несмеяна»;

- «Доброе животное».

Коррекция импульсивного и агрессивного поведения, снятие психоэмоционального напряжения

  1. Настроить детей на установку положительного отношения к окружающим;
  2. научить детей справляться со своими отрицательными эмоциями, выплёскивать гнев, злость
  3. научить взаимодействию друг с другом, умению разрешать конфликты;
  4. формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

- Игротерапия;

- Цветотерапия;

- Песочная терапия;

- Музыкотерапия (прослушивание классической музыки);

- Психогимнастика;

- «Мешочек крика», «Стаканчик крика»;

- «Прокати шарик»;

- Подушка-антистресс;

- «Фонтан», «Лава-лампа» (релаксация)

        Также, в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР используются Интернет-ресурсы, такие, как: http://www.logozavr.ru, http://www.igraemsa.ruhttps://mersibo.ru.

 

        3.Психологическое консультирование

        Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация МБДОУ.

        Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога МБДОУ.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ и семье в интересах ребенка: консультирование по проблемам детско-родительских отношений, консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей, консультирование по вопросам раннего развития детей, консультирование по вопросам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
  1. Психологическое просвещение

        Психопрофилактика и просвещение в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

        Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности

        Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д.

        Поэтому педагогу- психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использоватьих в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

        Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ГБДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

        Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов, по темам:

  1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
  2. Закономерности развития детского коллектива.
  3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
  4. Стили педагогического общения.
  5. Психологические основы взаимодействия с семьей.
  6. Особенности построения воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерных различий дошкольников.

        Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1) Индивидуальная

С педагогами:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

  • проводится по запросам и результатам диагностики;
  • психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2) Групповая

С педагогами:

  • семинар-практикум;
  • мастер-класс;
  • консультация;
  • психологические занятия с элементами психологического тренинга.

С родителями:

  • выступления на родительских собраниях;
  • оформление информационных листов (памяток) и ширм в группе;

  1. Психологическая профилактика

        Психопрофилактика и просвещение в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

        Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения.

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

        3.1. Сведения о педагогах, принимающих участие в образовательной деятельности при реализации ООП МБДОУ

Педагог-психолог: Кравченко Ю.И.

Учитель-логопед: Козлова Т.Н.

Воспитатели: Бокарева И.В., Михеева Н.В.

        3.2. Социальный паспорт семей воспитанников группы

Информация о социальном статусе семей воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР МБДОУ ЦРР №4 «Ручеек»

1.Фамилия, имя ребёнка: 

2.Дети под опекой -

3.Семья находится в социально-опасном положении -

- Многодетные

- Полные

- Неполные

- Малообеспеченные

4.Уровень образования родителей воспитанников с ЗПР

Мама- 

Папа-

        3.3.Особенности работы с родителями (законными представителями) воспитанников с ЗПР

        Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

        Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

        3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

        Организация развивающей предметно пространственной среды в кабинете педагога-психолога с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

        Вид работ, функциональное использование

        Рабочая зона кабинета педагога-психолога:

- Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

- Библиотека специальной литературы и практических пособий

- Материалы консультаций, семинаров, школы педагогического мастерства

- Информационный уголок для родителей

- Зона взаимодействия с родителями и педагогами

- Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекционно-развивающая работа)

- Зона взаимодействия с детьми

- Зона наглядного, демонстрационного и дидактического материала для осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми (игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы, конструкторы различных видов, головоломки, мозаики, развивающие настольно-печатные игры, раздаточные и демонстративные материалы)

- Реализация организационно-планирующей функции

- Зона организационно-методической деятельности (рабочее место педагога-психолога МБДОУ)

        3.5. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания для реализации Программы

        Для успешной деятельности педагога-психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство.

        Материально-техническое оснащение кабинета

        С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

        Зона взаимодействия с родителями и педагогами: кресла, журнальный стол, уголок для родителей.

        Зона организационно-методической деятельности: письменный стол, компьютерный стол, стул, компьютер, документация.

        Зона взаимодействия с детьми: детский стол, стульчики, магнитная доска, шкаф для хранения методических материалов, дидактических игр и пособий.

        Наглядно-демонстрационный материал

1.Издательство Детство-Пресс 2007. Иллюстрации картин.

2.Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка Н.Я. Семаго М.Айрис-Пресс 2005

3.Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка Н.Я. Семаго М.Айрис-Пресс 2005.

        Диагностический инструментарий педагога-психолога МБДОУ

«Рисунок школы» Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцев, В.Д. Шадриков.

Определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

«Нарисуй школу»

Норма: ярко, аккуратно, симметрично.

Тревожность: асимметрия, темные тона, схематичность.

«Отношение ребенка к школе» А.Н. Венгер, Е.А. Бугрименко

Выявление внутренней позиции школьника

Ответы на вопросы. Норма: 5-9 баллов

Не сформирована: менее 5 баллов.

 

        Сформированность предпосылок к учебной деятельности

«Графический диктант» Д.Б. Эльконин

Умение слушать, действовать

по указанию взрослого.

«Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Слушай и рисуй».

Норма: сходство с образцом, незначительные помарки.

ЗПР: непонимание словесной инструкции.

        

        Зрительная моторная координация

        «Домик» Н.И. Гуткина

        Умение копировать образец, выявление особенностей развития пространственного восприятия, сенсомоторной координации.

        «Нарисуй такую же картинку».

        Норма: срисовывает верно, незначительные ошибки. Нарушения в сенсомоторном развитии: прерывистые линии, неверное изображение деталей.

        Интеллектуальная сфера

        Восприятие

        «Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора)

        Оценивается доступность выполнения задания, возможность выделения целостной фигуры, наличие фрагментарности восприятия.

        «Посмотри на эти рисунки и скажи, что здесь нарисовано»

        Норма: узнавание всех нарисованных изображений, выделение целостной фигуры.

        «Узнавание конфликтных изображений-нелепиц» А.В. Семенович

        Исследование особенностей зрительного гнозиса, понимание конфликтности изображений, оценка логики рассуждений и ее соответствие возрасту ребенка.

        «Посмотри на эти рисунки и скажи, всё ли правильно здесь нарисовано?»

        Норма: Узнавание конфликтных изображений, понимание нелепости изображений.

        Внимание

        Методика В.М. Когана

        Выявление параметров внимания: удержание, распределение по одному или нескольким признакам, переключение внимания.

        «Вот карточки. Пересчитай их вслух, одновременно разложи их по цвету, одинаковые с одинаковыми, затем, по форме и далее в таблицу, где у каждой карточки есть только одно место».

        Норма: выполнение задания в полном объеме, ребенок легко переключается с признака на признак, самостоятельно и безошибочно раскладывает карточки в таблицу, не нуждается в повторении инструкции.

        Память

        «Запоминание 10 слов по А.Р. Лурия

        Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания.

        «Запомни 10 слов, которые я назову и расскажи»

        «Запоминание 10 картинок»

        Исследование зрительной памяти

        «Запомни эти картинки, и расскажи, что запомнил».

        Мышление

        Методика Кооса

        Определение уровня сформированности пространственного мышления, его особенностей, выявление проблем формирования пространственных представлений.

        «На картинке нарисован узор, его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить точно такой же».

        Норма: дети 6-7-летнего возраста самостоятельно справляются с заданиями 1-7.

        «Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)» Л.С. Выготский. Выявление актуального уровня развития понятийного мышления.

- В возрасте от 3 до 4 лет основным признаком для объединения является цвет.

- От 4-4,5 до 5 лет нормативным показателем является признак формы.

- От 5 лет могут встречаться выборы по сходству элементов (частей) изображений.

- После 5,5-6 лет начинают преобладать псевдопонятийные объединения – то есть ребенок может к самолету подобрать шарик, потому что «они оба летают» и т.д.

        «Исключение предметов» (4-й лишний)

        Исследование уровня сформированности обобщения, понятийного развития и возможности вычленения существенных, смыслообразующих признаков.

        «Здесь изображены 4 предмета, три из них можно объединить между собой и назвать одним общим словом, а четвертый предмет к ним не подходит. Найди, какой?»

        Норма: выполняют самостоятельно начиная с 4-4,5 летнего возраста.

«Последовательность событий» А.Н. Бернштейн.

        Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности установления причинно-следственных и пространственно-временных связей, анализ речевого развития ребенка.

        Норма: картинки раскладывают самостоятельно и верно, самостоятельно составляют рассказ или с незначительной помощью взрослого.

        «Подбор простых невербальных аналогий»

        Исследование возможности установления логических связей и отношений между понятиями (предметами).

        Выполнение заданий в полном объеме считается условно нормативным для детей, начиная с 6 лет.

        Складывание «Разрезных картинок» А.Н. Бернштейн

        Исследование сформированности пространственных представлений. Исследование перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации.

        Дети старше 5,5-6,5 лет могут выполнять задания на складывание картинок, разрезанных на 5 и более неравных частей различной конфигурации.

        Воображение

        Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич

Исследование личностных качеств.

Интерпретация результатов индивидуальна.

        «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф

Определение индивидуальных особенностей личности.

Интерпретация результатов индивидуальна.

         Эмоционально-волевая сфера

        «Рисунок семьи» Г.Т Хоментаускас

Выявление особенностей внутрисемейных, межличностных отношений.

Интерпретация результатов индивидуальна.

        Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

Интерпретация результатов индивидуальна.

         Самооценка

        «Лесенка» В.Г. Щур

Исследование самооценки детей

Интерпретация результатов индивидуальна.

        Методическая литература

1.А.Д. Кошелева «Эмоциональное развитие дошкольников» М. Академия, 2003

2.Н.В. Самохина, Игры, в которые играют» Дубна-Феникс, 2000

3.Г.С. Никифоров «Психологическое здоровье дошкольников» СПб. Речь, 2009

4.Н.В. Новоторцева «Коррекционная педагогика и специальная психология, словарь».Ярославль. Академия развития, 1999

5.Л.С. Выготский, А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения» Педагогика-пресс, 1993

6.А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет» М. Новая школа, 1996

7.М.А. Панфилова «Игротерапия общения» М. Гном и Д, 2010 «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ» М. ТЦ Сфера, 2008

8.А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Самара: Учебгая литература, 2005.

9.Н.Ю. Борякова «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» Москва, 2008;

10.О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова «пальчиковая гимнастика с предметами» М. Аркти, 2008

11.Л.Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: Учитель, 2010

12.Ф.Х. Никулина «Формирование познавательной сферы» Волгоград: Учитель, 2013

13.И.В. Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми» М. Национальный книжный центр, 2014

14.Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития: Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» Москва, 2002;

15.Н.В. Ротарь, Т.В. Карцевой «Занятия для детей с задержкой психического развития» Волгоград, 2016г;

16.Н. П. Локаловой, Д. П. Локаловой, «Готовимся к школе. 60 занятий

по психологическому развитию старших дошкольников» Генезис, 2014;

17.Ю.А.Афонькина «Рабочая программа педагога-психолога ДОО» издание 2-е, Волгоград, 2015

18.И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти,

внимания, мышления и воображения у дошкольников» Москва, 2008

19.А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, 2002

20.Е.А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду»Москва, 2003

21.Ю.Е. Веприцкая «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы у детей 4-6 лет» Волгоград, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа педагога-психолога ДОУ № 112 г. Липецка

Рабочая программа разработана в рамках реализации АООП ДОУ. Данная программа реализуется в логопедических группах для детей с ОНР. Возрастная категория: 5-8 лет....

Рабочая программа педагога–психолога «Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста» на 2018 – 2019 учебный год.

Что мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости...

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ для детей со сложным дефектом на 2020-2021 учебный год

Дети со сложным дефектом - особенные дети, которым требуется психологическая помощь в усвоении дошкольного образования.Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с РАС на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка         В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства коррекционной работ...

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога (ФАОП ДОО)

Рабочая программа  педагога – психолога по реализации федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного...