Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
учебно-методический материал по психологии (младшая группа)
Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adoptirovannaya_rp_malysh_2022-2023.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 г.о. ЛОБНЯ
141733, Московская область, г. Лобня, проезд Шадунца д.1
т. 8 (495) 577-54-73 e-mail:lobn_sh9@mosreg.ru
_____________________________________________________________________________
Утверждаю Директор
МБОУ СОШ №9
_____________И.И.Кырма
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога – психолога
по адаптации детей раннего возраста
к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»
Составитель:
Педагог-психолог
Кравченко Ю.И.
Лобня 2022-2023
Содержание
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа педагога-психолога МБОЙ СОШ №9 ДО «РУЧЕЕК» для детей раннего возраста разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога- психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения, разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ, локальными актами.
Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится психологическое сопровождение образовательного процесса. Под психологическим сопровождением понимается система профессиональной деятельности педагога-психолога, направления на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Структура и содержание рабочей программы педагога-психолога МБОЙ СОШ №9 ДО «РУЧЕЕК» для детей раннего возраста разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МБОЙ СОШ №9 ДО «РУЧЕЕК». Название программы – программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. И.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Содержание рабочей программы педагога-психолога учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОО.
- Общие сведения об учреждении
МБОЙ СОШ №9 ДО «РУЧЕЕК», в образовательном учреждении функционируют 4 группы детей младшего возраста, фактическая наполняемость в 2022-2023 учебном году - 92 чел.:
2 ясельные группы – 48 чел.
2 младшие группы - 44 чел.
Обучение и воспитание детей ведется на русском языке.
Цель работы ДО: совершенствовать качество работы ДО.
Основные задачи работы ДО:
1) Создавать условия для реализации личностно-ориентированного подхода во всех направлениях деятельности учреждения.
2) Создавать условия для реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей и повышение уровня своих профессиональных компетенций.
3) Совершенствовать систему работы с социумом.
Режим работы детского сада:
- с сентября по май – образовательный процесс;
- с июня по август – летняя оздоровительная кампания;
- рабочая неделя – пятидневная;
- длительность пребывания детей –12 часов;
- ежедневный график работы: с 7.00 до 19.00
- Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста
На втором году жизни ведущей деятельностью детей является предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве со взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На втором году жизни ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается прежде всего, как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
Таким образом, можно выделить основные возрастные показатели детей 2-3х лет.
Основные направления развития в этот период:
• развитие предметной деятельности;
• развитие ситуативно-делового общения ребенка со взрослым;
• совершенствование восприятия (активное освоение сенсорных эталонов формы, цвета, величины);
• развитие активной речи (речь как средство общения со сверстниками);
• развитие понимания речи (к 3-м годам – восприятие всех звуков родного языка);
• развитие начальных форм произвольного поведения;
• формирование новых видов деятельности: игра, рисование, конструирование;
• развитие наглядно-действенного мышления;
• импульсивность, ситуативность чувств и желаний;
• появление чувства гордости и стыда;
• формирование элементов самосознания (идентификация с именем и полом);
• развитие самооценки на основе оценки взрослых.
Завершение раннего возраста знаменует кризис 3-х лет. В этот период формируется образ Я, ребенок осознает себя отдельно от взрослого и отстаивает свою самостоятельность. Кризис сопровождается такими проявлениями как: негативизм, упрямство, протест, стремление к самостоятельности, обесценивание и деспотизм.
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессовыми факторами. Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики и психологии. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения
адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Цели и задачи деятельности педагога-психолога
Педагог-психолог МБОЙ СОШ №9 ДО «РУЧЕЕК» осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель: сохранение психического здоровья воспитанников, создание условий, способствующих их психоэмоциональному благополучию, обеспечение эффективного развития воспитанников посредством использования перспективных коррекционно – развивающих средств.
Задачи:
- Создавать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям ДО.
- Содействовать устранению или ослаблению недостатков в познавательной, эмоциональной, поведенческой сфере воспитанников коррекционно-развивающими средствами воздействия.
- Формировать у педагогов ДО позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия воспитанников; консультировать по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышение социально – психологической компетентности педагогов.
- Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога - психолога ДО, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня развития детей.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения.
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.
Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников.
Основные субъекты психологического воздействия: дети; педагоги; родители.
Принципы и подходы к формированию программы
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
- Принцип гуманизма как основополагающий
Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.
- Принцип природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
- Принцип развития
Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
- Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком
Предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
- Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья - дошкольное учреждение».
Уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное; групповое; на уровне детского сада.
Формы сопровождения:
- Психологическое консультирование;
- Психологическая диагностика;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Психологическое просвещение.
Цели и содержание программы Роньжиной А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению
Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации – подгрупповой до 6 детей; по времени реализации — на период адаптации.
Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Е. О. Смирнова, А.С.Роньжина, Кремлякова А. Ю., Афонькина А.Ю. К числу наиболее актуальных проблем относятся:
- разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения,
- создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи,
- повышение информационной культуры родителей,
- повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Цель программы:
- Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста;
- Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этими целями определяются основные задачи программы:
- Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения;
- Использовать эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства;
- Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
1. снятие эмоционального и мышечного напряжения;
2. снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,
агрессии;
3. развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
4. развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
5. развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
6. развитие игровых навыков, произвольного поведения.
В основе практической работы лежит взаимодействие психолога, воспитателя, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Отдельное внимание уделено работе с родителями. Педагог-психолог в рамках адаптации детей к условиям ДОУ проводит регулярные групповые и индивидуальные консультации с родителями по вопросам трудностей адаптации, а также по темам развития и воспитания детей раннего возраста. С воспитателями планируются семинары, игровые тренинги по проблеме
адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Структура и форма занятий
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей подгруппы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом, в целях избежания переутомления
малышей и потери игрового интереса.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется педагогом-психологом. Возможно сокращение занятия, если дети переутомлены, возможно, также изменение последовательности частей в соответствии с настроением детей и т.д.
Занятия длительностью 10-15 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игр.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название занятия | Игры, упражнения | Сроки проведения |
1 | Мишка | Упражнение «Здравствуйте!»; «Части тела»; «Погладим Мишку»; «Ку-ку!»; «Мы потопаем как Мишка»; «Мишка косолапый по лесу идет» | 1-2 недели сентября |
2 | Божья коровка | Упражнение «Здравствуйте!»; «Поймай божью коровку»; Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»; Упражнение на развитие дыхания; «Согреем божью коровку»; Игра «Божьи коровки и ветер»; Рисование «Нарисуем божьей коровке точки» | 3-4 недели сентября |
3 | Листопад | Упражнение «Части тела»; Игра «Зашагали ножки»; Игра «Солнышко и дождик»; танец «Кленовые листочки»; рисование «Листопад» | 1-2 недели октября |
4 | Мячик | Упражнение «Части тела»; Чтение стихотворения С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»; игра «Прятки с мячом»; упражнение «Чудесный мешочек»; рисование «Мячик» | 3-4 недели октября |
5 | Прогулка в осенний лес | Упражнение «Доброе утро!»; игра «По ровненькой дорожке; чтение стихотворения Б. Заходера «Ежик»; игра на развитие произвольности «Волк и ежики»; упражнение «Цветные корзинки»; рисование «Колючий ежик» | 1-2 недели ноября |
6 | Веселый Петрушка | Упражнение «Доброе утро!»; подвижная игра «Поезд»; игра-упражнение «Где же наши ручки?»; упражнение «Цветные билеты»; Игра «Карусель»; Чтение потешки «Прыгай, прыгай веселей!»; рисование «Веселый Петрушка» | 3-4 неделя ноября |
7 | Матрешка | Упражнение «Давайте поздороваемся»; Рассматривание Матрешки (как разбирается и как собирается); Упражнение на развитие определения величин: большой и маленький на примере матрешки; Динамическая пауза «Мы матрешки…» Пальчиковая гимнастика; Рисование «Узоры на Матрешке» | 1-2 недели декабря |
8 | Новый Год | Упражнение «Давайте поздороваемся»; игра «В нашей группе»; игра с Дедом Морозом «Ты нам носик заморозь!»; Пальчиковая гимнастика «Пальчики пляшут»; упражнение «Найди одинаковые…»; Рисование «Украсим елочку» | 3-4 недели декабря |
9 | Разноцветные мячики | Упражнение «Давайте поздороваемся»; Рассматривание большого и маленького мячей; Упражнение «Догони мяч!»; Пальчиковая гимнастика с маленькими мячами; Релаксационное упражнение «Мячики отдыхают»; Рисование «Красный и синий мячи» | 3-4 недели января |
10 | Зайка | Упражнение «Части тела»; Пальчиковая гимнастика «Мы слепили снежный ком»; чтение потешки «Зайка серенький сидит»; подвижная игра «Лиса и заяц»; упражнение «Чудесный мешочек с овощами»; рисование «Подарим зайчику морковку» | 1-2 недели февраля |
11 | Мишка косолапый | Упражнение «Части тела»; хороводная игра «Мишка спит»; пальчиковая гимнастика «Как под горкой снег, снег…»; подвижная игра «У медведя во бору»; чтение стихотворения «Мишка косолапый»; рисование «Банка меда» | 3-4 недели февраля |
12 | Мыльные пузыри | Упражнение «Поздороваемся в кругу»; пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки» с движениями; игра «Пузырь»; упражнение-релаксация «Пузырики отдыхают»; танец «Полет мыльных пузырей»; рисование «Разноцветные шарики» | 1-2 недели марта |
13 | Непослушные мышата | Упражнение «Поздороваемся в кругу»; подвижная игра «Скачут мышки»; релаксационное упражнение «Мышки отдыхают»; игра «Кот и мыши»; пальчиковая гимнастика «Мышиная семья»; Рисование «Сыр для мышат» | 3-4 недели марта |
14 | Котята | Упражнение «Мой, хороший!»; упражнение «Угадай, чей голос?»; динамическая игра «Кошка и собака»; игра «Какого цвета?»; дыхательная гимнастика «Бабочка, лети!»; Игра «Котята-молодцы» | 1-2 недели апреля |
15 | Весна пришла! | Упражнение «Мой, хороший!»; Упражнение «А у нас за окном…»; Игра-инсценировка «Одеваемся гулять»; Динамическая пауза; Игра «Солнышко и дождик»; Пальчиковая гимнастика; рисование «Солнышко» | 3-4 недели апреля |
Техническое оснащение программы
1. Магнитофон, записи на флеш-карте (звуки природы, поезда, животных, леса, дождя и др);
2. Игрушки: животные, поезд, корзинки, мячи разных размеров и цветов;
3. Бумага, гуашь, бланки-распечатки для каждого ребенка с готовыми формами.
Индивидуальная работа
Индивидуальный подход осуществляется при заполнении адаптационных листов педагогом-психологом на каждого воспитанника. Также диагностическое обследование каждого ребенка психологом проводится индивидуально. В процессе проведения групповых занятий педагог-психолог может проводить и индивидуальные занятия на соответствующую тематику с детьми, имеющими низкие показатели по диагностике. Итоговая диагностика проводится психологом в мае.
Авторская программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего возраста
Авторская программа индивидуальных занятий была написана исходя из накопленного опыта работы с данной возрастной категорией детей.
Пояснительная записка
Ранний возраст – это период с 1 до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей и даже некоторых специалистов.
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. В современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. Также развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.
Программа дополняет систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации и в течении всего первого года пребывания ребенка в ДОУ, путем создания оптимальных условий, необходимых для полноценного психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста. В основу данной программы легли идеи таких известных исследователей, как М.И.Лисина, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Д. Стерн, Э. Эриксон и др.
Таким образом, данная Программа направлена на помощь в адаптации ребенка к условиям ДОУ и развитие основных психических функций у ребенка раннего возраста для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека.
Цель – коррекция и развитие отдельных психических процессов с учетом индивидуальных особенностей и способностей ребенка раннего возраста, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, помощь в адаптации к условиям ДОУ через индивидуальный подход
Исходя из целей данной программы, предусматривается решение следующих задач.
Задачи программы:
- Развитие зрительного, сенсорного и тактильного восприятия;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие внимания, речи и воображения, познавательной активности в целом,
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие элементарных пространственных представлений;
- Создание необходимой развивающей среды и стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- Осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Возрастная группа: дети 2-3 лет. Набор детей для занятий осуществляется по рекомендации воспитателей групп раннего возраста, психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) или ППК (психолого-педагогического консилиума ДО), педагога-психолога (результатам диагностического обследования), запросу родителей (законных представителей).
Продолжительность: занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью 10-15 минут, индивидуально.
Методы и технологии, общая структура занятия (здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые) используемые на занятиях:
- ритуал приветствия;
- дыхательные упражнения и пальчиковая гимнастика;
- развивающая игра (на развитие познавательных процессов);
- изодеятельность (арт-терапия);
- релаксационные упражнения;
- ритуал прощания.
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
1. Принцип гуманизма как основополагающий. Предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание то, что приход ребенка в дошкольное образовательное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых.
2. Принцип развития личности за счет её собственных возможностей. Предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
3. Принцип индивидуализации. Предполагает учет возрастных и психологических особенностей детей при организации процесса занятий. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
4. Принцип открытости. Акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии ребенка. Установление партнерских отношений «семья – дошкольное образовательное учреждение».
5. Принцип непрерывности. Заключается в том, что организация психолого – педагогического сопровождения должна осуществляться постоянно и без остановки.
6. Ориентация на субъектное взаимодействие.
Планируемые результаты
Реализация представленной Программы предполагает достижение следующих результатов:
– устранение выявленных проблем в развитии у детей;
- развитие отдельных психических процессов;
- эмоциональный комфорт и социальная адаптация детей раннего возраста;
– повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей;
- сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Реализация представленной Программы предполагает освоение следующих компетентностей в плане интеллектуального (познавательного) развития:
К трём годам ребёнок:
- различает основные цвета, форму, величину, фактуру (мягкий, твердый), соотносит детали (часть и целое), их взаиморасположение, свойства и качества предметов в практической деятельности, опираясь на зрительное восприятие (способен собрать последовательно пирамидку, накрыть ёмкость соответствующей крышкой, вложить в коробки различного размера соразмерные игрушки, построить дорожку, башню, узор из однотипных кубиков, выложить простейшие узоры из крупной мозаики по рисунку);
- использует различные средства для достижения цели и способен предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте (выкатывает из-под дивана застрявший мячик длинной палкой, влезает на стул, чтобы дотянуться до привлекательной игрушки, и т.п.);
- понимает и использует слова для обозначения, обобщения и замещения людей, предметов или действий, в игре начинает обозначать словом роль в действии (Я – мама, варю суп. Саша – шофер, едет в машине); использует предметы-заместители;
- интересуется окружающим его миром, любопытен, любознателен, начинает задавать много вопросов (кто это? что это? как это? а зачем?); особый интерес проявляет к людям, их действиям, разговорам;
- знает назначение многих предметов, место, где они находятся, их принадлежность (полотенце для того, чтобы вытирать руки, висит около умывальника; одежда – в шкафчике, своя – в одном, чужая – в других; машина – своя в гараже, около дома, а та, которая возит продукты в магазины, – на улице, во дворе магазина; и др.)
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, либо в случае неэффективного усвоения ребенком основной образовательной программы. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей).
Календарно-тематическое планирование занятий (занятия проводятся в индивидуальной форме, в кабинете педагога-психолога)
Месяц | Неделя | Тема занятия (главная цель) | Содержание |
Ноябрь-декабрь | Углубленная диагностика по методике Стребелевой Е.А. Знакомство с ребенком. Наблюдение за ним в игре, во взаимодействии со сверстниками. Отбор детей на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | ||
Январь | 2 неделя | «Гирлянда» (развитие представления о красном цвете) | -приветствие («Здравствуйте») -Пальчиковая гимнастика («Наши пальчики») - Игра «Яркий мячик» -Упражнение –творческое задание «Красные шары» (использование пластилина) -общее расслабление -прощание |
3 неделя | «Елочка» (развитие представления о зеленом цвете) | приветствие («Здравствуйте») -Пальчиковая гимнастика («Наши пальчики») - Игра «Соотнеси картинку и цвет» -Упражнение-творческое задание «Укрась елочку» (использование гуаши и штампа) -общее расслабление -прощание | |
4 неделя | «Кораблик» (развитие представления о синем цвете) | -Приветствие («Лучики») -Дыхательная гимнастика «Снежинка» - пальчиковая гимнастика с суджок -упражнение – творческое задание «Плывет кораблик» (использование водяной раскраски) -общее расслабление -прощание | |
Февраль | 1 неделя | «Зайка» (развитие представления о желтом и оранжевом цветах) | -приветствие («Части тела») -пальчиковая гимнастика с суджок -игра «Покорми зайчика» -упражнение-творческое задание «Морковка для зайчика» (использование ниток для вязания желтого и оранжевого цветов, клея ПВА) -общее расслабление -прощание |
2 неделя | «Снеговик» (закрепление сенсорных представлений о цвете) | приветствие («Части тела») -дыхательная гимнастика «Снежинка» -игра «Слепи снеговика» -упражнение-творческое задание «Снеговик» (использование ваты, пластилина, счетных палочек) -общее расслабление -прощание | |
4 неделя | «Снег» (развитие мелкой моторики, речи) | приветствие («Части тела») -дыхательная гимнастика «Снежинка» -пальчиковая гимнастика с мягкими шариками -игра «Что нарисовано на картинке?» упражнение-творческое задание «Снег» (использование пальчиковых красок) -общее расслабление -прощание | |
Март | 1 неделя | «Ежик» (развитие мелкой моторики, речи» | Приветствие («мое имя») -пальчиковая гимнастика «Не боимся мы ежа» -игра «Найди одинаковых» - упражнение-творческое задание «Иголки для ежа» (использование семечек, клея ПВА) -общее расслабление -прощание |
3 неделя | «Медведь» (развитие сенсорного восприятия и воображения) | Приветствие («мое имя») -пальчиковая гимнастика «не боимся мы ежа» -игра «соотнеси предметы» - упражнение-творческое задание «Мед для медведя» (пальчиковые краски) общее расслабление -прощание | |
4 неделя | «Гусеница» (развитие мелкой моторики, внимания) | -приветствие «Мое имя» -дыхательная гимнастика «Листок» - игра «Пирамидка» - упражнение-творческое задание «гусеница» (цветная бумага, гуашь и кисть) -общее расслабление -прощание | |
Апрель | 1 неделя | «Цветок» (развитие внимания, воображения и речи) | Приветствие «Солнышко» дыхательная гимнастика «Листок» - игра «Цветы (определи величину и цвет)» - упражнение-творческое задание «Цветок» (пластилин) -общее расслабление -прощание |
2 неделя | «Бабочка» (развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия и воображения) | -Приветствие «Солнышко» -Пальчиковая гимнастика «Помогаем мы друзьям» -игра «разрезные картинки» - упражнение-творческое задание «бабочка» (цветная бумага, клей ПВА) -общее расслабление -прощание | |
3 неделя | «Цветочная поляна» (развитие речи, мелкой моторики и воображения) | -Приветствие «Дружок» Пальчиковая гимнастика «Помогаем мы друзьям» -игра «назови, что нарисовано» - упражнение-творческое задание «Цветочная поляна» (цветная бумага, заготовки, клей ПВА) -общее расслабление -прощание | |
4 неделя | Общая релаксация, пальчиковое рисование на свободную тему | -приветствие «Дружок» -пальчиковая и дыхательная гимнастики -свободное пальчиковое рисование под релаксирующую музыку -прощание | |
Всего занятия | 13 занятий | ||
Май | Итоговая диагностика, анализ и интерпретация полученных результатов, сравнение с результатами первичной диагностики, выявление положительной динамики развития |
Перечень дидактических пособий и оборудования:
- Психодиагностика: пирамидки, матрёшка, игрушки-вкладыши, звуковые игрушки, коробка форм;
- Учебно-методические пособия, настольно-печатные игры, предметные игрушки, конструкторы и строительный материал;
- Краски, карандаши, фломастеры, пластилин, писчая и цветная бумага;
- Технические средства обучения, компьютерное оборудование, аудио – видеотека (при необходимости).
Список литературы
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007.
Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М.: Просвещение: учебная литература, 2006.
Воспитание и обучение детей раннего возраста. /под ред. Л.Н. Павловой. –М.: Просвещение, 2008.
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Воспитание эмоциональной и познавательной активности малыша. Книга для работников дошкольных учреждений. – Сыктывкар, 2007.
Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2004.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2006.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 – М.: Просвещение, 2007.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 2008.
Кравец О. Ю., Рыбкина И. А., Иванова А. Е., Соломаха Л. С. и др. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. Перспективное планирование коррекционной работы специалистами центра психолого – медико - социального сопровождения. – Санкт-Петербург, 2001г. – 50с.- (Центр психолого – медико – социального сопровождения Калининского района).
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.- метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Владос, 2003.
Развивающие игры для детей от 0 до 5 лет. – М.: Эксмо, Р 17 2013. – 208 с.
Хомякова Е.Е. комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- СПб.: «Издательство «Детство-Пресс» 2011.-128с.
Ожидаемые результаты усвоения программы
1.Период адаптации у детей раннего возраста будет облегчен благодаря проведению занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»;
2.К декабрю воспитанники адаптируются к условиями ДОУ: у них нормализуется эмоциональный фон, пройдет мышечное напряжение, они научатся взаимодействовать друг с другом, у детей сформируются базовые игровые навыки и основы произвольного поведения;
3.Работая индивидуально с детьми по авторской программе коррекционно-развивающих занятий у детей пополнится словарный запас, понимание обращенной речи. Благодаря этим достижениям ребенок начнет активно осваивать окружающий мир. У него сформируется восприятие. На развивающих занятиях, действуя с предметами, дети начнут обнаруживать их отдельные свойства и разнообразие свойств в предмете, разовьется их способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. В связи с чем, у детей младшего дошкольного возраста, повысится уровень развития психических процессов в целом, а также уровень развития восприятия и его свойств.
4.Педагоги накопят определенный опыт в рамках индивидуальных консультациях и на педагогических советах по вопросам развития детей раннего возраста. У них повысится уровень социально-психологической компетентности;
5.Индивидуальные консультации, а также выступления психолога на родительских собраниях способствуют повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей. Родители приобретут психолого-педагогические знания и умения по оптимизации отношений с ребенком, а также расширят свои представления о возрастных и психологических особенностях детей раннего возраста.
Годовой план работы педагога-психолога на 2019-2020 учебный год
Психологическая диагностика
Задачи:
- Получение информации об индивидуальных и психологических особенностях детей, об их возможностях и перспективах развития для прогнозирования возможных результатов развития, воспитания и дальнейшей адаптации;
- Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания;
- Анкетирование (тестирование) родителей с целью изучения внутрисемейных отношений, а также получения обратной связи на родительских собраниях, тренингах и другое.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Определение уровня адаптации к условиям ДОУ | Наблюдение, анкетирование родителей (приложение 4), заполнение и анализ диагностических карт адаптированности (Приложение 1) | Родители и дети | Август-октябрь |
2 | Сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях | Изучение медицинских карт | Дети | Август-сентябрь |
3 | Первичная диагностика детей раннего возраста согласно методике Стребелевой Е.А. (Приложение 2) | Индивидуальная | Дети | Сентябрь-октябрь |
4 | Заполнение карт нервно-психического развития детей раннего возраста (Л.Г. Голубева, К.Л. Печора) (Приложение 3) | Наблюдение | Дети | Сентябрь-октябрь |
5 | Диагностика психического развития вновь поступивших детей | Индивидуальная | Дети | В течение года |
6 | Углубленная диагностика психического развития детей, испытывающих трудности и проблемы в развитии | Индивидуальная (по запросу) | Дети | В течение года |
7 | Определение стилей и особенностей внутрисемейных отношений (по запросу) | Тестирование, Анкетирование, Беседа | Родители | В течение года |
8 | Вторичная диагностика детей раннего возраста согласно методике Стребелевой Е.А. (для детей до 2,6 лет), или методике Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко (для детей с 2,6 лет) | Индивидуальная | Дети | Май |
9 | Диагностическое обследование детей, направленных на ПМПК: формирование банка данных, подготовка к ПМПк (консилиуму в ДОУ) и мПМПК (муниципальной комиссии). Составление психолого-педагогических заключений | Тестирование | Дети | В течение года |
Коррекционно-развивающая работа
Задачи:
- Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения (преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду);
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Формирование у детей положительного эмоционального отношения ко взрослым и сверстникам, принятие самого себя и окружающих, развитие навыков взаимодействия.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Проведение подгрупповых занятий по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» | Подгрупповая | Дети | Октябрь - апрель |
2 | Проведение индивидуальных развивающих занятий с детьми раннего возраста по итогам первичной диагностики (согласно методике «Коррекция и развитие в раннем возрасте» Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко)??? | Индивидуальная | Дети | Октябрь-апрель |
Психологическое просвещение, консультирование и профилактика
Задачи:
- Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей;
- Формирование психолого-педагогической компетентности родителей в рамках обучения, развития и воспитания детей;
- Знакомство педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными особенностями детей;
- Помощь родителям в поиске решения проблем, касающихся внутрисемейных отношений, развития и воспитания детей.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | "Марафон по адаптации" (групповая консультация для родителей детей, поступающих в детский сад) | Родительское собрание | Родители младшей группы | Август |
2 | Оформление стендов в группах и родительских уголков по темам: "Адаптация детей к детскому саду", "Возрастные особенности детей 3-4 лет", "Кризис 3-х лет" | Наглядная информация, практический материал | Родители младшей группы | Август-октябрь |
3 | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, а также результатам психодиагностики | Индивидуальная | Родители всех возрастных групп | В течение года |
4 | Оформление стендов в группах и родительских уголков по темам: "Возрастные особенности", "Замкнутые, тревожные, агрессивные дети", "как справится с детскими капризами" и др. | Наглядная информация, практический материал | Родители всех возрастных групп | В течение года |
5 | Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам развития и воспитания детей, а также результатам психодиагностики | Индивидуальная | Педагоги | В течение года |
6 | "Права наших детей" | Деловая игра | Родители | Ноябрь |
7 | "Роль семи в воспитании ребенка" | Семинар-практикум | Родители | |
8 | "Бесконфликтное общение" | Тренинг | Родители | |
9 | Выступления на родительских собраниях и педагогических советах по запросу | групповая | Родители, педагоги | В течение года |
10 | Проведение ряда игровых занятий с целью профилактики эмоционального неблагополучия | Групповая/ подгрупповая | Дети всех возрастных групп | В течение года |
Организационно-методическая работа
Задачи:
- Формирование психологической компетенции педагогов, развитие профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости;
- Повышение собственных профессиональных психологических способностей, а также квалификации через прохождение кусов, семинаров и другое;
- Освоение новых развивающих технологий в работе со всеми участниками образовательного процесса;
- Содействие повышению психологической компетентности родителей в особенностях развития ребенка, а также вопросах обучения и воспитания.
№ | Содержание | Форма проведения | Контингент участников | Сроки проведения |
1 | Подготовка адаптационных листов для заполнения в период адаптации детей младшей группы, а также анкет для родителей | Родители младшей группы | Август | |
2 | Подготовка диагностического инструментария (методик, бланков для заполнения, наглядного материала) для проведения психологических обследований | Июль-август | ||
3 | Выступления на родительских собраниях, с соответствующей тематикой | Семинар, тренинг, мастер-класс | Родители | В течение года |
4 | Посещение и участие в педагогических советах | Семинар, тренинг, мастер-класс | Педагоги | В течение года |
5 | Участие в методическом объединении района | Разное | Психологи | По плану м/о |
6 | Анализ психолого-педагогической литературы, а также литературы для подбора диагностического инструментария, разработки программ | В течение года | ||
7 | Подготовка материалов для родителей и педагогов на информационные стенды | Наглядная информация (объявления, рекомендации, памятки, буклеты) | Педагоги, родители | В течение года |
8 | Заполнение отчетной документации | Ежеквартально | ||
9 | Составление годового плана, а также развивающих программ | Июль-август | ||
10 | Участие в работе ПМПк | Члены ПМПк | В течение года | |
11 | Обработка и интерпретация полученных результатов обследований | В течение года | ||
12 | Составление психологических заключений по результатам диагностики | В течение года | ||
13 | Участие в семинарах и прохождение курсов повышения квалификации | В течение года | ||
14 | Оптимизация и формирование банка методик, стимульного материала для обследований, литературы по детской психологии | В течение года | ||
15 | Анализ и выступление по результатам готовности выпускников ДОУ к обучению в школе | Май | ||
16 | Составление аналитического отчета психолого-педагогической деятельности | Май |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Лист психологической адаптации
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении) рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления __________________________________________________________
Индивидуальные особенности _________________________________________________________
Привычки ________________________________________________________________________
Параметры | Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | ||||||||||||||||||||||||||
Социальные контакты | с детьми | ||||||||||||||||||||||||||
со взрослыми | |||||||||||||||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | |||||||||||||||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Педагог-психолог _____________
Оценка параметров адаптации.
Параметры | Оценка /баллы/ | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | положительное | неустойчивое | отрицательное |
Социальные контакты с детьми | инициативен, контактен | вступает в контакт при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | инициативен, контактен | принимает инициативу взрослого | реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | активен, проявляет интерес | активен при поддержке взрослого | пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | принятие | тревожность | непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
Приложение 2
Диагностика умственного развития детей раннего возраста (Е.А. Стребелева)
Методика разработана для диагностики детей 2-2,5 и 2,5-3 лет. Для детей второй подгруппы в некоторых заданиях стимульный материал усложняется и его объем увеличивается. Для обработки результатов используется качественно - количественный анализ. В процедуре проведения диагностики предусмотрен этап обучения.
Качественные показатели – способы выполнения заданий: 1. Неадекватно действует; 2. Понимает цель, но самостоятельно действует без учета свойств и качеств предметов, то есть хаотично; в условиях обучения действует адекватно, но самостоятельно не выполняет даже после обучения; 3. самостоятельно выполняет задание после обучения; 4. сразу самостоятельно выполняет задание.
Задание 1. Лови шарик! Цели исследования: установление контакта с взрослым, оценка понимания словесной инструкции, умение прослеживать взглядом движущийся предмет. Оборудование: желобок, шарик. Процедура. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза. Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (до 2-х), как это надо делать. Оценка действий. Принятие задания, желание играть с взрослым, отношение к игре, к результату.
Задание 2. Спрячь шарики! Цели исследования: выявление практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий. Оборудование: 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине, 2 шарика (для второй подгруппы – по 3 коробочки и шарика). Процедура: Перед ребенком 2 коробочки и крышки к ним на некотором расстоянии. Педагог кладет большой шарик в большую коробку, а маленький – в маленькую и просит ребенка спрятать шарики, то есть накрыть коробки крышками. При этом не объясняется, какую крышку надо брать. Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую». Таким образом, в процессе диагностики педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое должен ориентироваться ребенок. После обучения предлагается выполнить задание самостоятельно. Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату.
Задание 3. Разбор и складывание двусоставной матрешки (трехсоставной) Цели исследования: выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, выявление наличия соотносящих действий. Оборудование: 2 двусоставные (для второй подгруппы трехсоставные) матрешки. Процедура. Педагог дает ребенку матрешку и просит раскрыть её. Если он не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый, затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно - проводится обучение. Обучение. Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее; обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать то же со своей матрешкой: «Раскрой матрешку». Затем ребенка просят спрятать маленькую матрешку в большую, используя указательный жест и инструкцию: « Делай, как я». Затем предлагается выполнить задание самостоятельно. Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
Задание 4. Разбор и складывание пирамидки. Цели исследования: выявление уровня развития практической ориентировки на величину, наличие и характер соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованность действий рук. Оборудование: пирамидка из трех(для второй подгруппы 4-х) колец одинакового цвета, разных по величине. Процедура. Педагог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если он не может, взрослый делает это сам и предлагает ребенку собрать ее. Обучение. Если ребенок и после этого не начинает действовать, педагог начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надевать на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно. Оценка действий. Принятие задания, складывает ли пирамидку самостоятельно, с учетом или без учета величины колец, обучаемость, ведущая рука, согласованность действий рук, результат и отношение к нему.
Задание 5. Парные картинки Цели исследования: выявление уровня развития фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста. Оборудование: парные предметные картинки. Процедура. Перед ребенком кладут 2 картинки (для второй подгруппы 4). Точно такие же картинки находятся в руках у педагога, который соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая её ребенку, просит показать такую же. Обучение. Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как нужно соотнести 4 предметные картинки. Оценка действий. Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, результат и отношение к нему.
Задание 6. Цветные кубики. Цели исследования: Выявление сформированности зрительного восприятия цвета. Оборудование: по два кубика двух основных цветов-красного, желтого (для 2-йподгруппы-4-х цветов). Процедура. 2 кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой же, какой находится в руках у педагога. Затем педагог говорит: «Покажи, где красный, а теперь где желтый (зеленый, синий)». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Скажи, какого цвета этот кубик». Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог применяет сначала два цвета. Если ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое название 2-3 раза. Оценка действий. Принятие задания, уровень восприятия цвета, сличает ли цвета, выделяет ли по слову, называет ли основные цвета, результат и отношение к нему.
Задание 7. Разрезные картинки Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: 2 предметные картинки, одна из которых разрезана на 2 части(для второй подгруппы-3 части). Процедура: Педагог показывает ребенку 2 части картинки и просит: «Сделай целую картинку!» Обучение. Если ребенок не выполняет задание, взрослый показывает целую картинку и просит из частей собрать такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит добавить другую часть. После обучения ребенок должен выполнить задание самостоятельно. Оценка действий. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, результат и отношение к нему.
Задание 8. Конструирование из палочек Цели исследования: выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение действовать по подражанию, по образцу. Оборудование: 6 плоских палочек одного цвета. Процедура. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек», «домик») и просят его сделать такую же. Для младших детей фигура предлагается из 2 палочек, для второй подгруппы – из 3. Обучение. Если задание не выполняется по образцу, его предлагают сделать по подражанию. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник вначале по образцу, затем по показу, а если он не выполняет по показу, то по подражанию. Оценка действий. Принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
Задание 9. Достань тележку! Цели исследования: выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, возможности использования вспомогательного средства. Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесьма. Процедура. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, достать ее рукой он не может. В зоне досягаемости руки находятся два конца тесьмы, разведенные на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Он должен догадаться соединить оба конца тесьмы. Обучение. Проводятся на уровне практических проб самого ребенка: когда он тянет за один конец тесьмы, надо дать ему возможность попробовать еще раз. Педагог за экраном снова продевает тесьму через кольцо тележки и предлагает достать ее. Оценка действий. Если ребенок тянет за оба конца тесьмы сразу (двумя руками или соединяя концы) – это высокий уровень выполнения задания. В тех случаях, когда ребенок тянет вначале за тесьмы и справляется с заданием после повторной пробы, отмечается положительное использование практических проб. Если он не догадывается использовать тесьму (пытается дотянуться рукой или подняться со стула и подойти к тележке) – это невыполнение задания.
Задание 10. Порисуй! Цели исследования: выявление уровня развития предметного рисунка, ведущей руки и наличия согласованности действий рук. Процедура. ребенку дают листок бумаги и карандаш, просят нарисовать «дорожку» или «домик» (обучение не проводится). Оценка действий. Принятие задания, отношение к задаче и результату деятельности, соответствие рисунка инструкции. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черканье, соответствие рисунка инструкции.
Количественная оценка результатов. Оценка действий проводится по 4-бальной системе. За невыполненное задание ребенок получает 1 балл. Другие оценки соответствуют способам выполнения (см. качественные показатели). От 10 до 12 баллов – дети не понимают цель задания, поэтому не стремятся к его выполнению. Они не готовы к сотрудничеству с взрослым, не выделяют цель задания, действовать неадекватно. Не готовы к обучению и в основном не стремятся к положительному результату. Относятся к категории глубоко умственно отсталых. От 13 до 23 баллов – дети понимают цель задания, но с трудом вступают в контакт с новым для них взрослым. Требуется использование различных эмоциональных и игровых приемов для того, чтобы эти дети приняли задание. Отмечается стремление достигнуть искомого результата. Как правило, не учитывают свойства и качества предметов, характерны хаотические действия, отказ от дальнейшего выполнения задания. По подражанию многие справляются с заданиями, но самостоятельно выполнить их после обучения не могут, так как не осознают принцип действия. Безразличны к результату. Относятся к категории умственно отсталых с возможностями обучения в условиях спец. ДУ. От 24 до 33 баллов – сразу же принимают задание, понимают его условия и стремятся выполнить. Часто самостоятельно не могут найти адекватный способ выполнения и обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения могут самостоятельно справиться с заданием, заинтересованы в результате своих действий. Нуждаются в уточнении клинического и психолого-педагогического диагноза: здесь могут быть дети с ЗПР, с ОНР, с нарушениями слуха. От 34 до 40 баллов – норма развития.
Приложение 3
Карты нервно-психического развития детей раннего возраста (Л.Г. Голубева, К.Л. Печора)
КАРТА РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________
Дата рождения _______________________ Возраст при поступлении ___________________________
Анамнез биологический, социальный.
Возраст | Уровень нервно – психического развития | Поведение | Заключение | Назначе ния | |||||||
Понима ние речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Движение | Навыки | Конст- руиро- вание | ИЗО | ||||
1г.3мес. | |||||||||||
1г.6мес. | |||||||||||
1г9 мес. | |||||||||||
2 г. | |||||||||||
2 г6мес. | |||||||||||
3 г. |
Анамнез биологический – благополучное, неблагополучное течение беременности, родов
Анамнез социальный – полная (неполная) семья, микроклимат в семье, отношение к ребёнку, материальные и жилищно-бытовые условия.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Линия развития | |||||||
Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная дея- тельность | Изобрази-тельн. дея-тельность | |
1г. 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличива-ется | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2-х предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит долго, меняя положение | Самостоя-тельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге |
1 г.6 мес. | Отыскивает предметы по слову взрослого | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту | Перешаги-вает через препятствия приставным шагом | Самостоя-тельно ест жидкую пищу | Ставит кирпичик на узкую грань | Действует карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге |
1 г. 9 мес. | По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий | Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными. | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы заменители | Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см) | Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) | Воспроиз-водит несложные постройки | Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа |
2 года | Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте | Пользуется предложениями из 3 –х слов | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроиз-водит постройки типа: стол, стул, кровать | Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии |
2 г.6 мес. | Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситу-ации (курочка ряба) | Пользуется многословными предложениями. Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов | Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения | Приставным шагом преодолевает несложные препятствия | Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не засте-гивает пуговицы) | Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) | Умеет рисовать кривую замкнутую линию |
3 года | Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы | Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями. Почему? Когда? | Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела | Участвует в ролевых играх | Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см | Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого | Делает сложные постройки (гараж, лестница), называет их | Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно) |
Приложение 4
РОДИТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА
Уважаемые родители, постарайтесь отвечать как можно точнее и искренне.
Это поможет подобрать наиболее эффективный подход к Вашему ребенку.
1. ФИО ребенка_________________________________________________
2. Дата рождения _______________________________________________
3. Кто в семье, в большей степени, занимается воспитанием ребенка?_______________________________________________________
4. Как ласково Вы называете дома своего ребенка?______________________________________________________________________________________________________________________
5. Напишите, с какими игрушками любит играть ребенок дома?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Придерживаетесь ли вы дома режимных моментов?
- Да - Нет
7. Приучен ли ребенок к навыкам самообслуживания? – Да - Нет
8. Если не приучен, то перечислите, какие трудности испытывает?
-кушать самостоятельно
-ходить на горшок
-частично одеваться и раздеваться
другое:________________________________________________________
9. Как часто бывают срывы, истерики, капризы у ребенка?
- Редко - Часто - Иногда
10. Что, как правило, вызывает обиды, недовольство у ребенка? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как Вы успокаиваете ребенка, если он недоволен, плачет и т.д.?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Напишите, в чем ваш ребенок проявляет самостоятельность?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Какие продукты предпочитает ребенок?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Спокойно ли спит малыш во время дневного и ночного сна? Берет ли с собой игрушку?_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какие тяжкие заболевания перенес ребенок в раннем детстве?
-хронические заболевания -аллергия
-операции -черепно-мозговые травмы
-тяжелые инфекции
другое:____________________________________________________________________________________________________________
16. Проявляется ли на что-то у ребенка аллергия?__________________________________________________________________________________________________________
17. Опишите характер вашего малыша:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. На ваш взгляд, есть ли у вашего ребенка какие-то особенности или странности? Если есть, то укажите, какие?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Что Вас, возможно, беспокоит в поведении ребенка?
Агрессивность | Застенчивость | Лживость | Гиперактивность | Тревожность |
Демонстративность | Рассеянность | Замкнутость | Болтливость | Другое |
20. Требуется ли Вам консультация психолога по вопросам развития и воспитания ребенка?
-Да - Нет
21. Напишите, пожалуйста, свои контактные данные:
ФИО матери ________________________________________________
Место работы ______________________________________________
Телефон ___________________________________________________
Адрес проживания:__________________________________________
ФИО отца __________________________________________________
Место работы ______________________________________________
Телефон ___________________________________________________
Спасибо за ваши ответы!
Список используемой литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА
ПРЕСС, 1993. –110с.
3. Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. – Издательство «Учитель», Волгоград, 2014.
4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
5. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по
формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н.Доронова,
Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.
6. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей
раннего возраста. Планирование, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика/авт.-составитель Е.В. Башкирова, Н.И Куликова, Л.В. Климкина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 69с.
7. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПБ.: Издательство «Детство-пресс», 2013.
8. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
9. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к
дошкольному учреждению (с раздаточным материалом на СD), М., НКЦ, 2015.
11. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
12. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:
лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с
13. Смирнова Е.О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду”:
лекции 5-8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с
14. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва.: Теревинф, 2007. — 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здравствуй кроха!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....
педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"
педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"...
Рабочая программа педагога - психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
Рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто слу...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...
«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....