Главные вкладки

    педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"
    проект

    Лугачёва Ольга Михайловна

    педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.  Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

     Проект   "Здравствуй малыш!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

    Актуальность выбранного проекта заключена в том что,  процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками.  Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.  Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

    Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

    Задачи:

    • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
    • Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
    • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
    • Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
    • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

    Условия необходимые для реализации проекта.

    Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Помещение группы  разделено на несколько секторов.

    В игровой зоне поместили игрушки:

    - для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы,  различного рода вкладыши, крупный строительный материал расположены на полках, которые доступны детям.

    - для развития движений - мячи разных размеров, обручи, машины, заводные игрушки – забавы, каталки, коляски, шары и шарики;

    - для развития сюжетных игр - куклы, пупсы, предметы одежды, утюжок, ванночка, полотенце, детская посуда, тележка с муляжами овощей и фруктов; крупная мебель для кукольного уголка;

    - для развития речи и обогащения впечатлений - набор игрушечных животных, набор кукол, книги, картинки.

    - в муз. уголке – погремушки, музыкальные игрушки, колокольчики, дудочки, бубен.

    - умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие (вносятся в группу по мере необходимости).

    Участники проекта: дети от 1-2 лет, педагог-психолог, воспитатели и родители.

    Сроки реализации: август- октябрь 2019 г.

    Ожидаемые результаты.

     Благоприятный адаптационный период детей от 1-2 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

    Методы:

    - Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

    - Анкетирование (родителей);

    - Наблюдение за детьми;

    - Беседы с родителями;

    - Продукты совместной деятельности детей и родителей.

    Формы работы с детьми:

    - элементы телесной терапии (обнять, погладить);

    - исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

    - релаксационные игры;

    - сказкотерапия;

    - игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

    - культура общения, тактичность и взаимопонимание.

    Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

    - предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ (собрание);

    - постепенное заполнение группы;

    - гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

    - информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

    - наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

    Этапы проекта:

    1 этап. Подготовительный (организационный):

    • Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.

    • Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;- помещение информации в родительский уголок.

    • Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

    2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

    • знакомство с семьей;

    • ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

    • беседы и консультации с родителями.

    • Реализация проекта с помощью использования модели  комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

    - знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

    - установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

    - ребенок постепенно входит в группу детского садаАдаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:

    - ребёнок остаётся без родителей на 1-2 часа

    - ребенок остается без родителей на 2-3 часа

    - ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

    - ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

    - ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

    - ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

    3этап. Заключительный (результативность):

    • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

    • фото - выставка для родителей о жизни детей в ДОУ. 

    Работа с родителями:

    -Анкетирование родителей «Давайте познакомимся».

    -Заполнение документов о сопровождении ребёнка в детский сад.

    - Оформление папки – передвижки «Адаптация без слёз».

    - Информация на стенд «Особенности развития детей 1-2 лет», «Гигиенические требование к одежде ребенка».

    - беседы и инд. консультации с родителями по адаптации детей к детскому саду.

    - Оформление фотовыставки.

    - Отчет по адаптации детей на родительском собрании.

    - Итоговое анкетирование родителей « Адаптации детей глазами родителей».

    Гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации.

    1-я неделя

    Понедельник

    Приветствие малыша от имени игрушки (плюшевый мишка, зайка, кукла). Экскурсия по группе.

       Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».

      Игра «Передай колокольчик».

     

    Вторник

    Беседа «Кто у нас хороший?» (игра у зеркала).

    Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»

    Игра-путешествие «В гости к Мойдодыру» (в санитарную комнату). Подробное знакомство с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения.

    Катание на игрушках-качалках, каталках, качелях в спортивном уголке.

    Среда

    Беседа о животных, живущих у детей дома.

    Игра «Разноцветные бусины», «Пирамидки»

    Подвижная игра «Догони мяч».

    Игры с двигательными игрушками.

    Чтение художественной литературы.

    Четверг

    Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Зайкой ждали Машу, Катю, …», наблюдение в окно.

    Игра-забава «Минутка заводной игрушки».

    Игры «Мишка», «Козлик».

    Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».

    Знакомство с расположением игровых зон, игрушек, пособий.

    Подвижная игра «Смотри, что я могу».

    Игра-путешествие в «Комнату снов».

    Пятница

    Беседа с ребенком на интересующую его тему ( об игрушке, мультике).

    Игра-забава с музыкальными игрушками.

    Игра «Разноцветные бусины», «Пирамидки»

    Игра с водой «Нырки» (подготовительные навыки для мытья рук), закрепление правил поведения в комнате Мойдодыра.

    2-я неделя

    Понедельник

    Продолжить знакомство с группой.

    Рассказ-импровизация воспитателя о жизни игрушек и ребят.

    Пальчиковая игра «Игра с кистями рук».

    Игра-забава «Музыкальная шкатулка».

    Подвижная игра «Смотри, что я могу».

    Вторник

    Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!»

    Игра «Передай колокольчик».

    Игра «Прятки».

    Путешествие к Мойдодыру – игровое упражнение «Найди свою картинку».

    Хохотальная разминка.

    Среда

    Беседа у зеркала «Кто у нас хороший?».

    Подвижная игра «Зайка».

    Рассматривание картинок о животных, рассказ-импровизация «Детский сад для лесных зверюшек».

    В гостях у Мойдодыра.

    Игра-забава «Воздушные шары».

    Аудиозапись «Голоса природы».

    Четверг

    Игра-путешествие по группе «Кто, кто в этом домике живет?».

    Игра-забава со звучащими, музыкальными игрушками.

    Минута отдыха «Мягкая».

    Игра «Зарядка».

    Игра-путешествие в «Комнату снов», аудиозапись «Колыбельные».

    Пятница

    Рассказ-импровизация воспитателя «Как мы с Мишуткой ждали Машу …», наблюдение в окно.

    Игра «Пять малышей».

    Самостоятельные игры с мячами.

    Ласковая минутка «Кто у нас хороший?».

    Игры с водой «Морские сокровища».

    В гостях у Мойдодыра.

    3-неделя

    Понедельник

    Продолжить знакомство с игровой комнатой.

    Сюжетная игра «Мы шли, шли, шли …».

    Подвижная игра «Иди ко мне».

    Минута отдыха «Мягкая».

    Игры с водой «Плавает - тонет».

    Игры для развития мелкой моторики «Кто в кулачке?».

    Хохотальная разминка.

    Самостоятельные игры.

    Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

    Вторник

    Беседа с детьми на интересующую их тему.

    Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».

    Сюжетная игра «В гости к куклам».

    Подвижная игра «Зайка».

    Экскурсия в физкультурный зал.

    Свободная деятельность.

    Подвижная игра «Ножки топ – топ, ручки хлоп - хлоп».

    Ласковая минутка «В гостях у Сплюшки» - слушание аудиозаписи «Классические колыбельные».

    Среда

    Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

    Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».

    Самостоятельная деятельность.

    Игра с водой «Ловкие пальчики».

    Музыкальная игра «Мы в лесок пойдем».

    Игра «В гостях у Мойдодыра» (закрепление правил поведения в санитарной комнате).

    Четверг

    Беседа на интересующие детей темы.

    Сюжетная игра «Я иду в гости с подарками».

    Рисование фломастерами, маркерами.

    Подвижная игра «Солнечные зайчики».

    Самостоятельная деятельность.

    Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».

    Свободные игры в спортивном уголке (катание на каталках, сухой бассейн, качели).

    Пятница

    Наблюдение из окна группы за приходом детей в детский сад.

    Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».

    Игра-забава «Кто это хлопает в ладоши?».

    Показ-инсценировка потешки «Огуречик-огуречик».

    Подвижная игра «Покружимся».

    Самостоятельная деятельность.

    4-неделя

    Понедельник

    Утро

    Рассматривание фотоальбома «Детский сад у нас хорош!».

    Игры-забавы с заводными игрушками

    Свободная деятельность.

    Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

    Ласковая минутка – слушание аудиозаписи «Классические мелодии для малышей».

    Подвижная игра «Покружимся».

    Вечер

    Игра-занятие «Кукла Катя проснулась» - обучение игровым навыкам.

    Подвижные игры в спортивном уголке.

    Чтение художественной литературы «Курочка Ряба».

    Вторник

    Утро

    Рассматривание картинок на тему «Животные» - беседа о животных.

    Игра-забава «Где же наша …».

    Сюжетная игра «Загляни в мое окошко».

    Физ. деятельность:

    П/Игра «Мишка».

    Минутка отдыха «У Сплюшки» - рассказывание воспитателем сказки-импровизации.

    Подвижная игра «Мяч».

    Вечер

    Рассказ-инсценировка воспитателя «Для чего нужны карандаши?»

    Подвижная игра «Зайка».

    Игра-занятие «Заболела кукла Катя» - обучение игровым навыкам.

    Рассматривание картинок о жизни в детском саду.

    Среда

    Утро

    Сюжетная игра «В гости к куклам».

    Подвижная игра «Зайки на полянке».

    Минута звучащих, музыкальных игрушек.

    Показ – инсценировка «Огуречик, огуречик».

    Игра «В гостях у Мойдодыра» - закрепление первых культурно-гигиенических навыков.

    Вечер

    Игры со строительным материалом (напольные модули) «Самолет построим сами …».

    Игра-занятие «Покормим куклу Катю обедом».

    Самостоятельная деятельность.

    Четверг

    Утро

    Чтение потешки «Солнышко, солнышко выгляни в окошко… »

    Минутка отдыха «На лесной полянке» - слушание аудиозаписи.

    Самостоятельная деятельность.

    Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

    Пальчиковая игра «Сорока - ворона».

    Вечер

    Показ-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (настольный театр).

    Подвижная игра «Зайки на полянке».

    Самостоятельная деятельность.

    Пальчиковые игры «Игра с кистями рук», «Кто в кулачке?».

    Пятница

    Утро

    Игры-забавы с заводными игрушками.

    Пальчиковая игра «Сорока - ворона».

    Игры с погремушками.

    Свободная деятельность.

    Сюжетная игра «Поможем игрушкам найти свой дом».

    Подвижная игра «Зайка».

    Минутка отдыха «На лесной полянке».

    Вечер

    Игры с двигательными игрушками: машинки, каталки, коляски.

    Игра «Соберем игрушки».


    Игровая деятельность детей в адаптационный период.

    Мы поскачем-скачем-скачем,
       Скачем на лошадке!
       Мы совсем уже не плачем,
       Все у нас в порядке!

    Воспитатель  должен хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребёнком. Видеть мир его глазами, вместе удивляться, быть незаметным, когда малыш чем то занят, и стать незаменимым, когда ребёнку нужна помощь, воспитатель должен принимать ребёнка таким, какой он есть.

    Взаимодействие взрослого и ребенка в период адаптации  направлено на  снятие эмоционального напряжения,  формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развитие познавательной активности.

    Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

    Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

     

    Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.

    Курица и цыплятки.

    Воспитатель изображает курицу, приговаривает:

    Как мои ребятушки. Желтые цыплятушки. Пошли по двору гулять,
    Себе зернышки искать. Стали зернышки искать. Чтобы маме показать.
    — Мама, мама! Посмотри! Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!

    Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз.

    Котятки.

    Все котятки мыли лапки! Вот так! Вот так! Мыли ушки. Мыли брюшки: Вот так! Вот так! А потом они устали :Вот так! Вот так! Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!

    Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали...» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.

    Маленькие зайчики.

    Маленькие зайчики никогда не плачут. Маленькие зайчики по полянке скачут.

    От лисы, от волка убегают ловко. И за это мама им дает морковку.

    Морковку да капусту вкусную-вкусную. Сели, посидели, всю морковку съели.
    Ушками послушали. Кочерыжку скушали.

    Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается сначала.

    Птички и ветер.

    Маленькие птички. Птички-невелички. По лесу летают. Песни распевают.
    Буйный ветер налете. Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло.
    Там не тронет их никто.

    На слова первого четверостишия дети «летают» по группе, машут «крылышками». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие. Это может быть лежащий на полу обруч.

    Иди ко мне.

    Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.                             

         Пришел Петрушка

    Материал. Петрушка, погремушки.

     Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

    Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

    Покружимся

    Материал. Два игрушечных мишки. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

    Я кружусь, кружусь, кружусь. А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь. Тихо-тихо покружусь. Я кружусь, кружусь, кружусь

      И на землю повалюсь!

    Прячем мишку

     Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

    Солнышко и дождик.

     Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко"  (в отверстие спинки стула).

    Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!"  бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.                                                

    Поезд.

    Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

    Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.

         Хоровод с куклой  (проводится с двумя-тремя детьми)

     Материал. Кукла средних размеров.  Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант: игра проводится с мишкой.

    Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

    Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки".   Вариант: игра проводится с мишкой.

    Покатаемся на лошадке.

    Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

    Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».

    Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

    Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком и его знакомство с культурой поведения.

      Игра с собачкой

    Материал. Игрушечная собачка.  Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Пете лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!" .При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

    «В гостях у матрешки»

    Цель: Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании; произносить приветствие отчетливо, бодро.

    «Кукла Таня у нас в гостях»

    Цель: Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

    «Каждой вещи – свое место»

    Цель: Формировать навык ориентировки в умывальной, туалете, раздевальной комнате. Закреплять у каждого ребенка представление о том, где его постоянное место за столом, шкаф для одежды. Учить поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве в детском саду и дома.

    Игра «Разговор с игрушкой»

    Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

    Вместе с мишкой.

    Материал. Игрушечный медвежонок.

    Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

    Игра с куклой.

    Материал. Кукла.

    Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

    Соберем игрушки.

    Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра - ля - ля, тра - ля -ля, их на место убираем».

    Игры направленные на развитие взаимодействия между детьми.

     Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

    Передай колокольчик. Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

    Зайка.

    Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

    Зайка, зайка, что с тобой?

    Ты сидишь совсем больной.

    Ты не хочешь поиграть,

    С нами вместе поплясать.

    Зайка, зайка, попляши

    И другого отыщи.

    После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

    Позови.

    Материал. Мяч.

    Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

    Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.

    Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

    Прокати мяч.

    Ход игры. Дети (по 2 человека) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

    Все дальше и выше.

    Материал. Яркий мяч.

    Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

    Мы топаем ногами.

    Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

    Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками. Киваем головой .Мы руки поднимаем.

    Мы руки опускаем. Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.)

    Мы бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

    Мяч.

    Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

    Пальчиковые игры.

    Кто в кулачке?

    Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

    Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

    Кто залез ко мне в кулачок?

    Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

    Игра с кистями рук.

    Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».

    Складывает пальцы  каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

    «Этот мальчик маму слушал»

    Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику.

    Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию.

    Этот пальчик маму слушал. Этот пальчик кашу кушал. Этот пальчик спрятался.

    И этот пальчик спрятался. А мизинчик их нашел. И постучал: тук-тук-тук!

     Все пальчики побежали. В ладоши захлопали, заплясали.

    «Пальчики пляшут»

    Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев.

    Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем. Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки, пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте».

    Опыты для малышей.

    Свойства бумаги

    У каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.

    Листочек взлетел,
    Листочек кружится.
    Листочек кружится,
    Под ноги ложится.

    Листочек рвется, рвется, рвется.
    Листочек мнется, мнется, мнется.

    Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.

    Воздушный шарик

    Ты подбрось воздушный шарик
    И скажи ему: «Летай!»
    А упасть ему на землю
    Не давай, не давай!

    Подуй на шарик, подуй на вертушку.

    Материал. Воздушный шарик, вертушка.

    Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.

    Игра «Рисунки на песке»

    Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

                                                    Солнечные зайчики

    Материал. Маленькое зеркальце.  Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

    Солнечные зайчики

    Играют на стене.

    Помани их пальчиком,

     Пусть бегут к тебе!

    По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.  Игру можно повторить 2-3 раза.

    Игра «Волшебная водичка»

    В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

    · взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

    · приподнять как можно больше предметов на ладонях;

    . отожми губку.

    После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    «Детский сад № 11»

    Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

    (с1-2 лет)

                                                                                          Подготовила педагог:

                                                                              Лугачёва О.М.

                                                                                      Проводили проект:

                                                                              Лугачёва О.М.

                                                                             Сивакова Т.И.

    ЗАТО Северск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

    Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

    Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

    "Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Проект   "Добро пожаловать!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации....

    "Здравствуй кроха!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

    ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

    "Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

    Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

    Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Добро пожаловать в ясельки!»

    Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положител...