ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
методическая разработка (младшая группа)

Дмитриева Елена Сергеевна

  

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

(социально-значимый)

 

                                                                           

 

 

                                                                                                                                                                                                      Дмитриева Е.С.   воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №10     

 

Советск

2016

 

Краткая аннотация проекта

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Основная ценность  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

 

Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.

Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.

Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.

В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период,  активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Проблема

В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Масштаб проекта:

  • Краткосрочный – (сентябрь – декабрь). (На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость).
  • Территориальный – МАДОУ ЦРР д/с №10 «Родничок»

Участники проекта:

  • дети раннего возраста,
  • специалисты,
  • воспитатели,
  • родители.

Целевая группа:

  • Дети 1 младшей группы
  • Родители 1 младшей группы

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки  семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Задачи:

  1.  Создание психолого-педагогических условий по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду и развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  2.  Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями;
  3. Совершенствование профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно — правовое обеспечение:

  1. Конституция РФ 12.12.1993г.
  2. Конвенция о правах ребенка 20.11.1989г.;
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.2660-10;
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15 мая 2013 г. N 26.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17  октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  7. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад №10 «Родничок» Советского ГО от 18.09.2015г.
  1.  Программа

Методическое обеспечение проекта:

  • Материально – технические ресурсы.

Развивающая среда, дидактические игрушки, игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, магнитофон, фотоаппарат, ноутбук.

  • Методическое обеспечение.
  1. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
  2. Ветрова В.В. «Во что играть с ребенком до 3 лет»  М., 2008
  3. Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
  4. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т.Н.Дороновой, Т.И.Ерофеевой М., 2010
  5. Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
  6. Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста»  М., 2009
  • Технологии:
  1. Здоровьесберегающие педагогические технологии
  2. Информационно-коммуникационные технологии
  3. Игровые технологии

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  1. Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
  2. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
  3. Активная позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
  4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  5. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  6. Усовершенствованная профессиональная компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Основные педагогические принципы:

  1. Оптимизации
  2. Систематичности и последовательности
  3. Демократизации
  4. Уважение норм и ценности семьи
  5. Преемственности

  Условия успешной адаптации

  1. Личная заинтересованность родителей и педагогов
  2. Методическая и психолого-педагогическая поддержка  деятельности педагогов
  3. Целостность процесса на всех уровнях

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Изучение теоретических основ адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
  2. Анализ направлений совместной деятельности воспитателя и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.
  3. Разработка перспективного планирования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  4. Разработка программы просвещения родителей.
  5. Разработка эскизов оформления группы в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  6. Разработка совместных занятий с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
  7. Подбор необходимого материала для создания Лэпбука «Вопросы адаптации»

Основной этап.

  1. Заполнение адаптационных листов.
  2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневное, последовательное введение правил поведения в группе и приучение к режиму дня. Систематическое проведение адаптационных игр и мероприятия с детьми.
  3. Проведение круглого стола « Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
  4. Оформление выставки Мы ждем тебя” - альбом с фотографиями из жизни детского сада
  5. оформление  красочной книги с иллюстрациями «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации”, читая которую, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;

6.  Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование.

7. Изготовление лэпбуков  с кратким материалом “Адаптация. Что это такое?” и рекомендациями по подготовке ребенка к детскому саду”.

 

Завершающий этап.

  1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  2. Подведение итогов адаптации на родительской конференции.
  3.  Изучение материала лэпбука «Вопросы адаптации»

План работы с родителями.

месяц

тема

форма работы

сентябрь

Сведения о ребенке.                                                   «Мама не уходи! Или в д/с без слез».                                             «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период».                                                                            Выбор родительского комитета. 

Анкетирование родителей.                                Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки.                       Круглый стол.

октябрь

Что такое современный д/с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель?

«Вот какой я!».

Беседа – обсуждение с родителями                            Родительское собрание «Давайте познакомимся!».                                              Составление альбома – портфолио             Домашнее задание родителям.                          Мастер – класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её.

ноябрь

О воспитании детей.                   «Завтра в д/с», «Ваш ребенок пришел в д/с».

Изготовление памятки родителям.                    Беседы с родителями. Изготовление стенда для родительского уголка.

декабрь

Подведение итогов по адаптации детей и родителей.                  

Родительская конференция.

 

План работы с детьми.

 

Направление развития ребёнка

Содержание                                                                                          Форма работы

  1.  

 

 

Социально-коммуникативное
развитие   

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.                 Знакомство с группой, игрушками.                              Заполнение адаптационных листов.                       Художественная литература: Чтение потешек.              Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как  одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.                                                    Игры-занятия: «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться».  Пальчиковые игры, подвижные   игры и упражнения. Театрализованные представления русских народных сказок и потешек.                                                        Дидактические игры:
- «Накормим куклу Таню»; 
- «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»; 
«Отгадай и назови».
Пальчиковые игры: 
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик».
Дидактические игры:
- «Поможем кукле Тане одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок: 
- «Играем вместе».                                                                        - содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом;
- развитие наблюдательности, внимания и памяти.
- воспитание добрых чувств, заботы  друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра.
- развитие интереса к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом.

  1.  

 

 

Познавательное развитие   

Дидактические игры:
-  «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»; 
- «Угостим сметаной киску»; 
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».                                                        -  формирование представления о предметах ближайшего окружения;  
- развитие тактильных ощущений;
- обогащение сенсорного опыта, знакомя с предметами.

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое  развитие  

Чтение потешки: 
- «Кто у нас хороший»; 
- «Чики – чики чикалочки»;
-  «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
-  «Где же, где наши ручки».
Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу,  ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря:
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
-  «Возьми красный карандаш»; 
- «Спой песенку маленькому медвежонку». 
Название местоположения:                                                     - «Грибок на верхней полочке, высоко».                                                                             - Создание благоприятных условий для эмоционального контакта с детьми;
- формирование умения отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развитие умения повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- развитие умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.

  1.  

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие   

Конструктивно - модельная деятельность: 
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Слушание:
- муз. Е.Макшанцева
«Дождик»
- муз. И.Арсеева 
- «Колокольчик»;
-  «Воробушки».
- муз  В. Верховенца «Ай - да»
Изобразительная деятельность:
- знакомство с изобразительными материалами, со свойствами краски; с правилами работы кисточкой, карандашом.
- знакомство с пластилином, его свойствами и правилами работы с этим материалом.
- рисование дорожки следов кисточкой;
- лепка «колбаски».    - Знакомить с мебелью;
- создание постройки, накладывая детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
- обыгрывание постройки;
- общение в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движения;
- развитие интереса к музыкальным произведениям.
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде;
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать

  1.  

 

 

 

 

Физическое развитие  

Потешка:  
- «Водичка, водичка»;
-  «Мыльные пузыри»;
- «Ладушки, ладушки».
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Дети спрятались»;
-  «Птички».
Подвижные игры: 
- «Спрячем игрушку»; 
- «Догони мяч»; 
- «Солнышко и дождик»;
-  «Птички и автомобиль».                                                                   

 - Поддержание игровой мотивации, положительного настроя. 

 

 

 

Взаимодействие специалистов в период адаптации ребёнка к ДОУ.

Формы работы

Педагогический совет, психолого-педагогические семинары, конференции, семинары-практикумы, индивидуальная работа по самосовершенствованию и др.

Методы работы

Изучение научной и методической литературы, обсуждение, мастер-класс, показ, индивидуальное планирование, анализ результатов деятельности, самоанализ, самонаблюдение и т. д.

Средства работы

Сборники нормативных документов, методические реко­мендации, контрольно- измерительные материалы, тесты, анкеты, и др.

 

 В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений с высоким процентом легкой степени адаптации; эмоциональное состояние детей нормализовалось в короткие сроки.

Возросла профессиональная компетентность воспитателей групп раннего возраста. Установлен тесный эмоциональный контакт между сотрудниками, детьми и их родителями.

Внедряя эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, воспитатели и специалисты ДОУ способствовали повышению информационной культуры родителей по вопросам воспитания и образования малышей,  возросла активность родителей, включенность их в единое образовательное пространство детского сада.




 

 

 

Актуальность проекта.

    Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации ребёнка к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

     Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

     От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

     И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

         Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

         Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект  строится на основе игровых упражнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый) Автор: воспитатель МАДОУ ЦРР д /с №10 Дмитриева Е.С. . Советск 2016

Слайд 2

Паспорт проекта

Слайд 3

Стресс ребёнка Актуальность

Слайд 4

Проблема В современной жизни мы мало уделяем внимания проблеме адаптации, а ведь успешная адаптация ребенка к изменяющимся условиям его существования – залог его будущей успешной взрослой жизни, залог его побед и достижений.

Слайд 5

Цель проекта обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.

Слайд 6

Задачи проекта

Слайд 7

Ожидаемые результаты и социальный эффект Социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Активная позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Усовершенствованная профессиональная компетентность сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста.

Слайд 8

Этапы работы над проектом

Слайд 9

Подготовительный этап

Слайд 10

Основной этап

Слайд 11

Завершающий этап

Слайд 12

План работы с родителями месяц тема Форма работы Сентябрь Сведения о ребенке. «Мама не уходи! Или в д /с «Без слез». «Адаптация ребенка в детском саду, адаптационный период». Выбор родительского комитета. Анкетирование родителей. Консультации, наглядная информация по адаптации, папки – передвижки. Круглый стол. Октябрь Что такое современный д /с, кто такой современный ребенок, кто такой современный педагог, родитель? «Вот какой я!». Беседа – обсуждение с родителями Родительское собрание «Давайте познакомимся!». Составление альбома – портфолио Домашнее задание родителям. Мастер – класс по изготовлению игрушки из ткани «зайка», обыгрывание её. Ноябрь О воспитании детей. «Завтра в д /с», «Ваш ребенок пришел в д /с». Изготовление памятки родителям. Беседы с родителями. Изготовление стенда для родительского уголка. декабрь Подведение итогов по адаптации детей и родителей. Родительская конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»

Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие....

"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект   "Добро пожаловать!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации....

"Здравствуй кроха!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации....

ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДАВОСПИТАТЕЛИ: Маскаева Е.В.    Актуальность проекта.         Детский...

педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"

педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада ""Здравствуй малыш"...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...