Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
проект (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

МБДОУ Детский сад №2 «Ласточка»

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

"Добро пожаловать в детский сад!"

Составитель:

воспитатель Авдеева Н.В.

Кесова Гора,

2020

СОДЕРЖАНИЕ

        

1.

Введение

стр.3

2.

Паспорт проекта

стр. 5

3.

Основные этапы реализации проекта

стр. 7

4.

Перспективное планирование  реализации проекта

стр. 9

5.

Совместная деятельность воспитателя и детей в период адаптации

стр. 12

6.

Заключение

стр. 22

7.

Список используемой литературы

стр. 23

8.

Приложения

стр. 24

ВВЕДЕНИЕ

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптация к детскому саду – это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.  Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Проект   адаптации "Добро пожаловать в детский сад!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Актуальность темы заключена в том что,  процесс адаптации ребенка к ДОУ имеет свои сложности, что обусловливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками.  Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Проблема. Дети, в силу своего маленького возраста, не имеют достаточного опыта и навыка приспособления и привыкания к новым для них условиям детского сада. Данное новообразование, как и любой кризис, вырабатывается через стресс и неприятие новых условий чересчур болезненно для малышей. Также неврозам подвержены родители детей, в том числе особо значимый для ребенка родитель (чаще всего это мать), которые переживают так же за ребенка и его адаптацию к новым условиям дошкольного учреждения и нередко свои волнения передают ребенку.

Гипотеза. Участие детей в проекте «Добро пожаловать в детский сад!» позволит максимально комфортно преодолеть трудности привыкания к детскому саду, расширить социальное взаимодействие детей. А также способствует  развитию познавательной, развивающей и предметной деятельности, дает предпосылки активному развитию речи ребенка.

       

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Педагогический проект «Добро пожаловать в детский сад!»

Тип проекта

Познавательно-разевающий проект, среднесрочный

Организация заявитель

Адрес

МБДОУ Детский сад №2 «Ласточка»

Тверская обл, пгт Кесова Гора, ул. Кооперативная. д.20

Разработчик проекта

Воспитатель Авдеева Наталья Викторовна

Цель проекта

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Задачи проекта

Познавательное развитие: познакомить детей с основными цветами. Закрепить представление о животных, птицах, овощах, фруктах. Развивать познавательную активность. Вызывать у детей интерес к познавательной деятельности.

Речевое развитие: формировать предпосылки к активной разговорной речи.

Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.

Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.

Рассматривание иллюстраций к книгам и сказкам.

Развивать у детей интерес к природе, эмоциональную отзывчивость. Учить слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки. Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам. Учить драматизировать небольшие отрывки.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности и познавательной деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, в совместной творческой деятельности со взрослым.

Физическое развитие: развивать все виды моторики. Формировать умение координировать речь с движениями. Формировать предпосылки к ЗОЖ. Закладывать навыки самообслуживания. Знакомить с полезными привычками в сфере личной гигиены.

Срок реализации

3 месяца  август-октябрь

Ожидаемые результаты

Благоприятный адаптационный период детей 1-2 лет. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Участники проекта

Дети 1-2 лет

Воспитатели

Родители

Обеспечение проекта

Материально - техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое:

1.Дидактические игры

2.Пальчиковые игры

3.Подвижные игры

Трансляция проекта

Официальный сайт МБДОУ  Детский сад №2 «Ласточка»

www.дс2.окр69.рф

Продукты проекта

Дидактические игры на липучках:

«Варим компот и суп», «Разложи птичек по цвету и размеру», «Цветные баночки», «Игры по сказкам Колобок, Репка, Теремок», «Одень мишку», «Найди пару», «Что где растет?»

Консультации для родителей:

  1. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
  2. Буклет по адаптации
  3. Мифы о детском саду

Конспекты занятий

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап -  подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме.

Диагностирование детей через наблюдение, беседу.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Подбор художественной литературы.

Консультирование и анкетирование в мини группах

родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.

Оформление информационного уголка для родителей, создание буклета.

Будет собран необходимый

материал для работы в данном направлении.

Будет создана позитивная работа с родителями.

Первый этап

2 этап -  практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Разработка        конспектов        занятий, конспекта консультирования родителей в мини группах.

Ежедневная работа с детьми:

  1. Словесные игры
  2. Пальчиковые игры
  3. Дидактические игры
  4. Подвижные игры
  5. Театрализованная деятельность (этюды)
  6. Беседы
  7. Чтение потешек, стихотворений, сказок, загадывание загадок, просмотр иллюстраций к сказкам.
  8. Мини-развлечения: прослушивание детских песенок, танцы под них, просмотр детских мультфильмов.
  9. Совместная творческая работа детей со взрослым
  10. Игры в уголке ФЗК

Развитие познавательных процессов детей: мышление, внимание. память, воображение.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Активное развитие мелкой моторики детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Второй этап

3 этап -  заключительный 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Отчет в форме презентации в родительском чате.

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей и родителей.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете на сайте детского сада.

Освещение  проекта на районном методическом собрании педагогов, на педагогическом совете.

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно- образовательном процессе        и превратится в повседневную необходимость.

По итогам проекта на педагогическом совете, на родительском собрании.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Направления работы

Цель

Сроки

Работа с детьми

Диагностика. Составление по необходимости индивидуального коррекционного планирования

Проведение первичной диагностики методом наблюдения, через беседу с детьми, фиксирование результатов в таблице

В течение

месяца на 1 этапе проекта

Проведение непосредственно развивающих занятий с детьми в течение периода адаптации.

Развитие познавательных процессов детей: мышление, внимание. память, воображение.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей. Активное развитие мелкой моторики детей.

Август-октябрь 2 этап проекта

Итоговая диагностика, сравнительный анализ. Индивидуальная работа с семьями.

Проведение итоговой диагностики методом наблюдения, через беседу с детьми, фиксирование результатов в таблице. Ознакомление родителей в индивидуальном порядке с результатами диагностики, оказание методической и консультационной помощи с целью коррекции познавательно-речевого развития ребенка.

Октябрь

3 этап

Итоговая диагностика, сравнительный анализ. Индивидуальная работа с семьями.

Проведение итоговой диагностики методом наблюдения, через беседу с детьми, фиксирование результатов в таблице. Ознакомление родителей в индивидуальном порядке с результатами диагностики, оказание методической и консультационной помощи с целью коррекции познавательно-речевого развития ребенка.

3 этап

Работа с родителями

1

Анкетирование, сбор первичной информации о семьях воспитанников, об особенностях малышей

Проведение сбора информации через беседы с родителями, а также методом анкетирования.

Август

1 этап

2

Организация родителей в оказании помощи в создании  предметно-развивающей среды.

Создание атмосферы сотрудничества.

Август

1 этап

Работа в мини-группах родителей

Консультирование родителей по вопросам развития и адаптации ребенка в детском саду, режиме дня. Ответы на актуальные вопросы.

Август-сентябрь

1 этап

3

Фото выставка «Моя семья»

Организация родителей для участия в групповом фотовыставке. Установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого-педагогической компетентности;

установление отношений игрового партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.

Сентябрь-октябрь

2 этап

4

Создание картотеки развивающих и подвижных любимых среди воспитанники игр совместно с родителями

Установление отношений сотрудничества с родителями. Создать итоговый сборник игр, полюбившихся детям в группе и дома с целью создания комфортных условий пребывания детей в ДОУ и создания положительной атмосферы.

Август-сентябрь 2 этап

Выставка совместных творческих работ «Рисую с мамой (папой, сестрой, братом)»

Показать один из способов развития творческих способностей ребенка на выбор оной из техник (рисунок солью, кистью, карандашом, ватными палочками, аппликация пластилином, отпечатки пальцев либо картошки, аппликация из кусочков бумаги либо что-то новое). Подписать, написать технику.

Октябрь

2 этап

6

Консультации:

  1. 1. Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
  2. Буклет по адаптации
  3. Мифы о детском саду

Ответ на все интересующие родителей вопросы об адаптации в детском саду, дать рекомендации.

2 этап

 

7

Подведение итогов. Проведение круглого стола по итогам адапатции с родителями либо родительского собрания.

Ознакомление родителей с результатами адаптации. Освещение положительных аспектов работы, прем пожеланий и рекомендаций состороны родителей.

Ноябрь

3 этап

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Август

4 неделя «Мы знакомимся»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Праздник

знакомства»

«Жили-были 100 ребят, все ходили в детский сад»

«Мой друг, кто ты?»

«В стране забавных игрушек»

«Я гуляю, посмотри»

Игры с воспитателем

Давайте познакомимся

Я иду к вам в гости с подарками

Приходите ко мне в гости, я буду угощать

Поездка на машине в магазин игрушек

Шли-шли, что нашли

Подвижные игры

Карусели

Пузырь

Зайчик серенький сидит

Соберем мячи в корзинку

Солнышко и дождик

Пальчиковые игры

Пальчики здороваются

Сидит белка на тележке

Этот пальчик дедушка

Сорока-белобока

1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять

Фольклор, худ. литература

Потешка для новичков «Кто из нас хороший?»

Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико!»

Чтение потешки «Ладушки, ладушки»

Чтение стихотворения А.Барто «Уронили мишку на пол»

Потешка «Солнышко»

Общение

Ситуация «Домик для моей одежды»

Научим куклу умываться

Кукла Катя и ее друзья-собачка, уточка, кошка,

петушок. Кукла Катя угощает друзей.

Покажем мишке уголок природы

Игрушки, которые живут в нашей группе

Сентябрь

1 неделя «Мы привыкаем»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Как прекрасен этот мир-посмотри!

В гостях у Малышариков

Праздник мыльных пузырей

Город мастеров

Как много интересного вокруг

Игры с воспитателем

Кому это нужно

День рождение у Малышариков

Игры с воздушными шарами

Сложи листики

Поймай солнечных зайчиков

Подвижные игры

Пузырь

Карусель

Догонялки

Мы топаем ногами

Курочка и цыплята

Пальчиковые игры

Где же наши ручки?

Кошка мышка

Шарик

Домик

Лодка

Фольклор, худ. литература

Потешка «Тень-тень, поте тень»

Рассказывание сказки «О глупом мышонке»

Чтение стихотворения С.Маршка «Мыльные пузыри»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда»

Рассказывание сказки «Курочка Ряба»

Общение

Рассматривание картинки «Дети играют в кубики»

Покажем малышарикам аквариум с рыбками

Ситуация «В какие игры можно играть в группе»

Ситуация «Чудо-вещи вокруг нас»

Беседа по сказке «Курочка Ряба»

Конструктивная

деятельность

Знакомство со строительным материалом

Дорожка для малышариков

Постройка дорожки

Башенки из кубиков

Сооружение заборчика из кубиков

Сенсорное развитие

Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка Ряба»

Башня из кубиков для малышариков

Цветные фоны

Дидактическая игра «Найди такой же»

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Сентябрь

2 неделя «Мы осваиваемся»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

У нас в гостях три поросёнка

Волшебный сон на облаках

Друзья детства

Кто, кто в теремочке живет

В мире музыки и красоты

Игры с воспитателем

Превращение игрушек

Чудесный мешочек

Изобрази героя

Угадай героя

Надень и попляши

Подвижные игры

Мотыльки

Пчелки

Котята

У медведя во бору

Гуси

Пальчиковые игры

Стул

Стол

Птенчик в гнезде

Встали пальчики

Погладим котенка

Кошка

Домик

Зайка и барабан

Дидактические игры

Узнай  и назови

Дидактическая игра «Поручения»

Дидактическая игра «Комната для кукол»

Потерялись

Дай, что звучит

Фольклор, худ. литература

Потешка «Водичка, водичка»

Чтение песенки-потешки «Вот и люди спят»

Сказка «Почему плакал котенок»

Рассказывание сказки «Теремок»

Чтение песенки-потешки «Баю, баю за рекой»

Общение

Ситуация «Как дети полюбили ходить в детский сад»

Давайте никогда не ссориться

Беседа: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

Беседа: «Стоит в поле теремок»

Назовем картинке в любимой книге

Игры-занятия

Мы встречаем гостей

Уложим куклу Катю спать

Напоим котенка молочком, котенок наелся молока, стал он довольным  он тогда

Ох, красивый  теремок! Очень, очень он высок.

Чаепитие

Элементы театрализованной деятельности

Показ театрализованной игры «Три поросенка»

Давайте познакомимся

Показ настольного театра «Теремок»

Речевое развитие

Кого как зовут

Да или нет

Закрепление представлений о мебели

Звук (а). Баюкание куколки

Угадай, что звучит

Конструктивная

деятельность

Лесенка из кирпичиков

Машина

Стул

Построим теремок

Стол

Сентябрь

3 неделя «Детский сад - наш дом родной»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«От улыбки

станет всем светлей»

«Без друзей не прожить ни за что на свете»

«Праздник воды»

«Вместе

дело спорится»

«День смеха»

Игры с воспитателем

«Бегите ко мне»

«Назови друга ласково»

«Ловись, рыбка»

«Найди, что назову»

«Шли-шли,

что-то нашли»

Подвижные игры

«Самолеты»

«Песик

Барбосик»

«Поезд»

«Птички летают»

«Куры и петух»

Пальчиковые игры

«Здравствуй,

солнце золотое!»

«За работу»

«Утята»

«На работу»

«Воздушные щелчки»

Дидактические игры

«Кто что делает»

«Поручения»

«Какой?»

«Узнай и назови овощи»

«Узнай и назови овощи»

(с усложн.)

Фольклор, худ. литература

Потешка «Ладушки, ладушки»

Рассказыва-

ние сказки

«Как собака

искала»

Потешка

«ф, откройся, нос, умойся»

Рассказыва-

ние сказки

«Репка»

Потешка «Чим, чики чикалочки»

Общение

Научим куклу играть с пальчиками

«Что умеют делать руки взрослых в детском саду»

Рассматри-

вание картины

«Игры с водой»

Ситуация «дети играют в кубики»

«Почему

ослик загрустил?

Развеселим его.»

Игры-занятия

«Устроим кукле комнату»

«Домик пчелки»

«Купание куклы Кати»

«Оденем куклу на прогулку»

Научим куклу Катю раздеваться

Элементы

театрализованной деятельности

Драматизация сказки

«Как собачка друга искала»

Инсценирование потешки «Курочка Рябушка»

Речевое развитие

Звук (у). «Позови паровоз»

«Угадай, что звучит»

Звук (о).

«Ослик»

Физическое развитие

«По длинной извилистой дорожке»

«Кто тише»

Игра

«Зеркало»

«Перешагни через палку»

«По камушкам через ручеек»

Конструктивная деятельность

Стол и стул

Диванчик

Диван большой

«Домик из кирпичиков»

Постройка по замыслу

Сентябрь

4 неделя «Неделя в Солнечном городе»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«По тропинке мы гулять пойдем»

«Праздник цветов»

У насв

«Солнышко»

«В нашем саду листопад»

Игры с воспитателем

«Шли, шли,

что-то нашли»

«Давайте познакомимся»

«Я иду к вам в гости с подарками»

«Приходите

ко мне в гости, будем играть»

«Шли, шли,

что-то нашли»

Подвижные игры

«Лягушки»

«Солнышко и дождик»

«Догонялки»

«Карусели»

«Мы топаем ногами»

Пальчиковые игры

«Шалун»

«1,2,3,4,5

вышли пальчики гулять»

«Цветок»

«Солнце»

«Деревья»

Дидактические игры

«Узнай и назови»

«Узнай и назови зверей»

«Найди столько же»

«Какой»

«Сложи листик»

Общение

Беседа на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Как звери живут в лесу»

«Как лейка с цветами дружила»

«Чему обрадовался дождик»

«О чем думал листик, когда летел с дерева?»

Фольклор, художественная литература

Потешка

«Закатаем рукава»

Рассказывание сказки

«Колобок»

Потешка «Нам водичка добрый друг»

Разучивание

стихотворения «Смотрит солнышко в окошко»

Стихотворение М. Ивенсен «Падают листья»

Игры-занятия

«Катя проснулась»

«Как мы гуляем»

«Сажаем цветы на клумбу»

«Сказка о

солнечном лучике»

«Оденем

Катю на прогулку»

Элементы

театрализованной деятельности

Инсценировка стихотворения

«Зайчик»

«Ветер дует нам в лицо»

Речевое развитие

«Назови

животных и скажи, кто как кричит»

«Замечательные цветы»

«Дует ветерок»

Физическое развитие

«Принеси игрушку»

«К куклам в гости»

«Догони мяч»

«Перелезь через бревно»

«Доползи

до погремушки»

Конструктивная деятельность

«Дорога широкая»

«Лесенка из кирпичиков»

«Подарок для  пчел»

«Скамейка для кукол»

Октябрь

1 неделя «Тепло семейного очага»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Я и моя мама  - большие друзья!»

«Папины помощники»

«Праздник конфетных фантиков»

«Мои братья и сестры»

«Семейные праздники»

Игры с воспитателем

«Назови маму ласково»

«В машине,

в машине шофер сидит, машина идет, гудит»

«Изобрази сказку»

«Дочки-матери»

«Приходите

ко мне в гости, я вас буду угощать»

Подвижные игры

«Лохматый пес»

«Самолеты»

«Пчелки»

«Гуси»

«Карусели»

Пальчиковые игры

«Домик»

«На руках у нас пять пальцев»

«Наш малыш»

«Пальчик-

мальчик, где ты был?»

«Моя семья»

Дидактические игры

«Помоги найти маму»

«Поручения»

«Чудесный мешочек»

«Кто позвал»

«Разложи по цвету»

Фольклор, художественная литература

Чтение

стихотворения «Знаешь,

мама, где я был?»

Стихотворение А. Барто

«Машина»

Песенка

«Танцуй, моя кукла»

Потешка

«Петушок и его семья»

Потешка

«Солнышко- ведрышко»

Общение

«Как мы помогаем своей маме»

«Я помогаю папе чинить машину»

«Кукла веселится»

Беседа:

«Мои братья и сестры»

«Домашний фотоальбом»

Игры-занятия

«Накроем

стол к обеду»

Игра: «Мы помогаем папе»

Научим куклу Катю играть с пальчиками

Научим куклу

Катю раздеваться после прогулки

Научим Чебурашку правильно сервировать стол

Элементы

театральной деятельности

Инсценировка стихотворения «Мама спит, она

Инсценировка сказки

«Курочка Ряба»

Игра-

инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

Речевое развитие

«Моя мама»

«О моем любимом папе»

Звук (у).

«Машина едет быстро и гудит: у-у-у».

Физическое развитие

«Кто тише»

«Через  ручеек»

«Будь осторожен»

«Обезьянки»

«Догони мяч»

Конструктивная деятельность

«Для мамы стол накрою и пусть порадуется

она»

«Мы на выставку с папой идем»

«Узкая дорожка»

«Машина»

«Стол и диван»

Октябрь

2 неделя «В гостях у сказки»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Добрый

доктор

Айболит»

«В гости мы идем к

Федоре»

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

«Из какой я сказки»

«Дружно, весело, с охотой, быстро справимся с работой»

Игры с воспитателем

«Угостим

кукол конфетами»

«Приходите

ко мне в гости, я вас буду угощать»

«Дождик кап-кап-кап»

«Кто колобок найдет, тот по кругу

«Изобрази

героя»

(игра-имитация)

Подвижные игры

«Не попадись лисе»

«Поезд»

«Пузырь»

«Воробышки

и автомобиль»

«Паучки»

Пальчиковые игры

«Комарик»

«За работу»

«Дождик»

«Зайчик», «Коза рогатая»

«За работу»

Дидактические игры

«Загадки и отгадки»

«Узнай по голосу»

«Что изменилось»

«Парные картинки»

«Веселый оркестр»

Фольклор,

художественная литература

Потешка

«Водичка серебристая»

Рассказываниее сказки

К.Чуковского

«Федорино

«Лейся, чистая водичка, ты умой мне чисто личико»

Знакомство со считалочкой «Башмачок»

Рассказыва-

ние сказки

«Репка»

Общение

Беседа

«Слава, слава

Айболиту, слава, слава

друзьям»

Беседа

«Вечная слава воде»

Беседа

«Вечная

слава воде»

(продолж.)

Ситуация:

«Кого бы из

сказочных героев ты выбрал себе в друзья?»

«Что надо делать осенью»

Игры-занятия

«Встреча с доктором Айболитом»

Наведем порядок

«Кукла умывается»

«Давай расскажем сказку»

«Покатаем кукол с горки»

Элементы

театрализованной деятель-

Драматизация сказки

«Репка»

Речевое развитие

«Угадай, что звучит»

Звук (о).

У Ляли болят зубы

«Кого как зовут»

физическое развитие

«Проползи

по коридорчику»

«Покати мяч»

«Попади в ворота»

«Перепрыгни через веревочку»

«Целься вернее»

Конструктивная деятельность

«Стул для Айболита»

«Диванчик»

«Дорожка и ворота»

«Загородка для цыплят»

«Башенка с заборчиком»

Октябрь

3 неделя «Ты, я, он, она –вместе дружная семья»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«День радостных встреч»

«Дружба сильна не лестью, а отвагой и честью»

«Вместе весело шагать по просторам»

«Мы играем, посмотри»

«Если кто пришел за мной, да

и взял меня с собой»

Игры с воспитателем

«Если дружно нам живется»

Игры с воздушными шарами

«Шла, ил,

что-то нашли»

«Наши игрушки»

«Поездка на машине в страну добрых поступков»

Подвижные игры

«Паучки»

«Пузырь»

«Мотыльки»

«Догонялки»

«Карусель»

Пальчиковые игры

«Пальчики здороваются»

«Дружба»

«1,2,3,4,5! Вышли пальчики гулять»

«Засолка капусты»

«Мы считаем»

Дидактические игры

«Кто с кем

дружит»

«Что изменилось»

«Найди предмет по описанию»

«Живое домино»

«Больше-меньше»

Фольклор, художественная литература

«Песенка друзей»

Сказка «Как собака друга искала»

Рассказывание сказки «Теремок»

Песенка

игрушки хороши»

Рассказывание сказки

«Козлята и волк»

Общение

Ситуация: «Попроси игрушку»

Ситуация:

«Собачке грустно, ей

не спится, с

кем собачке

житься»

«Мы любим кормить рыбок»

«Друзья детства»

Беседа: «Играем с куклой в прятки».

Дидактиче-

ская игра

«Прятки»

Игры-занятия

«Новая

комната для кукол»

Занятие по

потешке

«Огуречик»

Оденем куклу на прогулку

Покатаем кукол на машине

Занятие

по потешке

«Котенька-коток»

Элементы

театрализованной деятель-

Имитация

животных: еж, заяц, волк, медведь,  лиса, бабочка

Игра-инсценировка сказки

«Курочка ряба»

Речевое развитие

Дидактическое упражнение

 «Ослик»

Звук (м).

Дидактическое упражнение

«Кто позвал мишку»

Назови животное и скажи, как оно кричит

Физическое развитие

Подпрыгни до шарика

Прыгни через шнур

«С кочки на кочку»

Конструктивная деятельность

Загородка для цыплят

Ворота

Лодка для зайчат

Ступеньки из кубиков

«Домик»

Октябрь

4 неделя «Хорошо   нас в саду, лучше сада не найду»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

«Мы в город изумрудный идем дорогой трудной»

«День здоровья»

«Праздник воздушных шаров»

«И как на свете прекрасно жить»

«Веселые забавы»

Игры с воспитателем

Шли-шли что-то нашли

Игра-соревнование «Самый сильный, смелый, ловкий»

Летает, не летает

Это правда или нет

Танцоры и музыканты

Подвижные игры

Наседка и цыплята

Догони меня

Пузырь

Солнышко и дождик

У медведя во бору

Пальчиковые игры

1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять

Зайцы

Шарик

Сидит белка на тележке

Веселый оркестр

Дидактические игры

Кто скорее соберет

Узнай и назови

Угадай, что звучит

Чьи дети?

Кто позвал

Общение

Ситуация «Собачка потеряла сапожки»

Почему кот моется после еды

Как дети полюбили ходить в детский сад

Ситуация «Машенька хочет кушать»

Как мы строим кукле комнату

Фольклор, художественная литература

Е.Благинина «Научу одеваться братца»

Стихотворение «Большие ножки»

Заучивание песенки «Танцуй, моя кукла»

Стихотворение «Концерт»

Стихотворение Обедать

Конструктивная деятельность

На помощь в изумрудный город

Скамейка

Ступеньки из кирпичиков

Комната для кукол

Дом с лестницей

Игры - занятия

Обуем кукол на прогулку

Катя простудилась

Купание куклы Кати

Элементы театрализованной деятельности

Игра-драматизация «Телефон»

Кисонька- Муросонька

Игра-драматизация по сказке «Репка»

Речевое развитие

Звук К. Дидактическая игра «Бабочка, лети»

Отгадай

Дождик

Физическое развитие

«Принеси игрушку»

По дорожке на одной ножке

Пройди и сбей

\

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные результаты  внедрения проекта

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;  уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых;  желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Определение степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Группа раннего возраста, количество детей 15 человек, возраст 1.2-2года.  

Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице.

Уровень адаптации

Количество детей.

1 – 16  дней  - легкая адаптация.

13

6 - 32 дней – адаптация средней тяжести.

2

от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация.

0

 Из 15 ребят, постоянно посещающих детский сад, у 14 (87%) адаптация прошла в лёгкой форме, у 2 детей (13%) - адаптация прошла в средней форме. Детей с тяжелой формой адаптации нет. Таким образом, гипотеза проекта подтверждается.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаптация ребенка к  детскому саду. Советы педагогам и родителям.- Спб, 2010г.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие «Учитель», 2006.
  3. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей
    в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа – М: 2008.
  5. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста/ сост. Н.Ф.Юрченко. – Х.: - 2009
  6. О.Е. Громова Зайка идет в садик, - М: 2010 г.
  7. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: Книголюб, 2003
  8. Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 с проблемами в развитии / Т.Б. Кротова, О.А. Минина, А.В. Можейко

Приложение

Адаптационное мероприятие  для родителей и вновь прибывших детей в первый день адаптации в детской саду

«Знакомимся!»

Время проведения. Первая половина дня.

Особенности проведения. Обязательное активное участие детей и родителей.

Родители помогают своим детям, а им демонстрируются отдельные игры, игровые упражнения и приёмы, которые они могут использовать в домашних условиях.

                                   

Ход мероприятия

Приветствие гостей.

 1.«Игрушки»

Педагоги предлагают начать знакомство с самых приятных и любимых всеми детьми предметов – игрушек.

– Подойдите к игрушкам и назовите их.

– Какие игрушки вам понравились?

- Какие игрушки есть у тебя дома?

- А вам, дорогие родители (мамы, папы, бабушки, дедушки) понравились наши игрушки?

2. Речевой уголок.

Воспитатель берет в руки игрушечную обезьянку и имитирует разговор с ней. Обезьянка говорит ему на ушко.

- Обезьянка Чичи хочет познакомиться с вами (интересуется, кого как зовут).

- Чичи приглашает  нас к себе в гости.

- Что вы здесь видите?

- Все, что здесь находится будет помогать нам правильно говорить и играть в интересные игры. Проводится игра на развитие фонематического слуха «Если вдруг ты услышишь звук…» Воспитатель называет звук. Который надо определить среди других и хлопнуть в ладоши. Например, звук  [А]. Далее произносятся различные звуки по цепочке с паузами [А, О, У, П, М, А]. Хвалит детей и их родителей. Видит  у Чичи в руках книгу, интересуется, откуда обезьянка ее взяла. Предлагает  всем пройти в книжный уголок.

 3. «Книжки – малышки»

Рассматривание книг.

- Какие книги узнали?

- С какими героями уже знакомы?

- С какими книгами хотели бы познакомиться?

Проводится дидактическое упражнение «Узнай героев сказок» с использованием иллюстраций. Воспитатели по очереди показывают иллюстрации с изображением героев сказок, дети называют их (Колобок, Курочка Ряба, Маша и Медведь и пр.).

 4. Уголок театрализованной деятельности «В гостях у сказки».

Воспитатель показывает книгу с незнакомой сказкой (короткой, по его выбору).

«Вы знаете эту сказку? Давайте с ней познакомимся! А помогут нам в этом добрые игрушки – куклы. Они нам не только расскажут сказку, но и покажут. Всех приглашают занять места в групповом театре».

Разыгрывается короткая сказка на фланелеграфе.

Примечание. Постановку готовят и показывают воспитатели.

«Спасибо куклам за сказку. Давайте похлопаем им!»

5. Спортивный уголок.

Воспитатель. Что-то мы засиделись. Пора размяться. Подвигаться. А для этого у нас есть место, где живут самые активные игрушки и предметы. Давайте с ними познакомимся.

Дети называют предметы спортивного уголка. Воспитатель интересуется, знают ли они, как  надо пользоваться некоторыми из них.

Далее проводится любая подвижная игра.

 6. Музыкальный уголок.

Раздается звук колокольчика (один из воспитателей незаметно для детей и родителей звонит из определенного места в группе).

Воспитатель.

Колокольчик поет:

«Динь, динь, динь!»

Он нас в гости зовет:

«Динь, динь, динь!».

Колокольчик хочет познакомить нас со своими друзьями – музыкальными инструментами.

Воспитатель показывают три-четыре разных инструмента (барабан, металлофон, бубен), называют их, демонстрируют их звучание.

7.  Уголок изобразительной деятельности.

Воспитатель (показывает и предлагает рассмотреть детские работы: рисунки, поделки). А вот эти материалы и предметы помогают детям создавать такие чудесные работы и рисунки. Назовите их.

Задание  «Дорисуем солнце». Воспитатель напоминает слова песни «Солнечный круг». Предлагает всем детям взять жёлтые, красные, оранжевые карандаши (фломастеры) и нарисовать лучи к солнечному кругу (заготовка).

Воспитатель. У нас получилось замечательное солнце: яркое, светлое, доброе! Покажите, где чей лучик? Это лучики Саши и его мамы. А вот лучики (имя малыша) и  его мамы (папы). Пусть в нашей группе всегда сияет солнце!

    В конце адаптационного мероприятия  воспитатель предлагают детям и родителям самостоятельно осмотреться в групповом пространстве: рассмотреть и почитать книги, порисовать и полепить, поиграть в легкие мячи.

Приложение 2

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ

за состоянием ребенка в адаптационный период

  1. С каким настроением ребенок :

Идет в детский сад: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ухолит из детского сада: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ребенок спит ночью: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Насколько активен ребенок дома:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Изменился ли аппетит ребенка и как: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Что радует родителей: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что тревожит: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Пожелания родителей:________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕРВИЧНАЯ АНКЕТА

для родителей

Уважаемые родители!

Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать его особенности. Поэтому просим вас заполнить данную анкету.

  1. Как Вы называете ребенка дома? ___________________________________________________
  2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Чем больше всего ребенок любит заниматься? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как можно доставить ему радость? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Существует ли дома режим дня, то какой, придерживаетесь ли Вы его?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Охотно ли ребенок вступает в общение:

- с детьми своего возраста ______________________________________________

- детьми старшего возраста _____________________________________________

- родными ___________________________________________________________

- со знакомыми _______________________________________________________

- с незнакомыми ______________________________________________________

               Какое общение предпочитает малыш?

Эмоциональное                                                         Предметное

  1.  Как малыш ведет себя при расставании и встрече с близкими? ________________________________________________________________________________
  2. Как реагирует малыш на незнакомого взрослого в привычной обстановке? ________________________________________________________________________________
  3. Как ребенок играет?

Просто манипулирует предметами

Обыгрывает предметы, подражая действиям взрослых

  1. Какие развивающие занятия с ребенком Вы проводите дома? Как часто?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Ваши пожелания воспитателям по развитию Вашего ребенка__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Темы или проблемы, интересные Вам, которые могут быть освещены в информационном уголке для родителей? (нужное отметить)

  • Советы и рекомендации по успешной адаптации малыша к детскому саду
  • Интересные игры с малышом
  • Советы и рекомендации  медсестры (вопросы питания, как одеть малыша на прогулку, профилактика болезней, режим дня)
  • Развивающие занятия с малышом в период адаптации к детскому саду
  • Что должен знать и уметь ребенок в возрасте 1-2 лет
  • Как справиться с детскими капризами и истериками. Что делать, если малыш не слушается?
  • Что почитать малышу?
  • Почему малыш не говорит? Развитие речи малыша. Игры, развивающие занятия, стимуляция детской речи
  • Нужен ли ребенку детский сад. Плюсы и минусы детского сада
  • Детский сад в вопросах и ответах

Ваши темы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Мы очень заинтересованы в том, чтобы привыкание и адаптация к детскому саду Вашего малыша прошли успешно, без стрессов для Вас и для него. Поэтому мы просим ответить на несколько вопросов, которые помогут ребенку комфортно чувствовать себя в детском саду.

  1. Любимая книга малыша (на печатной основе), которую он любит слушать, когда Вы читаете ему ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Любимая аудиокнига либо аудиосказка малыша ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Любимые детские песни малыша

_____________________________________________________________________________

  1. Любимая игра малыша (по возможности опишите)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Любимая привычка малыша (если есть) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Любимое занятие малыша (рисование, лепка, танцы, игры итп) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Любимый детский мультфильм малыша ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект   "Добро пожаловать!"  направлен на то, чтобы избежать осложнений  адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации....

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Добро пожаловать в ясельки!»

Необходима такая организация жизни ребенка раннего возраста в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положител...

"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

quot;Добро пожаловать!"  проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Добро пожаловать!» 2020-2021 год

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождени...

"Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

quot;Добро пожаловать!" проект по адаптации детей раннего возраста    к условиям детского сада....

проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. "Добро пожаловать"

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в ...