Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г

И.о.директора

______/Т.В.Гагарина /

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

/Л.В. Мартыненкова/

Рабочая программа по учебному предмету
«Чтение»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цель:

- привитие навыков учебной деятельности;

- формирование общеречевых  навыков;

- развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия;

- развитие устной речи.

Для достижения поставленных целей изучения обучения грамоте необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений;
  • развитие умений пользоваться речью как средством общения;
  • отработка четкости произносительных навыков, необходимого словаря, точности построения структуры предложения, связности устного высказывания;
  • обучение учащихся правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных для понимания текстов, обеспечение постепенного перехода на более совершенные способы чтения;
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Наряду с этими задачами в процессе обучения чтению ведется работа по уточнению и развитию слухового восприятия ученика, развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Программа адресована обучающимся 1«Б» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Содержание учебного предмета «Чтение» в 1  классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: подготовка к усвоению грамоты, включающем развитие слухового внимания, фонематического слуха, дыхательную гимнастику и артикуляционные упражнения, работу над звукопроизношением, речевое развитие. Букварный период представлен разделом обучение грамоте

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкина М.И. Букварь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) .1 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2017.

2. Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).- Просвещение, 2017.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;
  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
  • умение проговаривать в слух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
  • оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
  • умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
  • принимать участие в диалоге;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Планируемые предметные результаты на конец 1 класса:

Предметные результаты:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • различать звуки на слух и в собственном произношении;
  • знать и различать буквы;
  • читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
  • слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
  • различать гласные и согласные;
  • определять звуки в начале и конце слова;
  • определять количество слогов в слове;
  • определять количество слов в предложении;
  • читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Базовые учебные действия:

Коммуникативные:

  • вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные:

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

3. Содержание программного материала

1. Добукварный период (16ч.)

Привитие учащимся навыков учебной деятельности. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работе.Развитие устной речи учащихся.  Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Деление простого предложения на слова. Деление простых слов на слоги. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м), различение их в словах.Уточнение и различение зрительного восприятия учащихся.

2. Букварный период (83ч.)

1 – й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

2 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

3 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и. з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

4 – й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих; твёрдых и мягких.

  3. Устная речь

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе). Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.). Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса. Повторение пройденного материала

4. Календарно-тематическое планирование

по чтению на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель: Алферова Л.В.  в неделю;                     99ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 45 ч., в неделю 3 ч.              Всего 54 ч., в неделю 3 ч.

Учебник: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкина М.И. Букварь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).1 класс. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 24 часа

1.

Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября.

1

01.09

2.

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Сказка «Курочка Ряба».

1

05.09

3.

Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности.

1

06.09

4.

Выявление представлений детей о форме предмета. Закрепление понятия «слово».

1

08.09

5.

Закрепление понятия «форма предмета». Закрепление понятия слово.

1

12.09

6.

«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию.

1

13.09

7.

Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши» с последующим кодированием и «чтением».

1

15.09

8.

Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение».

1

19.09

9.

Составление и «запись» условно-графического изображения предложения из трёх слов.

1

20.09

10.

Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов.

1

22.09

11.

Выделение в слове начального звука [а], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

26.09

12.

Выделение слов, начинающихся со звука [у], их условно-графическое изображение

1

27.09

13.

Выделение в слове начального звука [м], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

29.09

14.

Выделение в слове начального звука [с], фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова.

1

03.10

15.

Выделение слов, начинающихся со звука [с], их условно-графическое изображение.

1

04.10

16.

Составление по сказке «Заячья избушка» предложений из двух, трёх слов, их условно-графическая запись.

1

06.10

17.

Звук и буква А.

1

10.10

18.

Звук и буква У.

1

11.10

19.

Чтение звукоподражательных слогов ау, уа.

1

13.10

20.

Звук и буква М.

1

17.10

21.

Составление и чтение обратных слогов с буквой М.

1

18.10

22.

Составление и чтение обратных и прямых слогов. Закрепление пройденного материала.

1

20.10

23.

Звук и буква О

1

24.10

24.

Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, М м, Оо.

1

25.10

25.

Звук и буква X. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами. Закрепление пройденного материала

1

27.10

II четверть – 21 час

26.

Звук и буква С.

1

07.11

27.

Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала

1

08.11

28.

Звук и буква Нн

1

10.11

29.

Дифференциация звуков М и Н . Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами

1

14.11

30.

Звук и буква Ыы

1

15.11

31.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденногоматериала.

1

17.11

32.

Звук и буква Лл.

1

21.11

33.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

1

22.11

34.

Звук и буква Bв.

1

24.11

35.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

1

28.11

36.

Звук и буква Ии

1

29.11

37.

Дифференциация звуков [ы] и [и]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами

1

01.12

38.

Звук и буква Шш

1

05.12

39.

Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш . Закрепление пройденного материала.

1

06.12

40.

Дифференциация звуков [с] и [ш].

1

08.12

41.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

1

12.12

42.

Звук и буква Пп

1

13.12

43.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала

1

15.12

44.

Звук и буква Тт

1

19.12

45.

46.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

2

20.12

22.12

III четверть – 30 часов

47.

Звук и буква Кк.

1

09.01

48.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала.

1

10.01

49.

Звук и буква Зз.

1

12.01

50.

Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1

16.01

51.

Звук и буква Рр.

1

17.01

52.

53

Дифференциация звуков [р] и [л]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

2

19.01

23.01

54.

Звук и буква Ий.

1

24.01

55.

Дифференциация звуков [и] и [й].6Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1

26.01

56.

Звук и буква Жж.

1

30.01

57.

58

Дифференциация звуков [ж] и [ш]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

2

31.0

02.02

59.

60.

Звук и буква Бб.

1

06.02

Дифференциация звуков [б] и [п]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1

07.02

61.

Звук и буква Дд.

1

09.02

62.

Дифференциация звуков [д] и [т]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1

13.02

63.

Звук и буква Гг.

1

14.02

64.

Дифференциация звуков [г] и [к]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1

16.02

65.

Буква ь.

1

27.02

66.

Чтение слов с ь.

1

28.02

67

Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала.

1

02.03

68.

Буква Ее.

1

06.03

69.

70

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

2

07.03

09.03

71.

Буква Яя.

1

13.03

72.

73.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация букв А и Я.

2

14.03

16.03

74.

Буква Юю.

1

20.03

75.

76.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю.

2

21.03

23.03

IV четверть – 24 час

77.

Буква Ёё.

1

03.04

78.

79.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

2

04.04

06.04

80

Звук и буква Чч

1

10.04

81.

82.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча и чу.

2

11.04

12.04

83.

Звук и буква Фф.

1

17.04

84.

85.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с В и Ф.

2

18.04

20.04

86.

Звук и буква Цц.

1

24.04

87.

88.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с Ц и С.

2

25.04

27.04

89.

90

Звук и буква Ээ.

1

02.05

04.05

91

92.

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур.

2

11.05

15.05

93

Звук и буква Щщ.

1

16.05

94.

95

Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу

2

18.05

22.05

96.

Буква ъ

1

23.05

97.

98

99

Чтение и дифференциация слов с ь и ъ. Закрепление пройденного материала. Чтение текстов

3

25.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

В I четверти:

1.«Звук и буква X. Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами. Закрепление пройденного материала» - уплотнение тем с 3 часов до 1 часа (учебный год начался с четверга).

   В IV четверти :

1.«Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур» - уплотнение тем с 2 часов до 1 часа (майские праздничные дни).

2.« Чтение и дифференциация слов с ь и ъ. Закрепление пройденного материала. Чтение текстов» - уплотнение тем с 3 часов до 1 часа (майские праздничные дни).

В I четверти – 25 часов.

    Во II четверти – 21 час

В III четверти – 30 часов.

В IV четверти – 21  час

В году 98 часов.

Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа педагога-психолога для детей с ОВЗ (логопедические группы) на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.         Рабочая программа педагога-психолога Учреждения отражает современные подходы к организации коррекционно-образовательного процесса...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год срок реализации 1 учебный год

Рабочая программа по развитию детей средней группы (далее Программа), разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовател...

Рабочая программа воспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленности на 2022 – 2023 учебный год

Рабочая программавоспитателя средней группы (4 - 5 лет) общеразвивающей направленностина 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год

Рабочая программа группы раннего возраста МБОУ " Шурышкарская СОШ"ОЦ" (дошкольное отделение) 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа кружка «Пластилиновая живопись» для детей 4-5 лет на 2022-2023 учебный год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка«Пластилиновая живопись»                            ...