План самообразования учителя-дефектолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_-_kopiya.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 «Рассмотрено»                                                                                  «Утверждаю»

Руководитель МО                                                                             Директор МБОУ

_____/И.А. Бикмухаметова/                                                                   « НШДС № 71»

ФИО                                                                                        _____/Ф.Я. Манихова/

Протокол № 1 от                                                                                Приказ № 102    от  

«28» августа 2018 г.                                                                      «28» августа 2018 г.

        

ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ

Муфтиевой Елены Миннеринатовны,

учителя-дефектолога

первой  квалификационной  категории

на 2018 - 2023г.

                                                                    Программа   рассмотрена

                                                                    на заседании педагогического совета

                                                                    (протокол № 1 от «28» августа 2018 года)

Личные данные

1.1.

Фамилия

Муфтиева

1.2.

Имя

Елена

1.3.

Отчество

Миннеринатовна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 С 1995г. по сегодняшний день

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Г.Нижнекамск

1.7.

Стаж (педагогический)

25 лет

1.8.

Стаж (по специальности)

21 год

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

Высшее, 1995, НГПИ, «педагогика и психология (дошкольная)», квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии методист по дошкольному воспитанию. ЭВ№574077 Выдан 15.07.1995г.

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

««Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности» 108 часов. Институт экономики управления  и права (г. Казань)  удостоверение №162402676096  26.06.2015

Институт непрерывного педагогического образования г. Набережные челны, квалификация по диплому «Учитель-тифлопедагог 100часов. Диплом ПП-1№693547 выдан 11 июня 2010г.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Первая, декабрь 2017

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

 Почётная грамота от «Управления дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан  2012 г.

Содержание

1. Пояснительная записка        5

1.1.        Условия возникновения данной проблемы, её актуальность        5

2.        Цель и  задачи самообразования        6

2.        Основные принципы и методы работы        6

3.        Ожидаемые результаты самообразования        8

4.        Направления по теме самообразования        8

5.        Перспективный план по теме самообразования        10

Литература по теме самообразования        12

Методическая тема МБОУ «НШДС №71»:

«Обеспечение качества базового дошкольного, начального образования, соответствующее государственному стандарту ФГОС ОВЗ, формирование ключевых компетенций, опыта социальной деятельности на основе повышения эффективности деятельности школы – сада по таким критериям, как качество, инновационность, интегрирование»

Тема самообразования: «Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ»

Работа над темой начата:2018 – 2019 уч. г.

Предполагается закончить работу над темой:2022 – 2023 уч. г.

1. Пояснительная записка

  1. Условия возникновения данной проблемы, её актуальность

Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. В процессе общения человек получает определенную информацию, реализует способы мыслительной деятельности, так же изучает человеческие эмоции, настроение, формы поведения с помощью подражания и заимствования, сопереживания и идентификации. Значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным особенно при обучении детей с ОВЗ, когда зрительный дефект, отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

Часто развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения происходит со значительными отличиями от нормативных показателей (бедный словарный запас, невыразительность речи, недостаточное понимание речевых высказываний, окружающих). Поэтому они испытывают трудности в общении, особенно с взрослыми людьми. Для каждого человека умение устанавливать социальные контакты имеет большое значение, ведь это определяет социальный опыт ребенка, а в дальнейшем и его социальный статус в обществе. Навыки коммуникации являются ключевыми компетенциями в период выпуска ребенка из дошкольной образовательной организации, и они занимают ведущее место в современном обществе, так как определяют многообразие форм взаимодействия, которыми пользуется человек при общении.

  1. Цель и задачи самообразования

Цель:

- расширение и углубление теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

Задачи:

- изучить научную и методическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с методическими подходами и приемами коррекционно-развивающей работы данного аспекта.

-изучить эффективных практических приёмов развития навыков коммуникации и их внедрение в систему коррекционно-развивающей работы;

- внедрять современные образовательные технологии в процесс формирования коммуникативных навыков на коррекционных занятиях и других формах педагогической деятельности, адаптировав их к работе с детьми с нарушениями зрения.

- определить степень влияния современных методов и технологий на результативность коррекционно-развивающей работы.

- распространять педагогический опыт коллегам на открытых уроках, мастер-классах, докладах.

В ходе реализации поставленных задач предстоит:

1. Изучить комплексы педагогических средств коррекционно-развивающей деятельности. 2. Оценка их достоинств и недостатков.

2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения.

Учебная исследовательская работа:

1. Изучение опыта педагогов – новаторов, передового опыта.

  • Изучить опыт педагогов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.

2. Участие в системе методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение новых технологий для развития всех звеньев коммуникативной деятельности.
  • Установить творческое сотрудничество с педагогами по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт педагогов района по применению новых технологий.
  • Участие в заседаниях МО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальном, региональном, зональном уровнях, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения занятий с целью обмена опытом работы.

Ожидаемые результаты самообразования

1. Повысить качество коррекционной работы.

2. Разработать и провести и открытые занятия.

3. Создать комплекты педагогических  разработок по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ и поместить их личном сайте.

4.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

5.Разработать  дидактические материалы, тесты, по теме.

6.Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по       самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

Направления по теме самообразования

  Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

  1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные  и сетевые издания.
  3. Повышать квалификацию на курсах повышения для учителей-логопедов, курсах переподготовки для учителей-дефектологов

регулярно

 

 регулярно

 

1раз в 3 года

 

 

Психолого - пепедагогическое

Совершенствовать свои знания в области  современной и специальной психологии и педагогики посредством изучения новых изданий, участия в работе конференций и вебинаров.

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного тематического содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами образовательного процесса.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, страны посредством сети Интернет.

6. Посещать очно и дистанционно занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.

9. Регулярно пополнять контент группы фото-, видео-, текстовыми материалами  на ресурсе сети Интернет для работы с семьями, в том числе дистанционной..

9. Проводить мастер-классы для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно

 

регулярно

 

 2020-2025

Согласно   плана МО

 2020-2025г

Информационно –

технологическое

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Уметь применять инфокоммуникационные технологии в специальном образовании при дистанционном образовательном процессе.

Регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Перспективный план по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Подписка на методическую литературу

3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2019-2023

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2023

1.Выступление на заседании МО учителей-дефектологов по теме «Развитие коммуникативных навыков с детьми с нарушениями зрения»

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах.

3.Консультативная помощь педагогам,  учащимся, семьям детей. 

4.Выступление на педагогическом совете по теме самообразования.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2020-2023

1.Проведение мастер-классов в рамках стажировочной площадки при реализации республиканской дополнительной программы повышения квалификации, обмен опытом работы.

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте.

3.Участие в муниципальных семинарах.

 

Литература по теме самообразования

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 182 с.
  4. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  В 3-х ч. Ч.3: Письменная  связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 119 с.
  5. Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых: практическое руководство для логопедов.  -  Ростов н / Д: Феникс, 2017. -141 с.
  6. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
  7. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  8. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  9. Козырева О.А.Логопедические технологии.  -  Ростов н / Д: Феникс, 2018. -192 с.
  10. Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ: методические рекомендации для работы с КИМП (программа «Мерсибо»)
  11. Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта/ Авт.-сост. А.П.Болдырева. – М.: АРКТИ, 2019 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования учителя-дефектолога

Индивидуальный план самообразования  учителя-дефектолога.Цель: повышение профессионального уровня компетентности учителя-дефектолога в вопросах повышения качества коррекционно-развивающей работы ...

План самообразования учителя - дефектолога

План самообразования  учителя - дефектологаПо теме:«Использование приемов мнемотехники для развития речи  детей дошкольного возраста   у детей с ограниченными возможностями з...

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»

План самообразования учителя-дефектолога «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ в системе здоровьесберегающих технологий»...

План самообразования учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

План самообразования учителя-дефектолога на тему: «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

План самообразования учителя-дефектолога

План самообразования на тему "Развитие познавательных процессов у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ФГОС"Цель. Обеспечение своевременной специализированной помощи учащ...