«Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Шайдорова Татьяна Геннадьевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx325.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ» Выполнил: инструктор по ф/к Шайдорова Т.Г.

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития . Дети с особыми образовательными потребностями – это дети , нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка , т.е. способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Слайд 3

Интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») — процесс объединения частей в целое . Интегрированное обучение – это процесс совместного обучения (воспитания) в общей образовательной среде детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии и здоровых детей . Интегрируемый ребенок – ребенок , имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь . Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.

Слайд 4

Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям. Хотя интегрированное и инклюзивное образование, в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов. Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.

Слайд 5

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия . Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления , дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую . Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. 4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной . 5. Снижена познавательная активность . 6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления . 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми . 8. Игровая деятельность не сформирована . Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы . 10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости . Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Слайд 6

Комплексный подход к детям с ОВЗ 1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) . 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов). 3. Охрана и укрепление здоровья детей.

Слайд 7

К внешним условиям интеграции относятся: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни (требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля); желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения (Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации); наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь (Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми); создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

Слайд 8

К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены: уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению.

Слайд 9

Проблема интеграции и инклюзии Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие. Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей. Перечислим преобразования , которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех: изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей; изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды; уменьшение размеров групп; улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями; создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка; реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.

Слайд 10

Модели интеграции В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей: - комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса); - частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека; - временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Слайд 11

Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах. Для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) образовательных учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются в группы (классы) одного массового детского сада (школы) по 1-2 человека; при этом данному детскому учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми систематические коррекционные занятия (индивидуальные или малыми группами), посещает занятия в массовых группах (классах), помогая организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей. В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в смешанной группе общеобразовательного дошкольного учреждения. При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, неслышащие дети), а две трети - нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек. В штат группы вводится учитель-дефектолог для реализации коррекционного обучения.

Слайд 12

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Слайд 15

Список литературы 1. Александровская, Э.М., Кокуркина , Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина , Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2012. - 208 c. 2. Бардиер , Г., Ромазан , И., Чередникова, Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер , И. Ромазан , Т. Чередникова. - СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. - 96 с. 3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2013. - 1008 с. 4. Демьянчук, Р.В. Педагогическая психология инклюзивного образования / Р.В. Демьянчук / Инклюзивное образование: от педагогической теории к практике. Всероссийская научно- практическая конференция: материалы и доклады (СПб., 23-24 апр. 2015 г.) // ГБ ПОУ Охтинский колледж; [под общ. ред. И.С. Макарьева]. - СПб.: ГБ ПОУ Охтинский колледж, 2015. - 223 с . 5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/17/integratsiya-i-inklyuziya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami 6. https://infourok.ru/vozmozhnosti-integrirovannogo-obucheniya-dlya-vseh-kategorij-detej-s-ovz-5420541.html

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В сообщении рассказывается о моделях интеграции: постоянной полной. постоянной неполной, постоянной частичной. эпизодической....

Проблемы подготовки кадров для интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено описание и даны современные проблемы системы интегрированного (инклюзивного) образования для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Комплексное дооборудование различных зон учебного заведения, обеспечивающих их доступность для всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья

Комплексное дооборудование различных зон учебного заведения, обеспечивающих их доступность для всех категорий людей с ограниченными возможностями здоровья...

«Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ»

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития....