Консультация для педагогов: «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи»
консультация по коррекционной педагогике

Еремеева Елена Владимировна

Проблема использования нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. В последние десятилетия многими исследователями доказывается эффективность использования нетрадиционных методов в коррекционной работе, а также наблюдается необходимость их внедрения в практику. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи»

Включение в практику нетрадиционных методов позволяет развивать способности и возможности ребенка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы, а также повышает уровень психического и физического здоровья. Данная проблема вызывала интерес со стороны многих исследователей, среди которых можно выделить Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.А. Поваляева, Е.А. Пожиленко, и другие.

Проблема использования нетрадиционных методов в коррекционной педагогике на сегодняшний момент представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм. В последние десятилетия многими исследователями доказывается эффективность использования нетрадиционных методов в коррекционной работе, а также наблюдается необходимость их внедрения в практику [1, с. 15].

Использование нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Новое в образовании это не только идеи, методы, подходы, технологии, которые еще не используются в практике, но и любые элементы коррекционного процесса, которые содержат прогрессивное начало. Не только многочисленные научные исследования, но и опыт организации коррекционно-педагогической помощи при нарушениях речи доказывает, что применение нетрадиционных методов признано в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в речевом развитии.

Эффективность нетрадиционных методов определяется [2, с. 17]:

  • нестандартностью по замыслу, организации и методике проведения;
  • созданием условий для развития интереса, и творческой самостоятельности детей;
  • благоприятным климатом на занятии, в группе и т.д.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, дизартрия, алалия, заикание и др.) наблюдается недостаточное развитие познавательных процессов. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам.

Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.

Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Терапевтические куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.

С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.

«Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества. Проведение атр-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии - во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей; во-вторых, необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (аппатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка.

Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми. Одна из главных функций арт-терапии - создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.

Следующее направление - пескотерапия (sand-play). Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию*.

И последнее направление по описанию, но не по значимости - это сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы. Изучив опыт работы ведущих психологов со сказкой, творческая группа педагогов-психологов ДОУ г. Липецка переработала и адаптировала программу «Волшебная страна внутри нас» (автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) к условиям работы с детьми старшего дошкольного возраста. При разработке адаптированной программы комплексно использовались разнообразные методы: сказкотерапия, sand-play (песочная терапия), куклотерапия, арт-терапия, ритмопластика и т.д.

Целью программы является формирование нравственных ориентиров, развитие личности ребенка, развитие способностей контролировать свои переживания и поступки, осознавать переживания других людей. Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач: развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства; формирование навыков произвольности, самоконтроля; развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного взаимодействия; формирование адекватной самооценки; снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов; развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т.д.); развитие умения использовать внутренние ресурсы.

Каждое занятие, для создания позитивного эмоционального состояния у детей, начиналось и заканчивалось «ритуалом». Это могло быть и прохождение через обруч, оформленный «дождиком», через связанные цветные платочки, через «волшебные ворота» (физкультурная дуга, оформленная лентами). Либо нужно было дотронуться до куклы-марионетки, «волшебного кристалла» (ночника) и других «сказочных» вещей. Далее, в песочнице, обязательно шло восстановление сказочной страны: строились горы, копались реки, из веточек и сухих цветов сажались леса и луга, ставились на место дворец короля и дома его слуг. Все это было направлено на воспоминание прошлых занятий, развитие памяти, как зрительной, так и тактильно-кинестетической, мелкой моторики, восприятия. Затем шел сказочный рассказ о приключениях Короля и его слуг-чувствах. Соответственно к каждому чувству подбирались игры и упражнения («Грустное блюдо», «Спрячем злость под краску», «Картина страха», «Ссора», «Любящее сердце» и т.д.). Знакомство с каждым слугой-чувством сопровождалось релаксацией, которая была направлена на «проживание» этого чувства (его запах, звуки, образ, цвет и т.д.), а затем обязательно проходило обсуждение того, что и как каждый ребенок представлял и чувствовал. Хорошо запомнили дети и одного из героев занятий - Меру, которая помогала им контролировать свои чувства, развивать произвольность. Обязательно, в каждом занятии присутствовали и двигательные упражнения («Танцы злости», «Рубим дрова», «Дракон», «Танец с куклами» и др

Таким образом, использование нетрадиционных методов в работе с детьми с нарушениями речи позволило значительно повысить уровень их речевого развития, однако оба эти метода по-разному оказывали коррекционное воздействие на детей. Так, в работе с детьми с использованием пескотерапии у детей значительно повысилась тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика рук, звукопроизношение, двигательные функции артикуляционного аппарата. Использование метода сказкотерапии позволило развить у детей связную монологическую речь, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, умение пересказывать. В связи с этим, следует отметить, что оба эти метода по-разному оказывают коррекционное воздействие на речевые функции у детей, поэтому целесообразно использовать их в комплексе.

Список литературы

1. Колеошкина, С.Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда К.Н. Колеошкина / С.Н. Колеошкина // Школьный логопед. – 2007. - № 2. – С. 31 – 39.

2. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - М.: Феникс. 2004. – 384 с.

3. Бабина, Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе Е.С. Бабина / Е.С. Бабина // Логопед. - 2008. - № 1. - С. 41 - 48.

4. Карпова, Л.Н. Практически ориентированные исследования логопсихотерапии / Н.Л. Карпова // Дефекталогия. – 2006. - № 4. – С. 18 - 28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании ок...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи.Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы...

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. Арт-терапия, пескотерапия, куклотерапия.

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, ...