Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. Арт-терапия, пескотерапия, куклотерапия.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Полтавцева Ирина Николаевна

Нетрадиционные

формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

 

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.

Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Терапевтические куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.

С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.

«Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества. Проведение атр-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии - во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей; во-вторых, необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (аппатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка.

Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми. Одна из главных функций арт-терапии - создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.

Следующее направление - пескотерапия (sand-play). Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию*.

И последнее направление по описанию, но не по значимости - это сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы. Изучив опыт работы ведущих психологов со сказкой, творческая группа педагогов-психологов ДОУ г. Липецка переработала и адаптировала программу «Волшебная страна внутри нас» (автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) к условиям работы с детьми старшего дошкольного возраста. При разработке адаптированной программы комплексно использовались разнообразные методы: сказкотерапия, sand-play (песочная терапия), куклотерапия, арт-терапия, ритмопластика и т.д.

Целью программы является формирование нравственных ориентиров, развитие личности ребенка, развитие способностей контролировать свои переживания и поступки, осознавать переживания других людей. Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач: развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства; формирование навыков произвольности, самоконтроля; развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного взаимодействия; формирование адекватной самооценки; снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов; развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т.д.); развитие умения использовать внутренние ресурсы.

Каждое занятие, для создания позитивного эмоционального состояния у детей, начиналось и заканчивалось «ритуалом». Это могло быть и прохождение через обруч, оформленный «дождиком», через связанные цветные платочки, через «волшебные ворота» (физкультурная дуга, оформленная лентами). Либо нужно было дотронуться до куклы-марионетки, «волшебного кристалла» (ночника) и других «сказочных» вещей. Далее, в песочнице, обязательно шло восстановление сказочной страны: строились горы, копались реки, из веточек и сухих цветов сажались леса и луга, ставились на место дворец короля и дома его слуг. Все это было направлено на воспоминание прошлых занятий, развитие памяти, как зрительной, так и тактильно-кинестетической, мелкой моторики, восприятия. Затем шел сказочный рассказ о приключениях Короля и его слуг-чувствах. Соответственно к каждому чувству подбирались игры и упражнения («Грустное блюдо», «Спрячем злость под краску», «Картина страха», «Ссора», «Любящее сердце» и т.д.). Знакомство с каждым слугой-чувством сопровождалось релаксацией, которая была направлена на «проживание» этого чувства (его запах, звуки, образ, цвет и т.д.), а затем обязательно проходило обсуждение того, что и как каждый ребенок представлял и чувствовал. Хорошо запомнили дети и одного из героев занятий - Меру, которая помогала им контролировать свои чувства, развивать произвольность. Обязательно, в каждом занятии присутствовали и двигательные упражнения («Танцы злости», «Рубим дрова», «Дракон», «Танец с куклами» и др

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Знакомство со слугой по имени Вина».

Цели занятия: снятие эмоционально-психологического напряжения и телесного зажима; воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; учить осознанию, что каждая сказочная ситуация есть жизненный урок.

Оборудование: фигурка Вины, веточки цветов, листьев, волшебная палочка, осколки вазы в шкатулке, фигурки дочери Короля, собаки; аксессуары костюмов.

Ход занятия: 1. Ритуал входа. Восстановление сказочной страны. (Дети входят в сказочную страну с веточками цветов, украшая пространство.)

2. Сказка о Вине. (Все действия показываются в песочнице с помощью фигурок.

- Вот мы опять в нашей Сказочной стране. Пока нас здесь не было, здесь произошла такая история. В королевстве, в тронном зале было много гостей, Король пригласил друзей отдохнуть, потанцевать. Все гости приехали нарядные с богатыми подарками. Из дальней страны Королю привезли красивую, большую вазу. Королю она очень понравилась. Ее поставили в центре зала, все любовались ею, делились впечатлениями. Вдруг в зал вбежала веселая, озорная дочка Короля, побежала прямо к вазе и толкнула ее нечаянно. Ваза покачнулась и упала, вокруг остались только осколки вазы. Девочка испугалась и убежала. Когда музыка смолкла, гости увидели разбитую вазу, а возле нее сидел придворный пес. Король рассердился на пса и погнал его. Понурив голову, пес вышел из дворца и побрел в королевский лес. Пес долго бродил, жалобно скулил не понимая, за что его прогнали. С тех пор в Королевстве поселилась новая слуга Вина. Девочка уже не веселилась, не пела, не танцевала и не радовалась ясному солнышку и птицам.

3. Обсуждение.  - Почему у девочки испортилось настроение?  - Как ей нужно поступить?

- Релаксация.  - Представим состояние девочки.  (Под музыку дети опускают плечи, склоняют голову, ровно дышат, вздыхают. Обсуждение проживания.)   - А как бы вы поступили? Что бы вы посоветовали девочке, чтобы она как прежде была радостная и веселая? (Введение чувства Меры.) «Милая, славная девочка,» - сказала Мера, - а дальше она что-то долго ей тихо говорила и девочка становилась все веселее и увереннее, сделала поклон, и ни побежали к Королю.  - Что сказала Мера девочке? Почему она стала такая веселая? (Размышления детей).  - Действия в песочнице:

Тут все зашумели, повернулись в одну сторону... и увидели, как в зал вбежала дочка Короля, пес вилял хвостом и, ласково повизгивая, шел рядом с Королем. В руках у дочки Короля что-то ярко блеснуло, она взмахнула волшебной палочкой, (что означало, что девочка призналась в своем поступке). Король ласково гладил ее по голове, пес лег к ногам Короля возле осколков вазы. Не было только Вины, она исчезла. А люди говорили о том, что надо уметь признавать свою вину, чтоб был мир и покой. Звучала музыка и гости продолжали танцевать. Давайте и мы, дети, поиграем в игру.

4. Игра «Бал принцессы». (Дети наряжаются, используя элементы костюмов, аксессуары и танцуют под музыку.)  -Дорогие друзья! Сегодня мы познакомились со слугой Короля по имени Вина. Надо уметь признавать свою вину, тогда будет добро и покой.   -Король часто приглашал в свой дворец гостей на бал, а гости дарили красивые подарки, а та маленькая дочка выросла и стала взрослой.

5. Ритуал выхода из сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_artterapiya_peskoterapiya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные

формы работы с детьми, имеющими нарушение речи

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия (sand-play), арт-терапия, сказкотерапия.

Значительный интерес в работе с детьми-логопатами с нарушениями речи представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы-марионетки, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Это взаимодействие мотивирует ребенка, формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Терапевтические куклы помогают разыгрывать различные ситуации из жизни и сказочные сюжеты. Для многих детей куклы-марионетки становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или другим детям. Кроме того, взрослые от имени куклы могут проводить различные развивающие занятия, игры.

Работа детей с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать моторные навыки, координировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами.

С помощью такой куклы можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния, развивая эмоционально-волевую и коммуникативную сферу: «Покажи, как кукла радуется, (сердится, злится, боится, удивляется)?». Проигрывание с марионеткой может сопровождаться работой с зеркалом: «А ты можешь сделать так же, как она? Покажи.» Параллельно у детей развивается фантазия, относительно тех или иных ситуаций, эмоциональных состояний: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней забавного (и т.д.)». Таким образом осуществляется связь эмоциональных состояний ребенка с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ему в жизни.

«Проигрывая» состояния через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Арт-терапия - это метод воздействия посредством художественного творчества. Проведение атр-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии - во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство, движения, танец и другие формы творческой активности человека, при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей; во-вторых, необходимо непосредственное участие человека в изобразительном творчестве. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднен в словесном описании своих переживаний, то есть для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей и у взрослых положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (аппатию) и сформировать более активную жизненную позицию. Она мобилизирует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции как взрослого, так и ребенка.

Арт-терапия развивает представление о деятельности как о игре, а игра неизбежно ведет к развитию коммуникативных навыков, построению взаимоотношений между людьми. Одна из главных функций арт-терапии - создание защищенной, доверительной, комфортной обстановки.

Следующее направление - пескотерапия (sand-play). Многие психологи видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию*.

И последнее направление по описанию, но не по значимости - это сказкотерапия. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы. Изучив опыт работы ведущих психологов со сказкой, творческая группа педагогов-психологов ДОУ г. Липецка переработала и адаптировала программу «Волшебная страна внутри нас» (автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева) к условиям работы с детьми старшего дошкольного возраста. При разработке адаптированной программы комплексно использовались разнообразные методы: сказкотерапия, sand-play (песочная терапия), куклотерапия, арт-терапия, ритмопластика и т.д.

Целью программы является формирование нравственных ориентиров, развитие личности ребенка, развитие способностей контролировать свои переживания и поступки, осознавать переживания других людей. Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач: развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства; формирование навыков произвольности, самоконтроля; развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного взаимодействия; формирование адекватной самооценки; снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов; развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т.д.); развитие умения использовать внутренние ресурсы.

Каждое занятие, для создания позитивного эмоционального состояния у детей, начиналось и заканчивалось «ритуалом». Это могло быть и прохождение через обруч, оформленный «дождиком», через связанные цветные платочки, через «волшебные ворота» (физкультурная дуга, оформленная лентами). Либо нужно было дотронуться до куклы-марионетки, «волшебного кристалла» (ночника) и других «сказочных» вещей. Далее, в песочнице, обязательно шло восстановление сказочной страны: строились горы, копались реки, из веточек и сухих цветов сажались леса и луга, ставились на место дворец короля и дома его слуг. Все это было направлено на воспоминание прошлых занятий, развитие памяти, как зрительной, так и тактильно-кинестетической, мелкой моторики, восприятия. Затем шел сказочный рассказ о приключениях Короля и его слуг-чувствах. Соответственно к каждому чувству подбирались игры и упражнения («Грустное блюдо», «Спрячем злость под краску», «Картина страха», «Ссора», «Любящее сердце» и т.д.). Знакомство с каждым слугой-чувством сопровождалось релаксацией, которая была направлена на «проживание» этого чувства (его запах, звуки, образ, цвет и т.д.), а затем обязательно проходило обсуждение того, что и как каждый ребенок представлял и чувствовал. Хорошо запомнили дети и одного из героев занятий - Меру, которая помогала им контролировать свои чувства, развивать произвольность. Обязательно, в каждом занятии присутствовали и двигательные упражнения («Танцы злости», «Рубим дрова», «Дракон», «Танец с куклами» и др

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Знакомство со слугой по имени Вина».

Цели занятия: снятие эмоционально-психологического напряжения и телесного зажима; воспитание чувства ответственности за свои действия, поступки; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека; учить осознанию, что каждая сказочная ситуация есть жизненный урок.

Оборудование: фигурка Вины, веточки цветов, листьев, волшебная палочка, осколки вазы в шкатулке, фигурки дочери Короля, собаки; аксессуары костюмов.

Ход занятия: 1. Ритуал входа. Восстановление сказочной страны. (Дети входят в сказочную страну с веточками цветов, украшая пространство.)

2. Сказка о Вине. (Все действия показываются в песочнице с помощью фигурок.

- Вот мы опять в нашей Сказочной стране. Пока нас здесь не было, здесь произошла такая история. В королевстве, в тронном зале было много гостей, Король пригласил друзей отдохнуть, потанцевать. Все гости приехали нарядные с богатыми подарками. Из дальней страны Королю привезли красивую, большую вазу. Королю она очень понравилась. Ее поставили в центре зала, все любовались ею, делились впечатлениями. Вдруг в зал вбежала веселая, озорная дочка Короля, побежала прямо к вазе и толкнула ее нечаянно. Ваза покачнулась и упала, вокруг остались только осколки вазы. Девочка испугалась и убежала. Когда музыка смолкла, гости увидели разбитую вазу, а возле нее сидел придворный пес. Король рассердился на пса и погнал его. Понурив голову, пес вышел из дворца и побрел в королевский лес. Пес долго бродил, жалобно скулил не понимая, за что его прогнали. С тех пор в Королевстве поселилась новая слуга Вина. Девочка уже не веселилась, не пела, не танцевала и не радовалась ясному солнышку и птицам.

3. Обсуждение.  - Почему у девочки испортилось настроение?  - Как ей нужно поступить?

- Релаксация.  - Представим состояние девочки.  (Под музыку дети опускают плечи, склоняют голову, ровно дышат, вздыхают. Обсуждение проживания.)   - А как бы вы поступили? Что бы вы посоветовали девочке, чтобы она как прежде была радостная и веселая? (Введение чувства Меры.) «Милая, славная девочка,» - сказала Мера, - а дальше она что-то долго ей тихо говорила и девочка становилась все веселее и увереннее, сделала поклон, и ни побежали к Королю.  - Что сказала Мера девочке? Почему она стала такая веселая? (Размышления детей).  - Действия в песочнице:

Тут все зашумели, повернулись в одну сторону... и увидели, как в зал вбежала дочка Короля, пес вилял хвостом и, ласково повизгивая, шел рядом с Королем. В руках у дочки Короля что-то ярко блеснуло, она взмахнула волшебной палочкой, (что означало, что девочка призналась в своем поступке). Король ласково гладил ее по голове, пес лег к ногам Короля возле осколков вазы. Не было только Вины, она исчезла. А люди говорили о том, что надо уметь признавать свою вину, чтоб был мир и покой. Звучала музыка и гости продолжали танцевать. Давайте и мы, дети, поиграем в игру.

4. Игра «Бал принцессы». (Дети наряжаются, используя элементы костюмов, аксессуары и танцуют под музыку.)  -Дорогие друзья! Сегодня мы познакомились со слугой Короля по имени Вина. Надо уметь признавать свою вину, тогда будет добро и покой.   -Король часто приглашал в свой дворец гостей на бал, а гости дарили красивые подарки, а та маленькая дочка выросла и стала взрослой.

5. Ритуал выхода из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Применение су-джок терапии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Су-Джок терапия – это использование специального металлического массажного кольца, предназначенного для пальцев рук. Данная терапия оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие, а также спос...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....