Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста
тест по коррекционной педагогике
Вашему вниманию предлагается анкета оценки выраженности особенностей развития ребёнка.
Это поможет Вам и специалистам организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Инструмент, который предлагается педагогам, не имеющим специальной подготовки прост и удобен, но в то же время может дать значимую информацию. Если в саду есть психолог, то в ситуации совместной работы, содержание анализа наблюдаемых особенностей ребёнка должно быть одинаковым, поэтому разделы анкеты и разделы наблюдения психолога аналогичны.
Ребёнок оценивается по восьми показателям:
- Поведение;
- Темповые характеристики деятельности;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Овладение программным материалом;
- Игра и общение со сверстниками;
- Эмоциональные особенности;
- Моторное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста
Фамилия, имя ребёнка__________________________________Возраст__________мес.________________
Образовательное учреждение__________________________________________группа __________________
Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность особенностей развития ребёнка. Это поможет Вам и специалистам организовать эффективное развитие и помощь ребёнку. Необходимо, не пропуская ни одного утверждения, отметить только одно из трёх значений: 0, 1 или 2, что характеризует выраженность данного показателя поведения, развития или обучения на текущий момент. Если показатель выражен очень незначительно или отсутствует, отмечается значение «0»; если показатель отмечается, но не постоянно – «1»; показатель характерен для ребёнка и проявляется часто – «2».
№ пп. | Анализируемый показатель | незначителен или отсутствует | отмечается, но не постоянно | характерен для ребёнка и проявляется часто | |
I | Поведение ребёнка | ||||
Импульсивен, расторможен. Нуждается в многократном повторении заданий и контроле взрослого. | 0 | 1 | 2 | ||
С трудом подчиняется правилам и инструкциям, неусидчив на занятиях, возбуждён на прогулках. | 0 | 1 | 2 | ||
Не сразу включается в работу/игру, долго «раскачивается». | 0 | 1 | 2 | ||
Неуверен в своих силах. Боязлив и тревожен. | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I группе: | |||||
II. | Темповые характеристики деятельности | ||||
Заторможен, медлителен, не успевает за другими детьми | 0 | 1 | 2 | ||
Темп деятельности неравномерен, быстро устаёт, теряет интерес | 0 | 1 | 2 | ||
Работает невнимательно, не следит за ходом занятия, отвлекается | 0 | 1 | 2 | ||
Темп деятельности быстрый, но хаотичный | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I I группе: | |||||
III. | Познавательное развитие | ||||
Недостаточно сообразителен (затрудняется в ответах на простые вопросы и задания). | 0 | 1 | 2 | ||
Постоянно нуждается в дополнительных разъяснениях | 0 | 1 | 2 | ||
Недостаточный объём знаний об окружающем мире. | 0 | 1 | 2 | ||
Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется). | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I I I группе: | |||||
IV. | Речевое развитие | ||||
Речь недостаточно разборчива. Имеются трудности звукопроизношения. | 0 | 1 | 2 | ||
Словарный запас беден по сравнению с другими детьми. | 0 | 1 | 2 | ||
Речь неточная, не может выразить свою мысль. | 0 | 1 | 2 | ||
Малоразговорчив, выраженные трудности пересказа, старается говорить односложно. | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по I V группе: | |||||
V. | Овладение программным материалом | ||||
С трудом осваивает программу ДОУ | 0 | 3 | 6 | ||
Нуждается в дополнительных занятиях с педагогом/специалистом | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по V группе: | |||||
VI. | Игра и общение со сверстниками | ||||
Предпочитает играть в одиночестве, малоконтактен. | 0 | 1 | 2 | ||
Конфликтует с детьми, часто дерётся, злится. | 0 | 1 | 2 | ||
Не умеет поддерживать игру, принять роль | 0 | 1 | 2 | ||
Чрезмерно общителен, бездистантен | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI группе: | |||||
VII. | Эмоциональные особенности: | ||||
Фон настроения повышен, многоречив, встревает в разговоры взрослых, не может дождаться ответа | 0 | 1 | 2 | ||
Наблюдаются эмоциональные «перепады» (аффективные вспышки), может быть эмоционально неадекватен. | 0 | 1 | 2 | ||
Настроение снижено, плаксив, негативистичен | 0 | 1 | 2 | ||
Проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI I группе: | |||||
VIII. | Моторное развитие | ||||
Плохо развита мелкая моторика | 0 | 1 | 2 | ||
Нарушена общая координация, неуклюжий, неловкий. | 0 | 1 | 2 | ||
Неуспешен в таких занятиях, как рисование, аппликация | 0 | 1 | 2 | ||
Предпочитает (часто) работать левой рукой/двумя руками | 0 | 1 | 2 | ||
Сумма по VI I I группе: |
Обработка результатов:
Группы показателей | I | II | III | IV | V | VI | VII | VI I I | Общая сумма |
Сумма по группам |
Дата__________Специалист, должность_____________________________________ __________
подпись
Инструмент, который мы предлагаем учителям, не имеющим специальной подготовки прост и удобен, но в то же время может дать значимую информацию.
Если в школе есть психолог, то в ситуации совместной работы учителя класса и психолога, содержание анализа наблюдаемых особенностей ребёнка должно быть одинаковым, поэтому разделы анкеты и разделы наблюдения психолога аналогичны.
Ребёнок оценивается по восьми показателям:
- Поведение;
- Темповые характеристики деятельности;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Овладение программным материалом;
- Игра и общение со сверстниками;
- Эмоциональные особенности;
- Моторное развитие.
По каждому из оцениваемых показателей в анкете предусмотрены 4 суждения, полностью охватывающие данную сферу особенностей. Суждения приведены в отрицательном залоге, что позволяет оценить характер негативных проявлений, если таковые присутствуют. Педагогом каждое из этих суждений оценивается по 3 градациям: показатель выражен «очень незначительно или отсутствует», отмечается значение «0»; если показатель «отмечается, но не постоянно» – «1»; показатель «характерен для ребёнка и проявляется часто» – «2».
В качестве первичной обработки параметров предусмотрено суммирование по каждому их 4 суждений для определения выраженности данного показателя и общая сумма выраженности негативных показателей. В процессе апробации были получены ориентировочные нормативные показатели, которые составляют 30 – 32 балла. То есть ребёнка, демонстрирующего в ситуации его присутствия в образовательном учреждении, по мнению педагога, негативные проявления (по анализируемым показателям), суммарно более чем 32 балла, следует рассматривать в группе риска по необходимости организации для него специальных условий образования и «запуска» комплексного психолого – педагогического сопровождения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Эмоции ребенка....
Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста
Эмоции ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-202304-1360776307.jpg)
Оценка особенностей развития детей дошкольного возраста
Вам предлагается оценить выраженность признака развития ребёнка. Это поможет эффективно организовать психологическое сопровождение....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-598803-1424698128.jpg)
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.
Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-679923-1480844489.jpg)
Образец бланка "Педагогическая характеристика (оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста)"
Образец бланка психологической характеристики особенностей ребенка для педагогов- психологов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/30/picture-316277-1703947871.jpg)
Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста
Оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста...
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)
Оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска»....