Педагогический проект по теме самообразования «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_graficheskie_navyki.docx | 867.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
Разработчик: Шишова Ольга Владимировна
Воспитатель
г. Югорск
2019г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1.Актуальность …………………………………………… 6
2.Этапы проекта……………………………………………… 9
3.Механизмы реализации проекта………………………………… 11
4.Ожидаемые результаты……………………………………………13
5.Описание реализации проектной деятельности……………… ..13
6.Результаты …………… 15
Список использованных источников……………………………….17
Приложение………………………………………………………… 18
Аннотация проекта
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга».
И. П. Павлов
Задумываясь о том, как же лучше подготовить своих детей к поступлению в школу, многие родители делают упор, как правило на обучение чтению и счету. Они не знают, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Для того чтобы ребята при поступлении в школу умело пользовались карандашом и ручкой, кистью, им необходимо развивать графические навыки, а также необходимо выполнять специальные упражнения, которые направленны на укрепление подвижности пальцев и координации движений руки. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности. Проблема формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста становится особенно актуальной при подготовки к школе.
Графические навыки-это определенные привычные положения и движения рисующей (пишущей) руки, позволяющие изображать навыки и их соединения.
Под графическими навыками подразумевается: владение карандашом, умение обводить, штриховать, рисовать, соединять по точкам, выполнять графические диктанты.
Данная работа посвящена развитию графических навыков как средству подготовки детей к школе.
Сроки реализации: проект долгосрочный октябрь 2019- май 2020год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе» |
Автор проекта | Шишова О.В., воспитатель |
Вид проекта | практико-ориентированный |
По содержанию | социально - педагогический |
Целевая аудитория | Воспитанники подготовительной к группы №10 воспитатели; родители. |
Сроки реализации проекта | октябрь 2019г. – май 2020г |
Актуальность | Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и графическим навыкам, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. |
Цель проекта: | Повышение эффективности работы по развитию графических навыков при подготовки детей к школе. |
Задачи проекта | 1.Разработать перспективный план работы по развитию графических навыков у детей подготовительной к школе группе. 2. Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки. 3. Формировать у детей терпение, самостоятельность, усидчивость, желание выполнять задания. 4.Развивать зрительно- моторную координацию, внимание, мышление, память, слуховое восприятие, речь. 5.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 6.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию графических навыков у детей подготовительной к школе группы. 7. Привлекать родителей к участию в жизни детей в ДОУ. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи. |
Гипотеза | «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе» будет проходить более успешно если: - создать условия для их развития через различные упражнения и задания; - в семье будут создавать благоприятные условия для проведения работы с детьми по развитию графических навыков. |
Методы работы | - исследовательские: наблюдения; - наглядные показ, наблюдение, образец. - словесные: объяснения, беседы, указания, словесные инструкции; -игровые: самомассаж кистей рук с помощью подручных материалов; пальчиковые игры -творческие: игровые упражнения; задания (рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты, графические диктанты, дорисовка, выполнение поделок, и т. д) |
Ожидаемый результат | Дети научатся: -штриховать простые предметы в разном направлении; - обводить предметы по контуру карандашом плавным непрерывным движением; - ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; -ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе; - научатся писать простейшие графические диктанты. - Расширится кругозор родителей о влиянии игр, заданий и упражнений на развитие графических навыков; - Родители будут дома выполнять с детьми задания используя рабочие тетради. |
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.» Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Мария Монтессори говорила: «Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий». Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальцев ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
Актуальность моей работы заключается в целенаправленной и систематической работе по развитию графических навыков с детьми подготовительной к школе группе с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, использованию развивающих тетрадей в работе с детьми в детском саду и дома. Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Данная работа посвящена «Развитию графических навыков как средству подготовки детей к школе»
Проблема: Наблюдая за детьми во время организованной деятельности, я заметила:
- что многие ребята при работе с ручкой неправильно её держат, сильно на неё давят;
- во время выполнения задания (штриховки или рисования) многие дети постоянно поворачивают лист или тетрадь;
- не могут ориентироваться на листе бумаги.
Выявив проблему, я определила тему моей работы по самообразованию
на 2019-2020 год - «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
Объект: мелкая моторика рук, графические навыки
Предмет: работы детей, графические умения
Цель: Повышение эффективности работы по развитию графических навыков при подготовки детей к школе.
Задачи: 1.Разработать перспективный план работы по развитию графических навыков у детей подготовительной к школе группе.
2. Помочь детям подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки.
3. Формировать у детей терпение, самостоятельность, усидчивость, желание выполнять задания.
4.Развивать зрительно- моторную координацию, внимание, мышление, память, слуховое восприятие, речь.
5.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
6.Повышать уровень педагогической компетентности родителей по развитию графических навыков у детей подготовительной к школе группы.
7. Привлекать родителей к участию в жизни детей в ДОУ.
Свою работу по «Развитию графических навыков как средство подготовки детей к школе» строю исходя из следующих принципов:
принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему;
принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность; подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности;
принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении;
принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей;
принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития;
комплексно-тематический принцип - сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью;
принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Тип проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: октябрь 2019г. – май 2020г.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы № 10; воспитатели; родители.
Содержание реализации проекта
Для реализации проекта использовала следующие формы работы по развитию моторики рук и графических навыков:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем), «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
• игры с различными видами конструкторов
• рисование: по трафаретам; по клеточкам, по точкам, штриховка
• рисование карандашами, мелками, красками
•работа с бумагой (аппликации, оригами)
•лепка из пластилина, соленого теста
• игры с мелкими игрушками, фасолью, кенетическим песком
• шнуровка, пуговицы, прищепки, счетные палочки;
• паззлы, мозаики, математические планшеты;
2. Этапы реализации проекта.
Проект «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе» Срок реализации 2019-2020 год.
- I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный):
- II этап – внедренческий (основной)
- III этап – итоговый (обобщающий)
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Формы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный): | ||||
1 | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Проведение диагностики «Определение развития графического навыка» (по критериям Н. В. Нижегородцевой). 3. Разработка перспективного планирования с детьми. 4. Организация предметно – развивающей среды. | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Сбор информации по данной теме. Изучение литературы; Проведение диагностики «Определение развития графического навыка» (по критериям Н. В. Нижегородцевой). Подбор заданий и упражнений для развития графических навыков. Разработка плана мероприятий Подбор методических пособий Обследование детей на начало учебного года; Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме. | Октябрь 2019г. | Воспитатели |
II этап. Внедренческий (основной) | ||||
2 | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми с учетом интеграции образовательных областей.
Сотрудничество с родителями. | массаж кистей рук; печатные развивающие тетради игры с различными видами конструкторов рисование: по трафаретам; по клеточкам, по точкам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии), графические диктанты; рисование карандашами, мелками, красками работа с бумагой (аппликации, оригами) лепка из пластилина, соленого теста игры с мелкими игрушками, фасолью, кенетическим песком шнуровка, пуговицы, прищепки, счетные палочки; паззлы, мозаики, математические планшеты; Привлечение родителей в работе над проектом. Проведение бесед, консультаций, родительского собрания Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек. Разработка рекомендаций для родителей по развитию графических навыков Индивидуальные беседы Подбор заданий и упражнений, помощь в пополнении развивающей среды, приобретении развивающих тетрадей, изготовлении дидактических пособий. | Ноябрь 2019г. - Май 2020г. | Воспитатели |
III этап. Обобщающий | ||||
3. | 1. Проведение диагностики «Определение развития графического навыка» (по критериям Н. В. Нижегородцевой) на конец года. 2.Сравнительный результат анализов 3. Перспективы | 1. Наблюдение, игры, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец эксперимента 2. Провести анализ полученных результатов Определить эффективность проведённой работы Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, размещение на сайтах. Презентация опыта для педагогов и родителей; Оформление проектной деятельности; | Май 2020г. | Воспитатели |
3. Механизм реализации проекта.
Проект «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе» - срок реализации 2019 - 2020 год.
Перспективный план работы с детьми
подготовительной к школе группы № 10.
Октябрь
1. Выполнение штриховки
2. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем)
3. «Дорисуй рисунок» (по принципу симметрии)
4. Игры с математическими планшетами
Ноябрь
1. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем),
2. рисование карандашами.
3. лепка из пластилина
4.Конструирование из мелкого строителя.
5. работа с бумагой (аппликации ко дню Матери)
Декабрь
1. Игры с математическими планшетами.
2. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем), 3. Рисование: мелками, красками.
4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая). 5. печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
Январь
1 печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем).
2. лепка из пластилина (по- замыслу). 3. «Дорисуй рисунок» (по принципу- симметрии) 4. Выкладывание фигур животных из геометрических фигур. 5.печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
Февраль
1. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем),
2. печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
3. рисование: по трафаретам; точкам
4. работа с бумагой (аппликация) Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества»
5. игры с различными видами конструкторов
Март
1. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем)
2. «Подарок для мамы» изготовление цветов к8 марта
3. Конструирование из счетных палочек: «Елочка», «Домик».
4. печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты). 5. работа с бумагой в технике «Оригами» - «Подснежники»
Апрель
1. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем)
2. «Ракета» - лепка из пластилина
3. Выкладывание человека из геометрических фигур «Весёлые человечки»
4.Конструирование из бумага в технике «Оригами» «Ракета»,
5. печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
Май
1. «Парад победы» конструирование военной техники
2. печатные развивающие тетради О. Жукова «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем)
3.Изготовление открыток, поделок в технике «Оригами», рисунков ко дню Победы
4. печатные развивающие тетради «Нарисуй-ка» Л. Морозова (графические диктанты).
Работа с родителями
Месяц | Содержание работы |
Октябрь | Беседы с родителями: «Тетради, рекомендованные родителям для развития графических навыков детей в домашних условиях» |
Ноябрь | Круглый стол «Давайте поиграем» (Графический диктант, поделка в технике «Оригами» «Голубь»). |
Декабрь | Консультация: «Большая польза от мелкой моторики» |
Январь | Памятки «Игры и упражнения для развития графических навыков |
Февраль | Консультация «Значение готовности детей к обучению в школе» |
Март | Выставка поделок, открыток к празднику 8 марта |
Апрель | Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Май | Родительское собрание: презентация результатов реализации проекта «Графические навыки как средство подготовки детей к школе» |
4.Ожидаемые результаты:
Ожидаемый результат по проекту «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
К концу года у детей пальцы станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;
Повысится интерес детей к выполнению:
- заданий в печатных развивающих тетрадях;
- выполнению штриховки в разных направлениях; обводить предметы по контуру;
- раскрашивании рисунков карандашами, мелками не выходя за контур;
- ориентировки на листе бумаги в клетку, проводить вертикальные и горизонтальные линии; ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать рисунок на листе;
- выполнять графические диктанты
Расширится кругозор родителей о необходимости развития графических навыков; о влиянии игр и упражнений.
Родители будут выполнять задания дома с детьми используя развивающие тетради, участвовать в выставках, конкурсах.
Описание реализация проекта «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе» - срок реализации 2019 - 2020 год.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата. Была подобрана и изучена литература по теме: «Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе»
На основе использованной литературы разработала перспективный план по развитию ручной умелости и графических навыков
Использовала в своей работе пособие Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет; Г. В. Беззубцевой, Т. Н. Андриевской «Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет»»
методические рекомендации А. Е. Белой, Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»; В. Цвынтарнного «Играем пальчиками и развиваем речь».
В группе создала необходимую предметно-развивающую среду, приобрели игры и пособия для развития мелкой моторики, развивающие тетради при помощи родителей.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: вкладыши различного типа, паззлы, матрешки, мелкая мозаика, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, различные виды конструктора («Лего»-с мелкими деталями; металлический, пластмассовый); разноцветные пуговицы, прищепки, различные виды шнуровки, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики.
Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом (играми с разноцветными крышечками, пуговицами, прищепками и т.д.)
Началом моей работы над педагогическим проектом, стала проведенная диагностика на определение развития графического навыка (по критериям Н. В. Нижегородцевой). Целью диагностики развития графических навыков является выявление актуального уровня развития детей. Определение развития графического навыка даёт возможность правильно спланировать свою работу.
Диагностика, предложенная детям состояла из 8 заданий. Дети выполняли задания следуя инструкции. (приложение №1).
Результаты диагностики распределились следующим образом: из 25 детей.
Критерии оценки делятся на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Высокий уровень - 3 детей - 12%
Выше среднего – 10 детей – 40%
Средний - 8 детей – 32 %
Ниже среднего – 4 детей – 16%
Низкий – 0
В мае 2020 года, была проведена повторная диагностика с теми же заданиями что и вначале, с целью выявления результатов. Результаты были таковы, из 25 детей:
Критерии оценки делятся на пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Высокий - 7 детей - 28 %.
Выше среднего- 12 детей – 48 %
Средний - 6 детей – 24 %.
Ниже среднего - 0
Низкий - 0
Соотношение результатов реализации этапа проекта:
Уровень развития | Начало года | Конец года |
Высокий | 3 -12% | 7-28% |
Выше среднего | 10 - 40% | 12- 48% |
Средний | 8 – 32% | 6 -14% |
Ниже среднего | 4 -16% | 0 |
Низкий | 0 | 0 |
Данное соотношение в таблице можно представить в виде диаграммы:
Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начиналась с массажа. кистей рук, пальчиковых игр со стихами.
В период реализации проекта на занятиях с детьми включались игры, упражнения, задания на развитие моторики рук, пальчиковая гимнастика, а также физкультминутки.
На основном этапе велась работа с детьми, включающая игры с мелкими игрушками, фасолью, кенетическим песком, шнуровкой, пуговицами, прищепками, счетными палочками. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности.
В совместной деятельности с детьми; использовались развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики, внимания, сформированности сенсорных эталонов, использовались печатные развивающие тетради О. Жуковой «Тренируем пальчики» (Обводим, рисуем, пишем), «Нарисуй-ка» Л. Морозовой (графические диктанты), игры: с различными видами конструкторов, паззлы, мозаики, математические планшеты; рисование карандашами, мелками, красками, работа с бумагой (аппликации, работа с бумагой в технике «оригами») а также лепка из пластилина и соленого теста.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Для родителей провела мастер – класс «Давайте поиграем», где познакомила родителей с упражнениями на развитие графических навыков (графический диктант, ориентировку на листе бумаги, а также изготовление поделки в технике «Оригами»). Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития графических навыков, познакомила родителей с проектом «Развитие графических навыков, как средство подготовки детей к школе» играми и упражнениями, которые использую на занятиях и в свободной деятельности в детском саду по развитию графических навыков в группе, через просмотр презентации. Родителям даны рекомендации по выполнению упражнений на развитие графических навыков в домашних условиях. Изготовила «Информационный стенд для родителей», который содержит рекомендации по развитию графических навыков, и консультации по подготовке детей к школе. «Консультация «Значение готовности детей к обучению в школе»
Цель: Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе со своими детьми. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.
Итоги работы над проектом: Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Результативность
Результаты работы показывают, что данный проект способствует формированию активности в развитии графических навыков. У детей повысился интерес к различным упражнениям и заданиям. Они научились видеть клетку в тетради, рисовать графические узоры, в работе использовать ручку и простой карандаш. Радоваться выполнению заданий, приходить на помощь своим товарищам. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию графических навыков в своей деятельности. Родители утвердились в значимости развития графических навыков.
Заключение
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группе, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
- дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно ручку и карандаш.
- дети проявляли желание и интерес развивая ручную умелость, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие графических навыков (обведение рисунка по точкам, рисование по клеточкам, выполнение графического диктанта и т.д.)
- возросла активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память; усидчивость.
- большой интерес у детей проявился в конструировании из разных видов конструктора, а также в рисовании и в работе с бумагой в технике «оригами», проводимые с детьми игры и упражнения я интегрировала с различными видами деятельности.
- удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии педагога с родителями. Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень интересовали;
- родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить игры и упражнения в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.
Перспектива
В дальнейшем я планирую продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать у детей развитию самостоятельности, а также формированию интереса к различным видам деятельности. по развитию графических навыков у детей.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Накопить материал по данной теме.
Список использованных источников:
1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
2 Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.» пособие для педагогов дошкольных учреждений.
3. Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская «Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет» / Г. В. Беззубцева, Т. Н. Андриевская – М.: ГНОМ и Д,2004.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры у упражнения / С.Е. Большакова.- М.: ТЦ Сфера,2005
5.Гаврина С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гаврина, Н .Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербина- Ярославль: Академия развития,2005.
6. А.Е. Белая, Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
7.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. № 6., 2006. – с.14-16.
8.Т. А. Ткаченко Большая книга мелкой моторики. М.: «Эксмо», 2012. -120с
9.О. Жукова Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. М.: АСТ 2010.
10. Л. Морозова «Нарисуй-ка» Клеточка за клеточкой. Вып.1/ Л. Морозова. –М.: Яуза- Пресс, 2007.
Приложение 1.
Определение развития графического навыка (по критериям Н. В. Нижегородцевой).
Исследование графических навыков.
Инструкция:
1. «Проведи прямую линию».
2. «Проведи прямую линию слева направо».
3. «Проведи прямую линию сверху вниз».
4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».
5. «Соедини точки».
6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).
Критерии оценки:
4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;
3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;
2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макро графии;
0 баллов - задание не выполняется.
Приложение 2
Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей.
1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5
предложений?
6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
11. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
17. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры,
морковь, лук)?
18. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста, если оно составляет 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
Приложение 3
Графический диктант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...
Консультация для родителей: «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму»
Консультация для родителей: "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму"...
Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"
Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...
Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».
Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....
Консультация для педагогов по теме самообразования " Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Фотоотчет по теме самообразования "Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе "
Фотоотчет по теме самообразования "Развитие графических навыков как средство подготовки детей к школе "...