Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) на тему:
    План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

    Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна

    развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важной для подготовки детей усвоению знаний является формирование логического  мышления.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребёнка – детский сад

    г. Покачи

    План работы по самообразованию воспитателя  

    Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны

    на 2018-2019 учебный  год.

    По теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе  и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

    Актуальность: развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важной для подготовки детей усвоению знаний является формирование логического  мышления.

    Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы  обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников.

    Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    Создание  необходимого  положительного психологического настроя. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    1. Образовательная:  расширить кругозор детей через ознакомление детей с игрой в шахматы;

    2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, тренировать память и внимание. 3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.

    Основной задачей педагога является формирование особых способов отношений между партнерами (игроками, соперниками), восприятия и передачи эмоционального  настроения и характера  через игру в шахматы и  взаимодействия между партнерами по игре.

     Вопросы изучения:

    • изучить методическую литературу
    • изучить приемы и методы обучения детей игре в шахматы,  повышение эффективности мыслительных способностей детей дошкольного возраста
    • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать
    • сетевые ресурсы
    • осмыслить возможности построения авторской системы Игоря Сухина.
    • обогатить материально-техническую базу группы установить творческое сообщество педагога, родителей и детей по ознакомлению и обучению игре в шахматы.

    Предполагаемый результат: обогащение собственных теоретических знаний и практического опыта использования методов и приемов обучения игре в шахматы  в работе с детьми, родителями и педагогами.

    Ожидаемые результаты:

    У детей развита монологическая речь (в т.ч. и «внутренняя»),  развита эмоциональная сфера общения (дети более уравновешенны, т.е. спокойно относятся к своим неудачам,  и уверенными в себе), повысилась внутренняя мотивация к учебной деятельности

    Организационный:

    • Изучение нормативно - правовой базы, изучение научно – методической литературы по теме самообразования.
    • Изучение прогрессивного мирового опыта по проблеме.
    • Изучение литературы по теме «шахматы с детского сада».

    Практический:

    • изучение литературы (список приложен);
    • курсы повышения квалификации «Обучение шахматам как интеллектуальное развитие ребенка», 72ч., г. Пермь «ОЦ Каменный город» 2017г.
    • применение новых приемов и методов (соответствующий подбор методик и составление комплекса);
    • подготовка материала для распространения опыта работы;

    Обобщающий:

    • Подведение итогов работы по теме. 2018-2019 г
    • Оформление результатов по теме.
    • Распространение опыта.
    • Использование опыта в дальнейшей работе.

    Литература для изучения:

    1. И.Г.Сухин "Удивительные приключения в Шахматной стране".

    2. И.Г.Сухин программа "Шахматы, первый год".

    3.  В. Гришин и Е. Ильин “Шахматная азбука” (М., Детская литература, 1980).

    4. Ю. Авербаха и М. Бейлина  “Путешествие в шахматное королевство” (ФиС, 1988),

    5. Е. Ильин  «В стране деревянных королей» (М., Малыш, 1985).

    6. С. Прокофьев, Г. Сапгир “Приключение Пешки” (М., ФиС, 1987).

    7. В. Зак,  Я. Длуголенский “Я играю в шахматы” (Л., Детская литература, 1985).

    СЕНТЯБРЬ.

    1        занятие. Шахматные фигуры.

    Цель: Первоначальное знакомство с шахматами. Дети должны запомнить, как называется каждая  из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету (Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король ). Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая".

    2        занятие. Шахматная доска.

    Цель: Продолжить занятие по запоминанию шахматных фигур. Научить расставлять шахматные фигуры на шахматной доске. Знакомство с шахматной доской.( Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Вертикальная линия. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и  игры "Горизонталь", "Вертикаль"). Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".

    3        занятие. Белая ладья.

    Цель: Место ладьи в начальном положении. Начать осваивать ход ладьи. Дидактические задания и игры "На 1 клетку", «На 2 клетки», "Через клетку", "Через 2 клетки", "Большой прыжок".

    4        занятие. Черная ладья

    Цель: Учить брать фигуру противника. Осваивать ход и взятие каждой из фигур. Дидактические игры и задания «Ладья против ладьи», «две ладьи против одной», «две ладьи против двух», "Ограничение подвижности". Играют партию с двумя ладьями против двух.


    ОКТЯБРЬ.

    1        занятие. Белые слоны. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.

    Цель: Попрактиковаться в игре белым слоном. Дать понятие диагонали и большой диагонали. Показать, что по белым полям ходят белопольные слоны и по черным -чернопольные слоны. Дидактические задания "Через клетку ", "через две клетки ", «Большой пржок» "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

    2        занятие. Черные слоны.

    Цель: Поиграть 8*8 полей одноцветными слонами. Учить не ставить своего слона под под бои, а также бить слона противника. Поиграть двумя слонами против одного, двумя против двух. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

    3        занятие. Ладья против слона.

    Цель: Игра на ладьями против слона и слоном против ладьи. Учить такой последовательности выбора хода:

    1. смотрим, нельзя ли побить фигуру противника;
    2. Выяснить, нельзя ли своей фигурой сделать такой ход, после которого противник не имеет своей фигурой ни одного хорошего хода;

    3.        Определим, не ставим ли мы свою фигуру под бой;
    1.   Делаем ход.

    Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Зашита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

    4 занятие. Белый ферзь.

    Цель: Место ферзя в начальном положении. Учить воспроизводить ход ферзя Ферзь -тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".


    НОЯБРЬ.

    1        занятие. Черный ферзь

    Цель: Игра ферзем против ферзя: белыми против черного. Дидактические игры «На одну клетку», «Через клетку», «Большой прыжок», "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

    2        занятие. Ферзь против ладьи и слона

    Цель: Учить играть ферзем против ладьи, ладьёй против ферзя; ферзём против слона, слоном против ферзя. . Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита котрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

    3 занятие. Белый король.

    Цель: Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игры «Задача направления», «По всем углам», "Игра на уничтожение" (король против короля).

    4 занятие. Бей король.

    Цель: Учить сражаться королем против короля и королём против других фигур. . Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона), "Ограничение подвижности".


    ДЕКАБРЬ.

    1        занятие. Белая пешка

    Цель: Место пешки в начальном положении. Ход нешки, взятие. Взятие на проходе. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин". Дидактические игры «Чемпион», «Кто первый», «На второй и третьей», «Весь отряд - восемь ряд».

    2        занятие. Превращение пешки.

    Цель: Учить превращать пешку в ферзя, ладью, слона, коня.

    Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

    3        занятие. Бьём наискосок.

    Цель: Освоить тонкости игры с пешками. Пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. Если поле перед фишками занято другими фигурами, хода нет. Пешки идут только вперёд.

    Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона), "Ограничение подвижности".

    4        занятие. Игра продолжается.

    Цель: Закреплять навыки игры с пешками и другими фигурами. Практиковаться в разыгрывании разных положений. Дидактическая игра "Игра на уничтожение".


    ЯНВАРЬ.

    1 занятие. Ферзь, король, ладья и слон против пешки.

    Цель: Учить сражаться пешкой против других фигур.

    Дидактические задания "'Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Зашита". Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

    2 занятие. Белый конь.

    Цель: Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Учить ходить конем. Объяснить передвижение коня(два поля прямо, один вбок; или одно поле прямо, два вбок.) Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

    3 занятие, конь против коня.

    Цель: Играть конём против коня. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".


    ФЕВРАЛЬ.

    1        занятие. Ферзь, ладья и слон против коня.

    Цель: Учить сражаться конем против ферзя, ладьи и слона, постепенно оценивать сравнительную силу фигур. Также учить при атаковании одних фигур, ограничивать подвижность других. . Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

    2        занятие. Король и пешка против коня.

    Цель: Рассмотреть варианты положений и ходов при борьбе короля и пешки против коня. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против коня), "Ограничение подвижности".

    3        занятие. Шах.

    Цель: Дать определение понятию «шах». Учить определять, объявлен ли шах в том или ином положении.( Если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю и объявлен шах.) Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

    4 занятие. Ставим шах.

    Цель: Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактические игры "Первый шах", «Два хода».


    МАРТ.

    1 занятие. Не иди король под шах.

    Цель: Учить защищаться от шаха. Ни в коем случае не ставить своего короля под удар и всячески защищаться от шаха. Рассмотреть на шахматной доске некоторые положения, в которых у белых есть лишь один приемлемый ход.

    2 занятие. Умный шах.

    Цель: Предложить пять положений, в которых из двух возможных шахов надо выбрать лучший. Рассмотреть некоторые сложные позиции на тему двойного удара.

    3 занятие. Мат.

    Цель: усвоить понятие «Мат».. Цель игры (Достижение мата - вот цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат, проиграл). Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат»

    4 занятие. Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход.

    Цель: Учить ставить мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры некоторых положений). Дидактическое задание "Мат в один ход".


    АПРЕЛЬ.

    1 занятие. Конь, пешка и король дают мат в один ход.

    Цель: Ставим мат в один ход. Мат в один ход конем, пешкой и королем (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

    2 занятие. Ставим мат.

    Цель: играть по всему комплексу шахматных правил. Игра с ограниченным количеством шахматных фигур. Разыгрываются положения со следующим соотношением сил:

    1. король и ферзь против короля.
    2. король и ладья против короля.
    3. король и две пешки против короля.

    3 занятие. Пат

    Цель: Понятие пат (если при своем ходе ваш король не может сделать ни одного хода, и при этом он не стоит под матом) и ни одна из других фигур не может сдвинуться с места, это пат. Пат это ничья. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

    4 занятие. Рокировка.

    Цель: Рокировка - одновременный ход короля и ладьи. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".(стр. 149)

    МАЙ.

    1 занятие. Шахматная партия.

    Цель: Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том. как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода". Проверка знаний у детей названий шахматных фигур, ход каждой фигуры, повторение правил игры. Самостоятельная расстановка фигур и игра парами.

    2        занятие. Шахматная партия.

    Цель: Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматный турнир.

    3        занятие Шахматная партия.

    Цель: Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Дети играют парами шахматные партии. Шахматный турнир среди мальчиков.

    4        занятие.

    Цель: Повторение программного материала. Шахматный турнир среди детей. Играет пара: самая сильная девочка и самый сильный мальчик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

    Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

    Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

    Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

    Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

    В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

    Самообразование "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

    В условиях реализации ФГОС на этапе завершения дошкольного образования главными целевыми ориентирами являются: любознательность, воображение, наблюдательность, способность к выбору принятию собственны...

    Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

    Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...