Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"
учебно-методический материал (старшая группа)

Фролова Наталья Петровна

Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы84.19 КБ

Предварительный просмотр:

Фролова Наталья Петровна

Управление образования администрации

Грайворонского городского округа

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки,шахматы.

                               Автор опыта: Фролова Наталья Петровна

                        воспитатель МБДОУ «Головчинский

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                        Грайворонского района Белгородской области.

Грайворон

2019

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте ……………………….3

2. Технология опыта …………………………....8

3. Результативность опыта ……………………..10

4. Библиографический список …………………13

5. Приложение к опыту …………………………14

Раздел I

Информация об опыте.

   Условия возникновения и становления опыта

   Опыт возник и создавался на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Головчинский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Грайворонского района, Белгородской области. В нашем образовательном учреждении функционирует 4 группы, 2 младшие разновозрастные группы и 2 старшие разновозрастные группы общей наполняемостью 100 детей.

   Одна из основных задач, стоящих сегодня перед дошкольным образованием - это всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять, но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить.

   Логическое мышление – это один из видов мышления, дающий возможность ребёнку самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

   Исходя из этого, на начальном этапе работы по теме опыта  возникла необходимость в проведении диагностики исследования уровня развития логического мышления у старших дошкольников. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для оценки результатов автор опыта использовала диагностический инструментарий.

   1. Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов)

Цель методики – оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой; выявить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

   2. Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Цель методики – исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению. (Приложение 1).

   По итогам проведенной диагностики педагогом было выявлено, что уровень сформированности, у детей старшего дошкольного возраста, операций логического мышления не достаточно высокий. Воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия).

Рис. 1. Анализ уровней развития логического мышления детей (сентябрь 2017 г.)

   Анкетирование родителей показало, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). (Приложение 2).

   Анализируя результаты диагностики и анкетирования, автор опыта пришел к выводу о необходимости развития у воспитанников логического мышления. Для развития логического мышления дошкольников используют разнообразные дидактические игры, головоломки, смекалки. Игры в шашки и шахматы признаны самыми интеллектуальными играми, которые, прежде всего, стимулируют мыслительную деятельность детей, способствуют их логическому мышлению, развивают пространственное воображение, память и внимание, формируют такое качество, как усидчивость. Еще знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». [18, 95]

   Это и определило тему педагогического опыта «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шахматы, шашки».

   Актуальность опыта.

   Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Развитое логическое мышление позволяет ребёнку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность.

   Формирование у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.

Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

   "Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е.Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. [8, 2]

Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра, как ведущий вид деятельности, стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

   Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.

   Из данного противоречия возникает проблема: каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр, таких как шашки и шахматы,.

   Ведущая педагогическая идея опыта

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шахматы, шашки.

   Новизна опыта

   Новизна опыта заключается в создании клуба по обучению детей игре в шашки и шахматы.

   Длительность работы над опытом

   Работа над опытом охватывает период с 2017 по 2019 год и осуществлялась поэтапно.

I этап - констатирующий: января 2017 – сентябрь 2017 года

- Выявление уровня логического мышления старших  дошкольников при помощи следующих методик: методика «Нелепицы» (Р. С. Немов), методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

- Постановка целей, задач и выбор методов работы.

II этап - формирующий: сентябрь 2017 – январь 2019 года

- Целенаправленная работа со всеми участниками педагогического процесса  по четырем направлениям:

•        Написание программы шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок», разработка сценариев досугов, турниров, викторин, методических рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей;

•        Организованная деятельность с детьми;

•        Взаимодействие с родителями;

•        Методическая деятельность с педагогами.

III этап - контрольный: январь 2019 -апрель 2019 года.

- Повторное выявление уровня логического мышления старших дошкольников, используя туже методику и тест.

- Оценка эффективности форм и методов работы шахматно- шашечного клуба «Шахматёнок».

   Диапазон опыта

   Диапазон опыта представлен системой работы автора опыта по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в игру шашки, шахматы.

   Теоретическая база опыта

   Проблемой развития логического мышления занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М. Берцфаи, М. Монтессори, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Л.А. Венгер А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.А.Менчинская, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Семёнов, Б.М. Кедров, Н.В.Григорян, Л.М.Фридман, Н.А. Подгорецкая и др.

В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики». [14,172]

   Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. [1,14] Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.

   Мышление как процесс познавательной деятельности характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к нему. Осмысление, понимание происходящего вокруг, вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира – результат логического мышления.

   Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
- умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;

- умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;

- умение производить логические операции, осознанно их, аргументируя. [1,3]

Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

Суть логических игр (геометрических конструкторов) состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современные исследования установили, что они являются эффективным средством умственного, в частности логического, развития детей. Логические игры развивают пространственные представления, геометрическое воображение, конструктивное мышление, зрительный контроль своих действий, комбинаторные способности, развивает аналитико-синтетическую и планирующую деятельность, творческие способности, продуктивное мышление сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность  в решении практических и интеллектуальных задач. [12,3]

   Когда в качестве образца используется рисунок предмета или силуэт составляется по замыслу, то для достижения цели дети вынуждены прибегать к мыслительным и практическим пробам. На этом пути детям встречаются ошибки и неудачи. Но это полезный опыт, который многому научит дошкольника. Не стоит искусственно оберегать ребёнка от неудач, подсказывая каждый раз решение. Вместе с ним необходимо преодолевать возможные разочарования, действия, не ведущие к положительному результату. Предлагая варианты игр разной степени сложности, можно поддерживать интерес к игре, достижению результата, учить преодолевать трудности. Взрослый поощряет проявления ребёнком творчества. В результате у него развивается инициативность, активность, способность к сосредоточению, усидчивость. А в активной деятельности, по словам К.Д. Ушинского, ребёнок приобщается к умственному труду. [3,52]

Раздел II

Технология опыта

   Цель педагогического опыта -теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        Для достижения цели автором определены  следующие задачи:

  1. Изучить и провести анализ педагогической и психологической литературы о состоянии проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить вопрос о влиянии игры в шашки и шахматы на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать программу занятий шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок» по обучению игре в шашки и шахматы, направленных на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.

   В начале работы над опытом Фролова Наталья Петровна провела родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательно способностей детей». Она познакомила родителей с результатами анкетирования на тему: «Познавательные способности вашего ребенка». Подготовила консультацию «Игра в шашки и шахматы как средство развития логического мышления» (Приложение 3). Изготовила буклет «Как научить ребёнка играть в шашки», буклет «На шахматной доске» (Приложение 4)

   Для составления перспективного планирования по работе шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок» педагогу необходимо было определить имеющийся уровень знаний и умений детей в игре шашки и определить способность детей к обучению шахматной игре. Для этого использовалась «Диагностика сформированности умения детей играть в шашки» (Приложение 5) и комплекс методик для определения зоны актуального развития каждого ребенка (Приложение 6)

   По результатам первой диагностики большинство (70%) детей имеют низкий уровень сформированных умений играть в шашки. 20% детей имеют некоторые представления, знания об этой игре. Один ребенок показал высокий уровень сформированных умений играть в шашки.

   По результатам второй диагностики 62% детей имеют высокие результаты. Эти дети с большей охотой и желанием будут учиться играть в шахматы и сохранять стабильный интерес в течение длительного времени.

   С учетом результатов диагностики, был составлен план работы шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок», который ориентирован на большинство детей. (Приложение 7)

   Для реализации этого плана автором были поставлены следующие цели:

Обучающие:

1.        обучать основам шашечной и шахматной игры;

2.        обучать простым комбинациям, ходам, теории и практике шашечной и шахматной игры.

Развивающие:

1.        развивать стремление детей к самостоятельности;

2.        развивать умственные способности детей: логическое мышление, умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

1.        воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;

2.        воспитывать такие качества, как настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, силу воли;

3.        выработать у детей умение применять полученные знания на практике.

   В процессе ведения занятий клуба педагог использовала следующие методы: информационно – рецептивный, практический, репродуктивный, метод проблемного обучения, метод творческих заданий.

   Ведущей формой организации обучения является групповая. Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий, игр) и проводятся один раз в неделю по 25 минут. Практическое закрепление материала, в качестве парных и индивидуальных игр с отдельными детьми, проводятся в свободное время, по желанию детей.

   Программа шахматно-шашечного клуба рассчитана на детей 5-7 лет, на 2 года обучения.

   Методическая работа с педагогами.

   Углубленно работая по данной теме, педагог делилась с коллегами приобретенным опытом. Фроловой Н.П. были проведены следующие мероприятия:

  • Консультации: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий», «Играем в шашки»; «Шашки своими руками»;
  • Шашечный турнир среди старших и подготовительных групп детского сада;
  • Семинар «Обучение шашкам и шахматам детей дошкольного возраста»

         ( Приложение 8)

   Взаимодействие с родителями.

   Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить наиболее быстрое и гармоничное влияние на формирование личностных качеств ребенка. Для оказания образовательной помощи родителям, активизации их внимания к вопросам развития личности ребенка использовались следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей с целью привлечения внимания к тому, какую роль играет развитие логического мышления в жизни ребенка- дошкольника.
  • Рубрики в родительских уголках, в которых освещались проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
  • Мастер – класс для родителей : «Шахматы - игра для всех» 

( Приложение 9)

  • Конкурсы для родителей: Выставка поделок и рисунков «Мир шашек глазами детей», «Шахматные фантазии»
  • Создание семейных газет «Как мы проводим отдых с пользой для ума».

Раздел III.

Результативность опыта

   После проведённых занятий шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок» по обучению детей игре в шашки и шахматы, педагогом была проведена диагностика с целью определения уровня сформированности умений играть в шашки и шахматы. Для этого был использован тот же диагностический материал. По результатам диагностики, проведенной в 2019 году, 90% детей, посещающих шахматно-шашечный клуб, имеют высокий уровень сформированных умений играть в шашки, 10% детей имеют средний уровень.

   Сравнительный анализ результатов диагностики за 2017 и 2019 год показал, что все дети, посещающие клуб, в достаточной мере овладели основами шашечной игры. Результаты сравнительного анализа представлены ниже на диаграмме.

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов диагностики (2017 год, 2019 г.)

   Все дети, которые в 2017 году показали высокие результаты в тестировании по методике определения зоны актуального развития ребенка, научились играть в шахматы и сохранили стабильный интерес к этой игре.

   Результативность опыта по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы подтверждают результаты повторной диагностики. Автором опыта был использован такой же диагностический материал для определения уровня логического мышления, как и на начальном этапе.

   Исходя из полученных данных, можно проследить динамику развития логического мышления.

Рис. 3. Анализ уровней развития логического мышления детей (апрель 2019 г.)

   Таким образом, сравнительный анализ результатов диагностического обследования, проведенного на констатирующем и контрольном этапах опыта, показал, что уровень развития логического мышления возрос. Не стало детей с низким уровнем развития логики, увеличилось общее количество детей с высоким уровнем развития логического мышления с 25% на 75%

   Эти данные позволяют сделать вывод, что систематические занятия по обучению игре в шашки и шахматы способствует эффективному развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

   Вывод: Во время работы в МБДОУ «Головчинский ДСКВ «Солнышко» шахматно – шашечного клуба «Шахматёнок» дети стали играть в шашечные и шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шашки и шахматы. Дети, которые овладели игрой стали обучать остальных детей, выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Через знакомство детей с историей шашек и шахмат, расширился кругозор детей. Кроме того, процесс обучения азам шашечной и шахматной игры развил у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). По завершению работы, по обучению игре в шашки и шахматы, дети примут участия в муниципальном этапе регионального фестиваля «Мозаика детства» в номинации «Шахматный турнир.

   Всё это свидетельствует об эффективности организации шахматно – шашечного клуба «Шахматёнок»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-40
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Белоусов, Ю. А. Идеи умственного и физического труда в работах К. Д. Ушинского / Ю. А. Белоусов // Естествознание: исследование и обучение. – Ярославль, 2010. – Ч. 2. – С. 107–111.
  4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991. - 158с
  7. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011)
  8. Заика Е.В. Учитесь мыслить играя // Наука и жизнь. 1991. №4.
  9. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  10. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов.- СПб.: Литера, 2005.
  11. Мисуна С. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание. -2005 - № 8 - 48-52 с.
  12. Омельченко Н. С., Казаков И. С. Развитие логического мышления у старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 20-22.
  13. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей/ Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с
  14. Подопригова, А.С. Краткий психологический словарь / А.С. Подопригова. - М.: Феникс, 2012. - 459 c.
  15. Позин, С.Б. 25 уроков шахмат [текст] / С.Б. Позин.-Екатеринбург:Изд-воУрал.ун-та, 2003. -144с.
  16. Смирнова В. А. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . - 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
  17. Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 — 5 лет. — М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
  18. Сухомлинский В. А. О воспитании / [Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1 - Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн); Методика «Нелепицы» (Р. С. Немов).

Приложение №2 - Анкетирование родителей: «Познавательные способности вашего ребенка».

Приложение №3 - Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Зачем учить ребенка играть в шашки и шахматы»

Приложение № 4 - Буклет «Как научить ребёнка играть в шашки»;

Буклет «На шахматной доске».

Приложение № 5 - Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Приложение №6 - Комплекс методик для определения зоны актуального развития каждого ребенка

Приложение №7 - План работы шахматно-шашечного клуба «Шахматёнок»

Приложение №8 – Программа семинара «Обучение шашкам и шахматам детей дошкольного возраста»

Приложение №9 - Мастер – класс для родителей «Шахматы - игра для всех»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и уражнения.

В статье представлены как теоретические обоснования данной темы, так и рактические советы, игры и упражнения по данной теме. Эта статья будет олезна воспитателям и родителям....

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному конструированию «ТИКО»

Статья для воспитателей ДОУ в старшей группе. Целесообразность развития интеллекта и логического мышления у детей, старшего дошкольного возраста, через систематические занятия по инновационному констр...