Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
учебно-методический материал по математике по теме

Прокопьева Ольга Николаевна

технология опыта и результативность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_o.n.doc564 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №48 «СКАЗКА»

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические  блоки Дьенеша».

                                                                                       Автор опыта:

                                                                  Прокопьева Ольга Николаевна,

                                                                  воспитатель МДОУ ЦРР детский  

                                                                  сад №48 «Сказка» г. Нарьян-Мара

                                                                                                  

Нарьян - Мар

2009

Содержание:

1.Информация об опыте  ………………………………3

2. Технология опыта   ………………………………….8

3.Результативность опыта ……………………………12

4.Библиографический список ………………………...14

5. Приложение к опыту ………………………………. 16

Информация об опыте.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 48 города Нарьян-Мара   Ненецкого автономного округа представляет собой образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).

 В нашем учреждении функционирует 8 групп, которые посещают 174 ребенка. Педагогический коллектив 31 человек, общее количество сотрудников 66 человек.

       Контингент родителей воспитанников ДОУ разнороден и представлен разными социальными слоями: 50% - рабочих в ОАО «Нарьянмарстрой», 8% - рабочих ООО «Нарьянмарнефтегаз». Остальная часть  распределяется на родителей – предпринимателей (5%), матерей – одиночек (13%), преподавателей (7%),  родителей, занятых в сфере торговли (17 %). Взрослые не могут уделять должного внимания детям из-за занятости работой; большинству из них не хватает педагогической грамотности. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени).

        Поэтому автора опыта заинтересовала проблема успешности развития  логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.

        Формирование опыта происходило в процессе работы в старшей Б группе.

        Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики   по определению исходного уровня логического мышления у детей старшей Б группы (Приложение №1).

  Результаты диагностики  уровня логического мышления у детей старшей Б группы показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т.е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети этой группы  не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам,  слабо устанавливают логические связи и закономерности.

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности логического мышления определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша.

1.2. Актуальность опыта

Обнаруживается противоречие  между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка; ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому - растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей нашей группы и интересом педагогов группы к новым формам развития логического мышления у детей. 

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления у дошкольников. При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семьи, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.

1.4. Длительность работы над опытом.

Работа по развитию логического мышления дошкольников была разделена на несколько этапов.

  1. Этап - начальный (констатирующий) - с 2005 г. по 2006 г.
  2. этап - основной (формирующий) - с 2006 г. по 2007 г.
  3. этап - заключительный (контрольный) -  2007 г. по 2008 г.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

На формирующем этапе была проведена апробация блоков Дьенеша.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления у дошкольников на математических учебных занятиях как в детском саду, так и дома.

1.6. Теоретическая база.

Для решения  проблемы развития логического мышления на всех уровнях исследования (от социально-логического до методического) необходима единая концептуальная основа, чётко обозначенные исходные позиции.

Означенной проблемой занимались представители различных направлений человеческой мысли: Сократ, Аристотель, Декарт, Гегель, М.Берцфаи, М.Монтессори, Ж.Пиаже, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Г.С.Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, Н.А.Менчинская,   Д.Б.Эльконин   ,   Н.Н.Семёнов  , Б.М.Кедров ,      Н.В.Григорян ,   Л.М.Фридман ,  Н.А.Подгорецкая  и др.

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду.

     В кратком словаре системы психологических понятий логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».

Проблема развития логического мышления получила широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Опубликованы научные исследования, освещающие данную проблему, теоретически обоснована возможность и необходимость развития логического мышления ребёнка, намечены пути решения задачи. Однако возрастные рамки начала формирования логического мышления чётко не обозначены.

      Мышление как процесс   познавательной   деятельности,  характеризуется      обобщённым       и       опосредованным       отражением действительности. Адекватность психического отражения реальности достигается при гармоничном сочетании и единстве конкретно-чувственного и логического мышления. Каждый психический акт отражения включает в себя два момента: объект и понимание, отношение к   нему.    Осмысление,   понимание   происходящего   вокруг,   вскрытие существенных сторон, связей и явлений окружающего мира – результат логического мышления.

       Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
               - умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
               - умение   определять   взаимосвязь   предмета   и   объектов,   видеть   их изменение во времени;

               - умение   подчиняться   законам   логики,   обнаруживать   на  этой   основе закономерности и тенденции развития,  строить  гипотезы  и  выводить следствия из данных посылок;

               - умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.

      Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.

      На наш взгляд, необходимо дать краткую характеристику логических операций, доступных для детей среднего возраста.

      Сравнение - относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Упорядоченность действий - логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

          Классификация - более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на классы по основанию классификации.

       Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста можно условно разделить на две группы. Методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада, и методики интеллектуального тренинга, которые способствуют комплексному развитию мышления, в том числе и логического, у детей старшего дошкольного возраста, повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе.

       Авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера в 1994 году была разработана специальная программа «Развитие». Её особенность заключалась в выраженной ориентации на развитие умственных способностей и творчества детей в дошкольном возрасте.

       Ко второй группе методик можно отнести методики Дьенеша, Кюизенера и М.Монтессори. Игры и упражнения с использованием блоков  Дьенеша и полочек Кюизенера и Монтессори-материал используются как на занятиях, так и в свободные часы, как в детском саду, так и дома.

1.7. Новизна.

Новизна опыта состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша воспитатель развивает логическое мышление.

  1. Технология опыта

С целью определения влияния блоков Дьенеша на развитие логического мышления у воспитанников МДОУ ЦРР детский сад №48 «Сказка» нами была проведена диагностика. Содержательную сторону исследования составило следующее экспериментальное задание: мы выбрали методику по программе «Детство»: «Диагностика уровня логического мышления». 

В связи с этим была определена цель нашей работы: выявить и изучить успешность развития логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью блоков Дьенеша.

Объект исследования: логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические требования к организации  блоков Дьенеша как средству  развития логического мышления у детей дошкольного возраста. 

Гипотеза исследования: так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством логических игр блоков Дьенеша при условии соблюдения психолого - педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнетивную, мотивационную сферы ребенка путем решения системы логических задач:

  • овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры;
  • объединение воспринимаемых признаков предметов;
  • словесный анализ признаков объекта;
  • группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать специальную (психолого - педагогическую) литературу по проблеме исследования.
  2. Конкретизировать   научное   представление   о   структуре   логического мышления дошкольников.
  3. Определить особенности проявления и развития логического                       мышления в дошкольном возрасте.
  4. Разработать     и     апробировать     систему     математических    игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов.
  5. Изучить влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.  

Методы исследования: 

  • Анализ литературы по данной проблеме.
  • Психолого - педагогическое обследование детей.
  • Проведение констатирующего эксперимента.
  • Обработка результатов эксперимента.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизация структуры   логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психического развития ребенка. Результаты исследования позволят на теоретической основе определять практические критерии сформированности логического мышления дошкольников, расширят представления о роли математических игр блоков Дьенеша в процессе развития логического мышления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что  результаты направлены на совершенствование процесса развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте, на определение методов, с помощью которых изучается развитость структурных компонентов логического мышления и их взаимосвязь. Вскрытые резервы развития логического мышления послужат реальной предпосылкой обновления образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

      Проведя диагностику, мы получили следующие результаты: развитие логического мышления у 42% детей находится на низком уровне, 50 % детей находятся на среднем уровне, 8% детей - на высоком уровне (Приложение №1).

       Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно развито логическое мышление. Поэтому для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования дидактического материала «Логические блоки» Дьенеша. Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное пособие - блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Набор логических блоков предназначен для детей от двух- трех лет и состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В комплект входят методические указания с примерами упражнений, которые представлены в форме интересных игр. Число игр с блоками Дьенеша велико.

       Начинают обычно с простого знакомства с блоками. Выкладывают набор, а ребенок играет с ним. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой - маленький", "толстый - тонкий", "такой же""не такой". Для детей постарше предлагаются игры на деление на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

       Для занятий с блоками Дьенеша можно также использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут  служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. С детьми постарше провести занятия Вам помогут пособия «Давайте вместе поиграем» (3-7 лет); «Поиск затонувшего клада»(5-8лет).

     Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы. Дидактический материал способствует развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Логические блоки позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др.

        Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит» (Приложение №5).

       Опыт показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
  • развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • развития творческих способностей.

   В рамках просветительской и профилактической работы с целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития логического мышления детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ был проведен в течение года цикл групповых консультаций:

  • «Логико-математические игры с детьми дошкольного возраста» (семинар–практикум),
  • Понятие о мышлении.
  • Предпосылки развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  • Влияние блоков Дьенеша на  развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

 Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через «Уголки для родителей», работу «Семейного клуба», индивидуальные и коллективные консультации, где в течение года имели возможность познакомиться с материалом об особенностях развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста при помощи блоков Дьенеша.

Формы работы с родителями:

  • Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет.
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
  • Собрания с показом фрагментов занятий с целью обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка.
  • Совместные игры - занятия с детьми и родителями во второй половине дня.
  • Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы.
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления.
  • Разъяснительная и образовательная работа.

  Игры и упражнения с логическими блоками мы предлагаем детям на занятиях. Для закрепления полученных на занятии знаний в группе ДОУ создан уголок развивающих игр, где дети могут в любое время позаниматься.

 Находясь в группе большую часть времени, ребёнок может в удобный момент взять интересующий его материал и без помощи взрослого позаниматься с ним, а затем убедиться в правильности выполнения задания самостоятельно.

     

3. Результативность опыта.

        На заключительной стадии эксперимента в старшей Б группе состоялось повторное диагностирование, включающее ту же методику, что и на констатирующей стадии эксперимента. Полученные данные показали, что в группе  произошли изменения (Приложение № 2).

       Анализ диагностики уровня логического мышления у детей старшей Б группы показал, что  дети находятся на среднем уровне, т.е. все дети этой группы выделяют свойства объекта, группу объектов по определенному признаку, все дети сравнивают предметы по пространственным признакам, хорошо владеют количественными операциями. Также дети этой группы умеют  применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети хорошо умеют  классифицировать предметы по их свойствам,  умеют сравнивать предметы по величине, хорошо устанавливают логические связи и закономерности.

         Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

         а) практически все дети старшей Б группы знакомы с приёмами сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий (семя росток цветок и др.);

                   б) примерно  70% детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;

в) дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима;

     г) работа по развитию мышления на основе логических игр по блокам Дьенеша принесла свои плоды: дети стали более раскрепощенными, у них постепенно развивается чувство юмора. А смеющийся ребенок - это здоровый ребенок.

Библиография:

  1. Аблова B.C. Мышление и философия. М.: Знание, 1999. - 342 с.
  2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: Имма-пресс, 1999. - 96 с.
  3. Артёмов  А.К.   Использование   аналогии   в   обучении   математике  // Начальная школа. - 2000. - №3. - с. 36.
  4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - С-Пб.: Питер, 1997. - 23 с.

       5. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. -320 с. - (Дошкольное воспитание и развитие). 

      6.  Блонский П.П. Память и мышление. // Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. /Под ред. А.В.Петровского. М.: Психология и педагогика, 1979. - с.9-85.

      7. Богуславская   З.М.   Психологические   особенности   познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. // Под ред. А.В.Запорожца, А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1996. - с. 254-268.

  8.  Буре   Р.С.   Вопросы   развития   логического   мышления   в   процессе обучения в начальной школе. Автореферат.С-Пб.: Питер, 2001.-20 с.

      9.  Веклерова   Х.М.   Формирование   логических   структур   у   старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998 - 87 с.  

           10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. –М.,1983. (Развитие речи и мышления: 254-273.) 

     11. Гончаров В. С. Типы мышления и учебная деятельность: Пособие к     спецкурсу. Свердловск, 1988.

     12. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии, 1984. № 2. С. 52 – 60.

     13. Лешунина А.М. Формирование элементарных математических      представлений у дошкольников. - М., 1974.

      14. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада /Пер. с польск. О. А.Павлович. - М. Просвещение, 1981. -159 с., ил.

      15. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. - СПб.

      16. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: «Детство – пресс», 2001- 304 с., ил.

      17.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 С.

      18. Программа воспитания и обучения в детском саду.// Под.ред.    М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. -232 с.

      19. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное   психологическое исследование. // Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.

      20. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детcкого сада. - СПб: «Детство - Пресс», 2001.-128 с., 87 ил.- (Библиотеки   программы «Детство»).

      21. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это  интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений: Методическое пособие для педагогов ДОУ.-112 с.+40 с. цв. ил. - СПб: «Детство –Пресс», 2002. –(Библиотека программы «Детство»).

      22. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.// Под ред. Л.А.Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1985.-272 с., ил.

      23. Немов Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.1.Общие основы психологии.-3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 688 с.

       24. Немов Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.2.Психология образования.-3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 608 с.

      25. Немов Р.С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. Кн.3.Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 632 с.  

        26.  Носова Е. Игры упражнения с логическими блоками/ Е.Серова// Обруч.-2001.-№2.-С.30-31.

       27. Серова З. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений/ З.Серова // Дошкольное воспитание.-1992.-№5-6.- с.31-40.

       28. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центра ВЛАДОС, 2003.- 368 с.

       29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада./ /Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.-291 с.

      30. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.// Пер. с польск. О.А.Павлович. - М.: Просвещение, 1981.-159 с., ил.

      31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

Приложение

  1. Приложение №1 – Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей Б группы (первичная диагностика)
  2. Приложение №2 – Итоговая таблица исследования логического мышления у девочек и мальчиков старшей Б группы (первичная диагностика)
  3. Приложение №3 -Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей Б группы (вторичная диагностика)
  4. Приложение №4 – Итоговая таблица исследования логического мышления у девочек и мальчиков  старшей Б группы (вторичная диагностика)
  5. Приложение №5 – Игры и упражнения с логическими блоками

Приложение 1

Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей Б группы (первичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

14%

43%

43%

Умение синтезировать

24%

38%

38%

Сравнение по величине

14%

43%

43%

Сравнение по форме

24%

38%

38%

Сравнение по количеству

29%

33%

38%

Установление логических связей и закономерностей

24%

38%

38%

Логическое мышление

8%

50%

42%

Заключение по результатам исследования логического мышления детей старшей Б группы.

        Исследование проводилось  по программе «Детство» «Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет  выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.

В исследовании участвовали дети старшей Б группы в количестве 21 человек.

Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду:

  1. Недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 8 (38%), по форме – 8 (38%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 8 (38%),  слабо могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач - 9 (43%).
  2. У них недостаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).
  3.  Дети  плохо умеют  классифицировать предметы по их свойствам -12 (58%).
  4. Недостаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 8 (38%).

Дети этой группы плохо  владеют количественными операциями - 8 (38%);  плохо рассуждают, делают выводы -15 (71%).

  1. Девочки недостаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 9 (43%) по форме – 9 (43%), по   пространственным признакам – 9 (43%); недостаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 5 (45%);  дети не  умеют  классифицировать предметы по их свойствам – 4 (67%); не могут устанавливать логические связи и закономерности – 6 (45%);  не могут рассуждать, делать выводы – 8 (88%).
  2. Мальчики хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 4 (40%) ,  по количеству – 7 (70%) , по пространственным признакам – 6 (60%),  могут применить знания и умения в решении проблемно - игровых и практических задач; у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 5 (50%);  дети  умеют  классифицировать предметы по их свойствам – 6 (60%); устанавливать логические связи и закономерности – 5 (50%). Но мальчики не умеют сравнивать предметы по форме – 4 (40%), плохо рассуждают, делают выводы – 7 (70%).

Вывод по результатам исследования: средний уровень развития логического мышления у детей старшей Б группы -6 (50%), низкий уровень развития логического мышления у детей старшей Б группы -5 (42%).

        

Приложение 2

Итоговая таблица исследования логического мышления у девочек старшей Б группы (первичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

11%

55%

33%

Умение синтезировать

22%

33%

44%

Сравнение по величине

12%

44%

44%

Сравнение по форме

12%

44%

44%

Сравнение по количеству

33%

33%

34%

Установление логических связей и закономерностей

22%

33%

45%

Логическое мышление

12%

67%

21%

Итоговая таблица исследования логического мышления у мальчиков старшей Б группы (первичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

10%

45%

45%

Умение синтезировать

18%

45%

36%

Сравнение по величине

10%

45%

45%

Сравнение по форме

27%

36%

36%

Сравнение по количеству

18%

45%

36%

Установление логических связей и закономерностей

27%

36%

36%

Логическое мышление

1%

72%

27%

Приложение 3

Итоговая таблица исследования логического мышления детей старшей Б группы (вторичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

29%

47%

24%

Умение синтезировать

24%

47%

29%

Сравнение по величине

13%

58%

29%

Сравнение по форме

29%

42%

29%

Сравнение по количеству

33%

38%

29%

Установление логических связей и закономерностей

33%

34%

33%

Логическое мышление

8%

58%

24%

Заключение по результатам исследования логического мышления детей старшей Б группы.

        Исследование проводилось по программе «Детство» «Диагностика уровня логического мышления», которая позволяет  выявить умения детей владеть следующими логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. В исследовании участвовали дети старшей Б группы в количестве 21 человек.

Выводы по результатам исследования логического мышления у детей в детском саду:

  1. Достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 12 (58%), по форме – 9 (42%), по количеству – 8 (38%), по пространственным признакам – 12 (58%).
  2. У них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 11 (52%).
  3. Достаточно хорошо устанавливают логические связи и закономерности – 7 (34%).
  4. Дети этой группы плохо  сравнивают предметы по пространственным признакам – 10 (48%),  плохо умеют  классифицировать предметы по их свойствам -10 (48%) и плохо рассуждают, делают выводы -11 (62%).

  1. Девочки  достаточно хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 4 (40%) по форме – 4 (40%), по количеству – 3 (30%); они не достаточно хорошо сравнивают предметы по пространственным признакам – 6 (60%); устанавливают логические связи, закономерности – 4 (40%), не достаточно хорошо умеют рассуждать, делать выводы – 8 (80%).
  2. Мальчики хорошо умеют выделять свойства объекта, соединять различные элементы в единое целое, сравнивать предметы по величине – 5 (45%) ,  по количеству – 5 (45%) , по пространственным признакам – 5 (45%),  могут применить знания и умения в решении проблемно- игровых и практических задач; у них достаточно хорошо сформированы представления о математических свойствах и закономерностях – 4 (36%);  дети  умеют  классифицировать предметы по их свойствам – 6 (60%); устанавливать логические связи и закономерности – 5 (50%); но мальчики не умеют сравнивать предметы по форме – 4 (40%), плохо рассуждают, делают выводы – 7 (70%).

Вывод по результатам исследования: средний уровень развития логического мышления у детей старшей Б группы -12 (58%).

Приложение 4

Итоговая таблица исследования логического мышления у девочек старшей Б группы (вторичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

20%

50%

30%

Умение синтезировать

30%

30%

40%

Сравнение по величине

20%

40%

40%

Сравнение по форме

20%

40%

40%

Сравнение по количеству

40%

40%

30%

Установление логических связей и закономерностей

30%

30%

40%

Логическое мышление

20%

60%

20%

Итоговая таблица исследования логического мышления у мальчиков старшей Б группы (вторичная диагностика)

высокий

средний

низкий

Умение анализировать

10%

45%

45%

Умение синтезировать

18%

45%

36%

Сравнение по величине

10%

45%

45%

Сравнение по форме

27%

36%

36%

Сравнение по количеству

18%

45%

36%

Установление логических связей и закономерностей

27%

36%

36%

Логическое мышление

1%

72%

27%

Приложение 5

Тема: “Обозначение свойств предметов”

Программное содержание:

1. Закрепить представление о свойствах предметов путём введения символического обозначения свойств.

 2. Закрепить представления о числовом ряде.

 3. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

 4. Продолжать развивать устойчивую вязь между образом свойства и словами, которые его обозначают.

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением большого и маленького дерева, мяча и кубика. Карточки с изображением свойств, набор логических блоков Дьенеша.

Раздаточный материал: набор логических фигур Дьенеша, карточки с изображением свойств, карточки с цифрами от 1 до 10 по количеству детей.

Ход занятия:

     -  К нам рано утром принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней!

- Ребята, посмотрите, что это такое? (выставляю два кубика одинакового цвета, сделанных из одинакового материала, один большой, а другой маленький).

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Что же ещё в этой посылке? (достаю два мяча – одинаковых по размеру и материалу, но разных по цвету).

- Чем они отличаются, а чем похожи?

- Посмотрите, а если взять эти два предмета: мячик и кубик (одинакового размера и цвета). Чем они отличаются, а чем похожи?

- Ребята, подвиньте геометрические фигуры к себе и слушайте задание: возьмите такие две фигуры, которые отличаются по цвету и форме. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. А теперь возьмите фигуры, отличающиеся по цвету и размеру. Витя, чем отличаются твои фигуры? А сейчас возьмите фигуры, отличающиеся по форме и размеру. Саша, чем отличаются твои фигуры, а чем похожи?

- Посмотрите, в этой посылке ещё что-то есть (выставляю на фланелеграфе два дерева). Что это? Чем они отличаются?  Давайте будем обозначать большой предмет значком большой домик, а маленький предмет  маленький домик.

 - Какой значок надо поставить у первого дерева? Почему вы так решили, кто думает по - другому?

- А теперь поиграем с карточками. Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы перед собой будете на месте показывать руками большой и маленький, а тот, кого я вызову, поставит карточку с нужным символом.

    Выставляю один большой круг и два маленьких треугольника, два больших треугольника и квадрата и один маленький круг.

 - Молодцы! С этим заданием вы справились, а теперь давайте поиграем в игру «Большие и маленькие». Вставайте и повторяйте за мной:

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Большие ноги шли по дороге.

Маленькие ручки хлопали в ладошки,

Большие руки хлопали в ладоши.

- Садитесь, продолжим играть в символы. На фланелеграфе выставляю два круга: большой синий и маленький красный.

- Какие знаки здесь необходимо поставить?

- Ребята, а как обозначить цвет? Достаю из посылки карточки.

- А вот карточки, которые обозначают цвет. Поставьте нужные символы под предметами. Молодцы, вы придумали новые символы.

-  Давайте посмотрим, что ещё есть в этой посылке.

Достаю треугольник большой красный, круг маленький синий, квадрат большой жёлтый.

- Ребята, а как же обозначить форму?

-Давайте поиграем в игру «Шифровальщик». Я буду выставлять геометрические фигуры, а вы зашифровывать их с помощью своих карточек-символов

Упражнение повторяется два-три раза.  

-А теперь поиграем наоборот: я зашифрую предмет, а вы должны выбрать из фигур похожую: маленький синий круг. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед, исправьте ошибки.

-А теперь вставайте, мы немного поиграем, шифровальщики любят делать это упражнение, поэтому они всё всегда знают. Повторяйте за мной:

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.        

Семь, восемь – лень отбросим!

- У вас на столах лежат карточки с цифрами. В эту игру играют вдвоем. Проверьте, все ли цифры от 1 до 10 есть у вас, переверните их обратной стороной. По очереди берите по одной карточке и  составьте числовой ряд.

- Ребята, что вы придумали нового сегодня на занятии? Что было самым интересным? Хотите ещё поиграть с символами? А на следующем занятии я расскажу много нового и интересного.

Игры и упражнения с логическими блоками

Игра «Сколько?»

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько…». За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.

Карточки с символами свойств.

 Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств - важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».

Игра «Найди пару»

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки ... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше  парных карточек.

Логические кубики

Материал: 5 кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

Педагогические возможности материала: логические кубики, как и карточки - символы, помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь, будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасывание кубика), а это всегда нравится детям.

Угощение для медвежат.

      Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

     Цель игры:

  1. Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
  2. Понимание слов: «разные», «одинаковые».
  3. Подведение к пониманию отрицания свойств.

     Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье? Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», то правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условии игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

 2 вариант: с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством. Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством. Угощает мишку. «Записывает», как угощал мишку. Например, выбрана карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру : большой, красный треугольник; второе печенье - маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам. В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша. В играх можно использовать логические кубики кроме цифровых. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Художники. 


Материал: «эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков

 Цель игры:

  • развитие умения анализировать форму предметов;
  • развитие умения сравнивать по их свойствам;
  • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции ).

      Описание игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали), - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена, - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В  конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Магазин.

    Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.
     Цель игры: 

  1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
  2. Развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
             

Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить: выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Украсим елку бусами.

       Материал: изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
   
  Цель:

  1. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
  2. Умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.

             Описание игры: надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка - маленький желтый круг, вторая - большой желтый квадрат, третья - маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Архитекторы.

      Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1. Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам, откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос: «красный?» отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом, к концу наш блок будет синим квадратным большим.
Таким образом, весь наш строительный материал будет не красным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2 (идея игр принадлежит О.Финкельштейну).

Логический поезд.

Материал:

  • Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
  • На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
  • 4 вагона .
  • Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами.
  • Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.
    Цель игры:

               1.   Развитие способности к логическим действиям и операциям.

2. Умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.

3. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

4. Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.

Описание игры: 

В игре может участвовать вся подгруппа детей: 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий.

           Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3.  Значит,  его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом, все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
* Перевозка груза: свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне (от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма: он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник). Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания. Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груз.

 Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т.д.). Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид (шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

Мозаика цифр.


          Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров;12 числовых карточек.

Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина);15 предметных карточек; блоки Дьенеша

Цель игры:

  • Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
  • Умение выбирать блоки по заданным свойствам.
  • Закрепление навыков вычислительной деятельности.

       

Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно, блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

 

ПОМОЖЕМ БЕЛОЧКЕ

ЦЕЛЬ: развитие умений выявлять свойства предметов и абстрагировать их, находить устойчивую связь между свойством и словом.

МАТЕРИАЛ: блоки, непрозрачные мешочки по числу участников.

РУКОВОДСТВО: вначале у играющих 12 блоков (разных по форме и цвету, но одинаковых по размеру и толщине). Дети раскладывают по групповой комнате блоки-грибы, получают мешочки. Воспитатель сообщает игровую задачу: «Надо помочь белочке собрать на зиму все грибы с квадратными шляпками, соблюдая правило: как найдете такой гриб, быстро прячьте его в мешочек». По сигналу взрослого дети начинают собирать блоки. По окончании проверяют «урожай» каждого.

При повторении упражнения взрослый называет другие свойства, меняет персонажей, которым следует помочь, приписывает блокам другие образные значения, (цветы, листочки, рыбки и т.д.).

Воспитатель постепенно увеличивает количество блоков, добавляя новые различительные свойства (размер и толщину) и усложняет задачу: указывает два свойства, на которые должны ориентироваться играющие при выполнении задания. Например: синие круглые, красные большие, треугольные маленькие желтые толстые. Наиболее развитым детям можно предложить задачу, которая требует учета трех свойств. Например: собрать все синие круглые большие или красные квадратные маленькие, или же желтые треугольные толстые блоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша»

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность, верно улавливать причинно &ndash...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

laquo; Развитие логического мышленияу детей старшего дошкольного возрастачерез использованиядидактических игр и упражнений»...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

Доклад на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»...