Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и уражнения.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кудряшова Елена Юрьевна

В статье представлены как теоретические обоснования данной темы, так и рактические советы, игры и упражнения по данной теме. Эта статья будет олезна воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodobedinenie.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума.

   Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?

   Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.

   Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Теме формирования мыслительных операций посвящены исследования Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже,  Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Венгераи др.

   У детей дошкольного возраста развитие мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

   Существует ряд методик для диагностики мышления.

1)Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейн (для детей 6-7 лет)*

Цель: исследование развития логического мышления, способности к обобщению и установлению причинно-следственных связей.

2) Методика Выготского - Сахарова (модифицированный вариант для детей 5-7 лет) *

Цель: оценка и исследование понятийного развития ребенка — уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака.

3) Методика «Классификация»  Шуберт А.М., Иванова А.Я. (для детей 5-7 лет). *

Цель: изучение словесно-логического мышления. 

4)Методика «Невербальная классификация» Т.Д. Марцинковская (для детей 5-7 лет).

Цель: изучение словесно-логического мышления.

5) Методика «Четвертый лишний» (для детей 5-7 лет). *

Цель: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.

6) Методика «Предложения» А.В.Сазонова (для детей 6 - 7 лет). *

Цель: изучить вербально-логическое мышление: умение обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

7)Методика « Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок» (для детей 6-7лет).

Цель: исследования особенностей мышления — целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста

8)Выбор простых аналогий (для детей 5-7 лет).

Цель: выявление возможности установления логической связи между словами и понятиями.

9) Тест «Самое непохожее» Л.А. Венгер (для детей 5-7 лет).

Цель: выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определение способности ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

   

   Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

   Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий:

- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;

- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;

- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.

       В основу развивающих игр  и упражнений положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

Игры и упражнения для развития логического мышления у детей 5-7 лет

  1. Игра «Назови одним словом».

Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Педагог называет группу слов объединенных по общему признаку, просит ребенка назвать их одним словом.

  1. Игра «Четвертый лишний».

Развивает умение исключать лишний объект (понятие) и классифицировать объекты (понятия)  по общим признакам; развивает словесно-логическое мышление.

Педагог показывает (называет) детям четыре разные объекта (понятия). Дети должны назвать лишний объект (понятие)  и обосновать свою точку зрения.

3. Игра «Чем похожи,  чем отличаются» («Сравни объекты, понятия»).

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Необходимо подобрать пару различных картинок или же пары слов обозначающих изображенные на них предметы или явления.

4. Игра «Найди закономерность». 

Направлена на развитие визуального, понятийного, интуитивного мышления, умение систематизировать, обобщать вербально предметы.

Перед ребенком выкладывают карточку с 9 квадратами, 8 из которых заполнены предметами, 9 пустой. Ребенку нужно выбрать из 3 подходящую картинку и поставить ее в пустую клетку.

5. Игра «Ассоциация». 

В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Педагог говорит одно слово, оно будет главным. Потом прочитает еще ряд других, которые относятся к этому слову. Задача детей – назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись.

6. Игра «Что сначала, что потом». (серия сюжетных картин).

Развивает умение устанавливать причинно-следственные связи. Ребенку предлагается выложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала нужно разложить сюжеты из 4,6,8,10 картинок. Затем составить развернутый рассказ.

7. Игра «Выложи последовательность» («Эволюция вещей»).

Развивает умение устанавливать причинно-следственные связи.  Ведущий отбирает карточки одного сюжета и предлагает разложить их в нужном порядке. Что было в начале, что потом, что произвели. Затем ведущий предлагает придумать историю приготовления продукта или последовательность явлений времени года.

8. Игра «Разложи на группы».

Игра направления на развитие умения классифицировать объекты. Ребенок должен разложить 24 предметные карточки по разным классификационным группам (по цвету-форме-размеру; по климатическим зонам; по первому звуку в слове и т.д.)

9. Игра «Выложи модель».

Игра развивает умение анализировать и выполнять умозаключения. Детям предлагается выбрать, из предложенных предметных картинок, и выложить модель птицы, насекомого и т.д.

10. Игра «Заполни квадрат».

В этой игре дети учатся анализировать информацию и классифицировать объекты  по различным признакам. Игрок должен заполнить клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся (например, по цвету, и по форме).

11.Игра «Занимательные квадраты».

Игра закрепляет навыки сложения, математические действия. В начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

12. Игра «Логические таблицы»

Способствует развитию логического мышления и произвольности внимания. Играющим раздается таблица в верхних клетках и слева изображены признаки, по которым необходимо подобрать объекты.

13. Игры «Логический поезд», «Цепочка».

Направлена на развитие словесно-логического мышления, умения объединять объекты (понятия) по разным признакам, выстраивая разные логические связи. На стол кладется карточка паровоза. Далее все игроки по очереди начинают цеплять к поезду вагончики  (карточки с разными объектами). Нужно найти и объяснить связь между картинками-вагончиками. Каждый ход объясняется ребенком, придумывается обобщающий признак - это может быть форма, цвет, назначение, размер, материал...

Игра «Цепочка» выполняется вербально.

14. Игра «Логический поезд наоборот»

Паровозик собирается так, что карточки кладутся лицевой стороной вниз.
Далее игроки по очереди начинают переворачивать карточки и пытаются придумать связь с предыдущей. Если придумать ничего не удалось, то игрок забирает себе карточку и ход переходит к следующему игроку. И так, пока весь паровозик не будет объяснен. Побеждает тот, у кого накопилось меньше штрафных необъясненных карточек.

15. Игра «Аналогии».

Развивает умение установить причинно-следственные связи между объектами.  Ребенку предлагается подобрать подходящую картинку вместо знака вопроса по аналогии, например, "рыбка - аквариум", "попугай - клетка", и объяснить свой выбор. Затем в эту игру можно играть вербально.

16. Игра «Как это можно использовать?»

Способствует развитию словесно-логического мышления и креативности. Детям предлагается подобрать как можно больше вариантов использования одного из объектов.

17. Игра «Да-нетка».

Развивает умение обобщать и классифицировать объекты по существенным признакам. Ведущий загадывает объект, дети должны задавать вопросы, на которые ведущий может отвечать только «Да» или «Нет». В результате, дети должны отгадать о катком объекте идет речь. Играющие должны задать как можно меньше вопросов.

18. Игра «Второй ряд».

Направлена на развитие умения анализировать. Выложить в ряд 8-10 любых фигур (объектов). Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

19. Игра «Назови слова…» (слова-определения, слова-действия).

Ребенку необходимо назвать как можно больше слов-определений, слов-действий.

20. Игра «Загадалки».

Ведущий-ребенок описывает объект по признакам, а остальные играющие должны отгадать о чем идет речь.

21. Игра «Да и нет не говори».

Ведущий задает играющим вопросы. Игроки, отвечая на вопросы, не должны говорить слова «Да», «Нет», «Черное», «Белое».

22. Игра «Шифровки».

Играющим необходимо расшифровать слова, пословицу по первым буквам слова (по символам) и объяснить их.

23. Игра «Объяснялки».

Одному игроку из команды говорят слово-понятие. Остальные игроки не слышат его. Он должен объяснить следующему игроку, что оно обозначает, не называя его. И так по цепочке.

24. Игра «Тик так бум!».

Каждому игроку дается карточка с заданием. Включаются заводные часы. Пока часы тикают, надо успеть сделать задание.

25. Игра «Логические ходилки».

26. Упражнение «Сколько фигур».

27.Задания с палочками Кюзенера.

28.Упражнения и задания «Блоки Денеша».

29. Упражнения  «Танграмм».

30. Игры и упражнения на перфокартах.

31. Игры и упражнения со счетными палочками.

32. Решение логических задач; логических стихов.

33. Ребусы и головоломки.

34. Детские кроссворды и сканворды.

35. Крестики-нолики 3D.

36. Серия игр «Скоро в школу», «Готов ли ты к школе?».

37. Игра-занятие «Для умников и умниц».

38. Решение проблемных ситуаций.

39. Подборка игр и упражнений для работы в тетради.

Пособия:

  1. «Умный дом».
  2. «Перфокарты».
  3. «Мудрая улитка и гусеница».
  4. «Веселый паровозик».
  5. Лэпбуки.
  6. Логико-малыш.
  7. Морфотаблица.
  8. Круги Луллия.
  9. Умный планшетик.
  10.  Головоломки «Лягушонок и Бабочка».
  11.  Крестики-нолики 3D.
  12.  Звуковые планшеты и плакаты.
  13.  Портфель для умников и умниц.
  14.  Логическая ходилка.
  15.  Картотека логических задач.
  16.  Картотека мультимедийных игр-презентаций, тренажеров, викторин и познавательных видеороликов.

Результатом использования логических игр и упражнений в образовательном процессе является создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей,  самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

« Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использования дидактических игр и упражнений»

    Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умстве...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"

Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у...