Методическая разработка «Альбом диагностических методик для детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Горемыкина Альбина Александровна

Задержка психического развития (ЗПР)-заболевание, достаточно распространненое у детей дошкольного и раннего школьного возраста. В данном альбоме используются методики обследования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom_diagnostik.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Альбом диагностических методик

для детей с ЗПР»

Кемерово 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Диагностика личностной готовности  

  • отношения к себе

Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

  • отношения со сверстниками

Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

  • отношение со взрослыми

          Методика для выявления уровня развития          коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)

Диагностика интеллектуальной готовности (ВПФ)

  • Методика «Сравни картинки»
  • Методика «Запомни картинку»
  • Методика «Изучение зрительной памяти»
    (по методике Векслера)

Диагностика социально-коммуникативной готовности (взаимодействие с коллективом)

  • «Капитан корабля» (П. Экблад)
  • Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский)

Диагностика эмоциональной готовности

  • Методика «Изучение эмоционального отношения к школе
    для детей 6-7 лет»
  • Методика «Выбери картинки»

Диагностика личностной готовности

  • отношение к себе
  • отношения со сверстниками
  • отношения со взрослыми

Методика «Лесенка»

(В.Г. Щур)

Цель: определение особенностей самооценки (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек; фигурка мальчика или девочки из бумаги.
Описание задания:

Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой»,
«добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый –
трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество
характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы:
«Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. ответы записывают.

Инструкция: 

«Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше –тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята.

На какую ступеньку ты сам себя поставишь?

А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?» (Воспитателя следует назвать по имени-отчеству. Если в
группе два воспитателя, то вопросы следует задать о каждом.)


Обработка данных и оценка результатов: прежде всего, обращают
внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и
неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о
том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Параметры для оценки и возрастные особенности самооценки, приведены в таблице.

Уровень самооценки

Характер производимого выбора

Возрастные особенности

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую
высокую ступеньку; считает, что
мама оценивает его также;
аргументируя свой выбор, ссылается
на мнение взрослого: «Я хороший.
Хороший и больше никакой, это
мама так сказала».

Неадекватно завышенная
самооценка свойственна детям
младшего и среднего
дошкольного возраста: они не
видят своих ошибок, не могут
правильно оценить себя, свои
поступки и действия.

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и
колебаний ставит себя на самую
высокую ступеньку, объясняя свои
действия, называет какие-то свои
недостатки и промахи, но объясняет
их внешними, независящими от него,
причинами, считает, что оценка
взрослых в некоторых случаях может
быть несколько ниже его
собственной: «Я, конечно, хороший,
но иногда ленюсь. Мама говорит, что
я неаккуратный».

Самооценка детей 6-7-летнего
возраста становится уже более
реалистичной, в привычных
ситуациях и привычных видах
деятельности приближается к
адекватной. В незнакомой
ситуации и непривычных видах
деятельности их самооценка
завышенная.

Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 3-ю
или 4-ю ступеньку, объясняет свои
действия, ссылаясь на реальные
ситуации и достижения, считает, что
оценка взрослого такая же либо
несколько ниже.

Для детей 7–10 лет адекватной
считается самооценка, при
которой ребенок несколько
положительных качеств отмечает
на верхней части лесенки, а одно-
два качества - в середине лесенки
или несколько ниже.

Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки,
свой выбор не объясняет либо
ссылается на мнение взрослого:
«Мама так сказала».

Для таких детей, как правило,
характерны тревожность,
неуверенность в себе.

Качественный анализ:
1. Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети,
чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
2. Неблагоприятный вариант – дети ставят себя на ступеньках выше,
чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребенком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.
3. Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
4. Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
• об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);
• о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдается за действительное). 

Методика «Левая и правая стороны»
(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на
учет позиции собеседника (партнера).
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ практических действий.
Описание задания: в индивидуальной беседе ребенку задают вопросы, на
которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен
отреагировать действиями.
Инструкция:
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку.
Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою
левую ногу. Правую.
В а р и а н т . Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают,
не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной сверстника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой
стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в
левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Обработка данных: 

  • работа детей анализируется по двум позициям:
    понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация
    на позицию других людей, отличную от собственной;
  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями
    точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Обработка данных и оценка результата: 

низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях;
ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не
учитывает позиции партнера.
Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е.
учитывает отличия позиции другого человека.

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)

Цель: определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми.

Диагностические показатели: взаимодействие с взрослыми.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Материал: игрушки, книги.

Инструкция: 

Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены

игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1

ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.

В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.

Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором

фиксируются шесть показателей поведения детей:

-порядок выбора ситуаций;

-основной объект внимания в первые минуты опыта;

-характер активности по отношению к объекту внимания;

-уровень комфортности во время эксперимента;

-анализ речевых высказываний;

-желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1 ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2 ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3 ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов: Показатели действий детей оцениваются в баллах.

Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний.

Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-

значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению с взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми

оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка с взрослыми

Показатели поведения

Баллы

1

Порядок выбора ситуаций:

Игры, занятия

Чтение книги

Беседа на личные темы

12

3

0

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

Игрушки, книги

Взрослый

12

3

Характер активности по отношению к объекту внимания:

2

Не смотрит

Беглый взгляд

Приближение

Прикосновение

Речевые высказывания

0

1

2

3

4

Уровень комфортности во время эксперимента:

3

Напряжен, скован

Озабочен

Смущен

Спокоен

Раскован

весел

0

1

2

3

4

5

Анализ речевых высказываний детей:

4

По форме:

Ситуативные

Внеситуативные

По теме:

Несоциальные (животные, игрушки, предметы и т.д.)

Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)

По функции:

Просьба о помощи

Вопросы

Высказывания

По содержанию:

Констатирующие высказывания

Высказывания о принадлежности

Оценка мнения

1

2

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Продолжительность деятельности:

5

Минимальная: до 3 минут

Средняя: до 5 минут

Максимальная: до 10 минут

1

2

3

Диагностика интеллектуальной готовности

Методика «Сравни картинки»

Цель: определение объема и степени концентрации внимания.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: наблюдение за процессом выполнения задания и
анализ результата.
Оборудование: две картинки имеющих между собой 10 различий.
Описание задания: ребенку предлагается сравнить две картины,
несложные по сюжету и количеству деталей (например, комната с
обстановкой), одинаковые во всем, кроме заранее предусмотренных десяти
различий: отсутствие или иное расположение какой-либо детали на одной из
этих картин по сравнению с другой.
Инструкция: «Посмотри внимательно и найди различия в картинках».
Обработка данных: подсчитывается количество правильно отмеченных
различий, из них вычитаются ошибки (несущественные различия). Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий.
Оценка результатов: чем ближе полученное частное к 1, тем выше
уровень развития наблюдательности у ребёнка.

                                      Методика «Запомни картинку»

Цель: определение уровня развития зрительного запоминания.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: 20 карточек 5 на 5 см. с изображением различных
предметов. Например: яблоко, самолет, курица, окно, машина, собака, чайник, автобус, хлеб, гусь, ботинок, корабль, шкаф, груша, кошка, стул, карандаш, чашка, платье, ложка.
Описание задания: карточки предъявляются последовательно, на
запоминание одной карточки 5 секунд. После предъявления всех карточек
ребенку предлагается вспомнить, какие изображения он видел. Проверяющий
записывает ответы ребенка.
Инструкция: 

«Я буду показывать тебе картинки, ты должен внимательно
посмотреть и постараться запомнить как можно больше картинок».
Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных
изображений. Отношение этого числа к 20 является показателем зрительного
запоминания.
Оценка результатов: если коэффициент больше 0,6 – это считается
вполне удовлетворительным результатом. Чем выше коэффициент, тем лучше развита память.

Методика «Изучение зрительной памяти»
(по методике Векслера)

Цель: исследование зрительной памяти.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: наблюдение за процессом выполнения задания и
анализ результата.
Оборудование: 4 рисунка.
Описание задания: на каждую из картинок ребенку разрешается
посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.
Обработка данных: баллы начисляются по таблице

Картинка

Правильное выполнение рисунка

Баллы

А

Две перекрещенные линии и два флажка

1

Правильно расположенные флажки

1

Правильный угол пересечения линий

1

Б

Большой квадрат, разделен на 4 части двумя линиями

1

4 маленьких квадрата в большом

1

2 пересекающиеся линии на 4 мелкие квадрата

1

Четыре точки в квадратах

1

Точность в пропорциях

1

В

Большой прямоугольник с маленьким в нём

1

Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника

1

Маленький прямоугольник точно размещен в большом

1

Г

Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю

1

Центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно

1

Фигура правильная за исключением одного неправильно воспроизведенного ула

1

Оценка результатов:

максимальный результат за все задания – 14 баллов.
10–14 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти,
6–9 баллов – средний уровень,
0–5 баллов – низкий уровень.

Диагностика социально-коммуникативной готовности

«Капитан корабля»

(П. Экблад)

Цель: формирование диагностики статуса дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция:

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы:

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в

помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Обработка результатов: Как правило, такие вопросы не вызывают у детей

особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле».

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе.

Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает

определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус).

На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.

При условии, что в группе принимает участие 20 детей, можно судить по следующим баллам:

От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);

От -9-0 баллов – игнорирование (не замечаемые);

От 1-10 баллов – дружба (лидеры);

11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).

Методика «Выбор в действии»

(Я.Л. Коломинский).

Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Диагностические показатели: коммуникативная деятельность со сверстниками.

Инструкция: Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по

группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил. В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребёнка в группе при помощи следующей формулы:

С=  К 100 %

     n−1

С — статус ребёнка в группе, в системе взаимоотношений со

сверстниками;

К — количество привлекательных предметов, полученных ребёнком от товарищей по группе;

n— количество детей в тестируемой группе.

Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее

привлекательных предметов, полученных ребёнком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых данный ребёнок находится со сверстниками.

Обработка результатов:

10 баллов - показатель С ребёнка равен 100%.

8-9 баллов - показатель С находится в пределах от 80% до 99%.

4.5 баллов - показатель С располагается в интервале от 60% до 79%.

4-5 баллов - показатель С находится в пределах от 40% до 59%.

2-3 балла - показатель С располагается в пределах от 20% до 39%.

0-1 балл - показатель С находится в интервале от 0% до 19%.

Диагностика эмоциональной готовности

Методика «Изучение эмоционального отношения к школе
для детей 6-7 лет»

Цель: изучение эмоционального отношения к школе детей 6-7 лет.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: 22 карточки с прилагательными-антонимами (например, хороший – плохой, чистый – грязный, пассивный – активный, добрый – злой, грустный – веселый, быстрый – медленный, сильный – слабый, большой – маленький, тяжелый – легкий, горячий – холодный, решительный – робкий);
Две коробочки с наклеенными картинками: на одной коробочке
нарисованы дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.
Описание задания: перед ребенком ставят 2 коробочки и дают
инструкцию. Далее экспериментатор зачитывает прилагательные и передает карточку ребенку, который помещает ее в одну из коробочек.
Инструкция: 

«Вот это – школьники, они идут в школу, а это –
дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».
Обработка данных: подсчитывают общее число положительных (+) и
отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и
школьника.
Оценка результатов: если больше положительных слов ребенок связал со школой, то можно сделать вывод о наличии позитивной установки к школе.
Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о
преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.


Методика «Выбери картинки»

Цель: изучение эмоционального отношения к школе детей 6–7 лет.
Форма оценивания: индивидуальная.
Метод оценивания: беседа, анализ результата.
Оборудование: картинки, на которых изображены две группы ситуаций. В первую группу входят картинки с изображением здания школы и детей, играющих около школы или идущих в нее; учебные принадлежности, которые необходимы ученикам первого класса; первый класс, дети сидят и слушают учителя; ученик с табелем в руках и т.п. Во второй группе картинки, изображающие игру детей во дворе, игру в футбол, в хоккей, велосипед, автомашина-игрушка, запчасти от машины, отвертки, молоток, различные другие детские игры и игрушки (по красочности картинки одинаковые).
Описание задания:
Первая серия
Все картинки разложены на столе в смешанном виде, и детям предлагается выбрать из них те, которые им нравятся, которые привлекают их больше всего.
После выбора картинок дети должны ответить, почему выбрали ту или иную картинку, чем она их привлекла.
Вторая серия
На столе разложены те же картинки, и детям предлагается выбрать из них несколько штук и составить по ним небольшой рассказ. По предложению педагога ребенок должен составить рассказ и по тем картинкам, которые не выбрал. Если ребенок не хочет или не может этого сделать, он должен объяснить, что ему мешает.
Третья серия
Все картинки на столе. Дети должны выбрать картинки с изображением таких ситуаций, в которых они очень бы хотели участвовать, и ответить, почему их выбрали.
Обработка данных: подсчитывается количество тематических картинок, выбранных ребенком по каждой серии.
Оценка результатов: если ребенок в 3-х сериях выбирает картинки, где изображены «школьные» сюжеты и предметы, то можно сделать вывод о наличии позитивной установки к школе.
Если ребенок выбирает картинку из первой и из второй группы, можно
предположить, что позитивная установка еще не сформировалась в должной мере.
И когда во всех трех сериях ребенок выбирает картинки с игровыми ситуациями, вывод однозначен – негативная установка к школе.
Для исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т.А.Нежновой разработана стандартная беседа с ребенком. Детские ответы также позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка — альбом детских рисунков «С чего начинается Родина?».

В рамках проекта "Мой любимый город" мы совместно с детьми, родителями создали альбом "С чего начинается Родина? ", который хранится теперь в уголке патриотического воспитания.В непосредственно органи...

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Методическая разработка: "Альбом для Жар-Птицы"

Конспект урока по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада...

Методическая разработка" Альбом звукоподражаний, слов и фраз

Как помочь заговорить неговорящему ребенку? В помощь педагогам и родителям составлен «Альбом звукоподражаний, слов и фраз». В «Альбоме звукоподражаний, слов и фраз» для расшире...

методическая разработка "Альбом дидактических игр"

методическая разработка по патриотическому воспитанию  "Альбом дидактических игр"...

методическая разработка "Альбом на липучках"

Альбом «Зимушка - зима» разработан в помощь воспитателям, родителям, способствует совершенствованию знаний детей о зимнем времени года, активизирует словарь по теме «зима», раз...