Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_18g.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства»

Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем: слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием, а также жизнедеятельностью всего организма.

Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование и развитие его восприятия и выработка представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе, качествах и т. д. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия.

Развитие полисенсорного восприятия – зрительного слухового, обонятельного, осязательного, вкусовой чувствительности – необходимо детям с ослабленным зрением и тем более – с глубоким нарушением зрения. При недостаточности зрения у детей полноценный образ предметов формируется искаженно (низкая острота зрения, сужение поля зрения, нарушение цветовосприятия, отсутствие бинокулярного зрения). Поэтому надо развивать сохранные анализаторы: осязание, обоняние, слуховое восприятие, вкусовую чувствительность, которые дополнят зрительный образ.

В предлагаемых мною играх и упражнениях ставится задача научить детей как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке.

Развитие зрительного восприятия слабовидящих дошкольников является одной из первостепенных задач коррекционно-педагогической работы. С этой целью рекомендую проводить игры и упражнения, направленные на активизацию зрительной памяти и зрительного внимания детей, умений с помощью зрения сравнивать предметы и изображения, определять их пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между ними. Это, например, такие игры: «Игрушки пришли в гости», «Какой игрушки не стало?», «Где живут игрушки?», «Какие игрушки поменялись местами?», «Что изменилось у куклы в комнате?».

Строго выделить игры, в которых используется только зрение, без участия других сенсорных функций, невозможно. Почти во всех играх и упражнениях ребенку помогает осязание.

Одновременное привлечение в этих играх зрения и осязания способствует созданию у детей адекватного образа воспринимаемых пространственных признаков и отношений.  Как и в других играх, дошкольники учатся составлять словесные описания предметов и их пространственного расположения.

В играх и упражнениях уделяется также внимание формированию у дошкольников с нарушением зрения понятий «далеко - близко», «дальше -ближе». Например, в играх: «Далеко - близко», «Друг за другом», «Расскажи о предметах», «Катится мяч», «Автогонки». В двух последних дети должны следить за движущимися объектами. Это способствует развитию глазодвигательных функций, тренирует глазомер, помогает восстановлению бинокулярного зрения.

Необходимо научить детей не только различать с помощью зрения и осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения «Найди предметы длинные и короткие», «Что изменилось у куклы в комнате?», «Чем отличается расположение игрушек?» и другие.

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит также в играх «Узнай предмет на ощупь», «Узнай игрушку на ощупь», «Какой игрушки не стало?». Эти и подобные игры сначала нужно проводить с опорой одновременно и на зрение, и на осязание. Когда дети начинают делать это успешно, их нужно научить различать предметы, игрушки, геометрические фигуры только на ощупь (либо с закрытыми глазами, либо располагая предметы за ширмой).

При помощи слуха невозможно непосредственно воспринимать многие пространственные признаки предметов, например, форму, величину, объем. Тем не менее, его значение в пространственной ориентировке слабовидящих детей достаточно велико.

С целью развития возможностей слухового анализатора при ориентировке в пространстве рекомендую проводить такие игры и упражнения, как: «С какой стороны от тебя звучит?», «Найди звучащий предмет», «Узнай по звукам, в каком помещении ты находишься», «Мир вокруг нас в звуках», «В какую сторону от тебя движется звучащий предмет?». Все эти игры и упражнения можно проводить и в помещениях детского сада, и на участке, и на улице во время прогулки, экскурсии.

Для развития слухового восприятия полезно также учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях «Что звучало?», «Найди игрушку, которая звучала». Требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Как и в других играх, детям нужно пользоваться и нарушенным зрением, и различными сохранными анализаторами.

Постепенно на основе непосредственного чувственного контакта с окружающим миром дошкольников нужно научить объединять зрительные и осязательные образы предметов и явлений с их звуковой характеристикой, а также словесно обозначать различные пространственные отношения. В результате на основе полисенсорного восприятия у них создается обобщенный образ окружающего пространства, что также является основой для формирования адекватных пространственных представлений.

Таким образом, проводимые мною игры и игровые упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства помогают детям дошкольного возраста с нарушением зрения значительно успешнее ориентироваться в пространстве. Эти игры и упражнения могут быть использованы и для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались, и как они пользуются ими в повседневной жизни.

Игры и упражнения:

«Какой игрушки не стало?»

Программное содержание: учить детей запоминать (на основе зрительного и осязательного восприятия) игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

«Где живут игрушки?»

Программное содержание: учить детей определять с помощью зрения и осязания расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

«Что изменилось?»

Программное содержание: учить детей определять с помощью зрения и осязания разницу в пространственном расположении игрушек и отражать это в речи соответствующими пространственными терминами.

«Далеко-близко»

Программное содержание: учить детей осмысливать слова «далеко-близко», дальше-ближе» и использовать их в речи.

«Катится мяч»

Программное содержание: учить детей определять с помощью зрения различные направления «от себя» и обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

«Что я делаю?»

Программное содержание: учить дошкольников различать звуки, производимые предметами, соотносить их с действиями взрослого.

Список литературы:

Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников, в которые можно поиграть дома с ребенком.

В данной статье приводятся варианты игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, и в которые можно поиграть дома с ребёнком....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве детей с ТНР.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над,...

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве ...

Математика "Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве"

Уважаемые родители! Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.  Игры и...

«Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве»

Формированию ориентировки в пространстве уделяли серьезное внимание многие психологи и педагоги. В работах Ж.Пиаже, Е.И. Тихеевой, В.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, М.В. Вовчик-Блакитиной...