Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
материал (младшая группа)

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения

на развитие ориентировки в пространстве

«Какая рука?»

На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.

«Покажи правильно»

 Педагог на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).

«Незаконченные изображения»

Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать и назвать,   используя пространственную терминологию.

«Твой путь в детский сад»

Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

«Автомобили»

      По сигналу педагога дети двигаются в различных направлениях, изображая автомобили, изменяя направления движения и скорость.

Варианты:

- каждый ребенок проводит свой автомобиль до автостоянки, пользуясь схемой маршрута.

«Выполни задание»

Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

Варианты:

        определить местоположение отдельных предметов мебели;

        определить местоположение других детей относительно себя;

        определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;

        определить местоположение предметов относительно друг друга;

        расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).

«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»

Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.

«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»

      Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).

«Что где находится?»

Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.

«Откуда и чей голос?»

 Ребенку предлагают встать спиной к детям и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.

«Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.

Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

Варианты:

- разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» и т. д.

«Где что лежит?»

Педагог располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.

Варианты:

        предложить ребенку расположить предметы по инструкции педагога за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;

        по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.

«Фигуры высшего пилотажа»

 Педагог на фланелеграфе показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а дети объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.

«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него).

«Следопыт»

По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.

Варианты:

        дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;

        по тем же правилам игра проводится на улице, в парке, около школы.

«Разведчики»

 По письменной инструкции дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

Пример инструкции:

1. Встаньте у доски, повернувшись к ней спиной.

2. Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

3. Повернитесь налево.

4. Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз. Что видите необычного? Ищите!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по формированию ориентировки в пространстве.

Игры и упражнения для формирования ориентировки в пространстве....

Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве детей с ТНР.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над,...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве детей от 3-х до 7 лет.

Картотека игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве детей от 3-х до 7 лет....

Методическая разработка КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ дошкольников

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ  НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ  И  ВО ВРЕМЕНИ детей дошкольного возраста  поможет педагогогу построить образовательный процесс....

Картотека игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве.

Данный материал полезен, как для педагогов так и для родителей....

Математика "Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве"

Уважаемые родители! Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.  Игры и...

«Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве»

Формированию ориентировки в пространстве уделяли серьезное внимание многие психологи и педагоги. В работах Ж.Пиаже, Е.И. Тихеевой, В.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, М.В. Вовчик-Блакитиной...