Во что можно играть с ребёнком аутистом 6-7 лет?
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Переверзева Алла Николаевна

В статье описаны оособенности игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра, приведены различные варианты игр и даны практические рекомендации по их проведению для педагогов ДОУ и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_2.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Во что можно играть с  ребёнком аутистом 6-7 лет?

Игра является ведущим видом детской деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Этой точки зрения придерживаются такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова. Л.С. Выготский утверждал, что именно игра – источник развития личности ребенка и создает зону его ближайшего развития: «…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Именно в игре обычный ребенок исследует окружающий мир, моделирует его, осваивает житейские правила, человеческие отношения, «примеряет» на себя социальные роли.

Игровая деятельность ребенка  аутиста существенно отличается от того, во что и как обычно играют его ровесники. Поэтому игры для особенных детей призваны решать не только задачу приятного досуга, но и нести элементы обучения, быть развивающими, особенно, если ребенок скоро пойдет в школу. Самостоятельная деятельность  аутичного ребенка - это, безусловно, игра. Однако, она имеет характерные особенности:

- Игра ребенка с РАС нацелена на получение определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Ребенок может быть сосредоточен только на играх с сенсорными свойствами предметов (строить сначала из больших,  а затем маленьких кубиков постройки; играть  с красными машинками, катать их с грохотом по полу и т.д.)

- Ребенок  аутист с пристрастием играет с необычными  предметами (крышки от кастрюль, веревочки, инструменты для ремонта, бумажки, кусочки ткани, разные коробочки). Играя с такими предметами, ребенок прислушивается к звуку  при шуршании,  стуку, ощупывает их, раскладывает в определённом порядке.

- Игры детей с РАС однообразны. Ребенок подолгу может « застрять» над одной  и той же игрой,  выстраивать ряд из машинок, катать их с шумом и  наблюдать за вращающимися колёсами.

- В игре аутичных детей чаще всего нет сюжета; если он все-таки есть, то очень «свернут», нет подробностей, деталей. Дети аутисты не  наблюдают за житейскими событиями, не запоминают сюжеты, в их памяти остаются  только яркие, насыщенные события. Поэтому сюжетно – ролевые игры имеют примитивный характер.

- Ребенок аутист играет один, он всегда стремиться уединиться. В его игру невозможно привлечь взрослого или сверстника. Да и самого ребенка  не реально включить в игру с другими детьми. Иногда старшие по возрасту  дети могут вовлечь аутиста в игровую деятельность, но тогда они полностью руководят его действиями.

Можно заключить, что игры детей с РАС  более примитивны, монотонны, чем игры обычных сверстников, имеют самостоятельное значение, редко усложняются,  им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Поэтому важно не исправлять «недостатки» у особенных  детей, а создать для  них условия, в которых они могли  бы жить и оставаться сами собой. 

В игру ребенка следует привлекать постепенно.  Игры должны приносить обоюдное удовольствие и желание играть. К каждой игре должна быть четкая инструкция, можно использовать карточки с подсказками. Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Но со временем можно заметить первые изменения, улучшение состояния ребенка, его настроение  и желание играть в игру.

Мы знаем, что ребенок аутист испытывает трудности в коммуникации, в установлении визуального контакта, у него нарушена речь, социальное взаимодействие, ему присуще стереотипное поведение, отмечаются побочные реакции на сенсорные раздражители.  Поэтому ребенку с РАС 6-7 лет необходимо перед школой  помочь  развить навыки социального взаимодействия и активности именно в игровой деятельности,  чтобы он мог легче вливаться в будущем  в общение коллектива и приспосабливаться самостоятельно к школьным требованиям. Надо помогать такому  ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. 

Дети аутисты любят манипулировать с предметами. В отличие от обычных сверстников, такие дети  надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. Именно стремление извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением, ребенок отказывается, так как социальное назначение предмета для него менее важно, чем его отдельное сенсорное свойство.

Дети с РАС не играют в сюжетно-ролевые игры. Навыки ролевых игр у них не развиты, так как такие дети не заостряют своё  внимание на событиях в окружающем мире. Чтобы помочь ребенку освоить хотя бы элементы сюжетной игры, надо с ним вместе поиграть: построить из конструктора дом для куклы, гараж для машинки, загрузить машину кубиками. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то  развить самый простой сюжет игры. Ребенку можно предложить карточки, на которых символами отображено  последовательное строительство, например, гаража или больницы. Аутичный ребенок, знающий последовательность действий, более спокоен, уверен в своих действиях.  Такие совместные игры способствуют установлению взаимосвязи, взаимопомощи, созданию атмосферы доброжелательных отношений между ребёнком и взрослым. Ребенку аутисту очень сложно включиться во взаимодействие со своими сверстниками в коллективную игру.  Но вовлечение в игру такого ребенка   возможно и необходимо только после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.

Дети аутисты очень любят играть в стереотипные игры.  К таким играм  можно отнести,  например, конструктор « Лего», компьютерные игры, игры с пластилином, железная дорога, настольные  игры.

В эти игры ребенок может играть несколько часов или несколько дней подряд, при этом он расслабляется, снимает нервное напряжение и чувствует уверенность в себе.

Разные виды конструкторов позволяют проявить фантазию, взрослые могут сами играть с ребенком,  не оставляя его одного.

Ребенок аутист 6-7 лет с интересом осваивает  компьютерную игру «Майнкрафт», которая позволяет ему познать и освоить окружающий его мир и разнообразие предметов.

Игры с мягким пластилином успокаивают деток с аутизмом и развивают мелкую моторику рук.

Дети с РАС очень залипают на настольных  играх ( шахматы, пазлы, домино, мозаика, лото и т.д), которые способствуют развитию мышления, усидчивости и внимания.

Надо помнить, что ребенок аутист будет играть  в те игры, которые ему интересны.  Игры для детей  предшкольного возраста должны развивать навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с ровесниками более легким и помочь ребенку быстро адаптироваться в школьном  коллективе.

Совместно  организованные сенсорные игры с аутичным ребенком могут  дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Вместе с ребенком можно поиграть  с красками: « Цветная вода», « Смешиваем краски»; с водой: « Перелей воду», « Фонтан», « Купание кукол», « Мытье посуды»,  с мыльными пузырями;  с тенями: « Солнечный зайчик», « Театр теней», « Темно - светло», со льдом: « Разноцветный лед», « Ледяные фигурки», с крупами: « Золушка», « Пересыпаем крупу», « Разложи по тарелкам», « Покорми птичек», со звуками: « Найди такую же коробочку», « Постучи, погреми», « Свистульки», « Музыканты»; в игры с ватой: « Снег идет», « Снежная крепость», « Сугробы» и другие игры.

С ребенком можно  поиграть в подвижные игры с тактильными ощущениями «Догоню-догоню, поймаю-поймаю»,  « Змейка», « Самолетики». 

Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

Самолетики

Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол – «Приземлились…»
Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции.

Дети с РАС имеют проблемы с речью. Поэтому  с ними важно играть в игры для развития речевой деятельности. Например:  игра в «да» и «нет». Цель: расширение словарного запаса, отвечать на короткие вопросы словами «да» и «нет».  Задание: на вопрос  «Это ...?» отвечать  «Да» или «Нет». Материал: 2 коробки, 5 - 8 предметов домашнего обихода, которые ребенок хорошо знает (ботинок, чашка, мяч, ложка, мыло).

Для  формирования умения выражать эмоции и настроение,  активизации речевой деятельности, развития моторики с  детьми аутистами необходимо играть в пальчиковые игры, такие как:

Игра «Мячик». (Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

 И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч катаю между рук.

О. Крупенчук.

А также важны для развития речи детям аутистам  и коммуникативные игры.

Игра «Кто сильнее подует?»

 Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания. Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались.

Игра «Догонялки».

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая: «Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его, старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.

Игра «Закружились, завертелись»

Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций. Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.

Важно поощрять  интерес  ребенка с РАС к разнообразным играм, дать  возможность ему погрузиться в виртуальный мир, где все четко и понятно, где все подчиненно определенным правилам. Ребенок в таком мире начинает чувствовать себя счастливее, а победы, одержанные им в игровых турнирах,  придадут ему уверенности в своих силах. По возможности взрослые должны подключаться  к игре ребенка, и тогда  ребенок обязательно оценит этот поступок.

Библиографический список:

1. Василенко Ю.В.,  Бреславцева Е.В.Авторское методическое пособие «Интерактивная папка для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра».

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С. 75).

3. Кряжева Н.Л. "Игротерапия для агрессивных детей

4. Черепанова Г.Д. "Игры с аутичным ребёнком"

5. Янушко Елена Альбиновна . Игры с аутичным ребенком: установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.4- е изд.- М.:  Теревинф, 2011 г. 136 с, - (Особенный ребенок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, в которые можно играть дома.

Описание игр для родителей, в которые можно играть с детьми дома. Как развить и заинтересовать ребёнка....

Буклет для родителей -В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел?

«Что я делаю?» – игра для детей 3-4 лет. Эта игра развивает мыслительные способности ребёнка. Изобразите, что вы делаете вещь, хорошо знакомую вашему малышу, например, рисуете или чистите зубы. ...

"В какие игры можно играть с ребенком дома"

Консультация для родителей...

Удивительные игры для детей, в которые можно играть дома.

Десять  удивительных игр, в которые можно поиграть с детьми дома:"Светящаяся вода","Тающий снеговик","Светящееся тесто","Рисование разноцветными шариками","Радуга из пены","Тесто для радуги","Кра...

Игры с аутистом

Консультация для родителей и педагогов...

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ АУТИСТОВ

В этой статье опубликованы игры, в которые рекомендуется играть с детьми аутистами....