Конспект занятия "Детям об аутизме"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Конспект занятия "Детям об аутизме" для проведения информирования нормотипичных дошкольников об аутизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Образовательный Центр «Гимназия № 6 «Горностай»

        

«Детям об аутизме»

Методическая разработка

Конспект занятия для детей старших и подготовительных групп

Разработала:

Вонда Олеся Александровна, воспитатель, учитель-логопед.

                                                Новосибирск 2021

 Конспект занятия «Детям об аутизме»

Группа: старшая, подготовительная.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; познавательное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, мыслительная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: Обогатить знания о детях с аутизмом.

Предварительная работа: беседы о детях с особенностями развития, о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Развивающие задачи:

• развитие мышления,

• развитие коммуникативных способностей.

Обучающие задачи:

• формирование представлений о детях  с аутизмом,

• создание представления о том, с какими трудностями встречаются дети с аутизмом,

• создание представления о том, что в некоторых областях дети с аутизмом могут быть гениальными.

Воспитательные задачи

• воспитание социально адекватного отношения дошкольников к детям с аутизмом.

• воспитание сочувствия, сопереживания, способности к взаимопомощи,

• воспитание толерантности.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мяч, мешочек с предметами, видеозаписи мультфильмов: «Мой братик с Луны», «Про Диму», видеозапись «Изображения, которые показывают, как дети с аутизмом видят», фото зданий с синей подсветкой. Все мультимедийные материалы прилагаются.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы узнаем много нового об особенных детях. Посмотрите друг на друга, есть ли среди нас два одинаковых человека?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Верно. Сейчас мы поиграем в игру: «Мы все разные!»

Воспитатель: Я буду произносить предложения, если это про вас, то вставайте на ноги, машите руками и говорите: Это я! Готовы? У меня светлые волосы. А у меня темные волосы! У меня голубые глаза! А у меня карие глаза! У меня короткие волосы! У меня длинные волосы! А у меня веснушки! А у меня нет зуба!

Воспитатель: вы все такие разные! Чем еще могут отличаться люди?

Дети: Одеждой, характером, голосом, ростом, …

Воспитатель: Ребята, закройте глаза. Вы что-нибудь видите? Так видят мир некоторые люди. Кто-то рождается слепым, кто-то попадает в аварию и становится слепым.

Воспитатель: Сейчас мне нужен отважный участник, которому мы завяжем глаза. Наш участник должен с завязанными глазами дойти до стула и сесть на него. Но ведь самому это сделать очень трудно и опасно. Чем мы можем помочь?

Воспитатель: Да, мы можем подсказать дорогу, уточнить куда идти, где повернуть. Верно, можем за руку проводить нуждающегося. Так мы и сделаем! (кто-то из детей провожает участника на стул).

Воспитатель: Есть люди, которые не слышат или очень плохо слышат. Дети могут тоже родиться с такой болезнью, а могут получить ее после обычной простуды или слушая долго очень громкие звуки. Как вы думаете, им бывает сложно? Кто хочет проверить?

Ребенок закрывает уши, а другой тихо читает стихотворение. Задание: отгадать, какое стихотворение прочитал друг.

Ребенок высказывается, смог ли он разобрать, что читал друг.

Воспитатель: Как мы можем помочь детям с низким слухом?

Воспитатель, дети: Прочитать стихотворение громко, выразительно, показать картинку. Так и делают.

Воспитатель: может случиться и так, что ребенок ходит только на одной ножке. Как Вы думаете, удобно ли это? Сейчас мы попробуем.

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассмотрели далеко не все признаки, которыми мы отличаемся друг от друга! Для того, чтобы разобраться с этим давайте посмотрим мультфильм, который нарисовали девочка Колин и ее папа о маленьком мальчике Ноэ.

Просмотр мультфильма «Мой братик с Луны»

Воспитатель: Как Вы думаете, что именно с мальчиком Ноэ?

Воспитатель: У мальчика Ноэ такая особенность, которая называется аутизм. Детям и взрослым, у которых аутизм, очень трудно общаться, они тревожатся среди большого количества людей, не хотят смотреть в глаза другим людям, они с трудом отвечают на вопросы и очень редко задают их сами, они не любят, когда до них дотрагиваются, они не любят громкие звуки и яркий свет. А громкими для них могут показаться такие звуки, которые для нас обычные. Яркий свет, который причинит боль глазам детей с аутизмом, мы даже не заметим. Вот такие особенные есть дети и взрослые. Предлагаю Вам несколько секунд посмотреть, как видят мир дети с аутизмом.

Детям предлагается посмотреть изображения, которые видят дети с аутизмом.

Воспитатель: Легко ли было Вам в течение этих секунд? Смогли ли вы хорошо разглядеть изображения?

Дети: Нет.

Воспитатель: Теперь представьте, что так постоянно видят и слышат такие дети. Как Вы думаете, легко ли им? Можем ли мы как-то им помочь? Как можно стать другом ребенка с аутизмом? (беседа с наводящими вопросами). Предлагаю вам посмотреть еще один мультфильм о дружбе. 

Воспитатель: Часто у детей с аутизмом бывают необычные способности. Я знаю одну девочку с аутизмом, которая очень любит собирать паззлы! Высыпав на стол все детали, которых может быть 100 или 200 штук, она за 1 секунду только по взгляду верно определит, все ли детали на месте. Некоторые дети с аутизмом стали знаменитыми математиками, и художниками.

Ребята, а какое сегодня число? Какой месяц? Во всем мире принято 2 апреля принято рассказывать о людях, с расстройством общения, то есть с аутизмом, потому что многие из нас мало знают о детях с аутизмом. В этот день, 2 апреля принято одевать надевать одежду синего цвета или какой-то элемент синего цвета: галстук, косынку, шарфик. Как Вы думаете, почему именно «синего»?

Ответы детей.

Воспитатель: Дело в том, что такое расстройство чаще всего встречается у мальчиков, а цвет мальчишек, как Вы знаете, это синий цвет, потому и решили привлечь внимание к аутизму именно этим цветом. Стало традицией каждый год 2-го апреля подсвечивать здания и во всем мире синим цветом. Многие здания Москвы и Санкт-Петербурга в этот день и вечер подсвечивают синим. В Новосибирске включают синюю подсветку нового корпуса НГУ на целую неделю. Предлагаю вам посмотреть на фото, как выглядит подсвечивание зданий в день информирования об аутизме.(Воспитатель демонстрирует детям фото 1, 2, 3, 4).

Дети совместно с воспитателем приходят к выводу о том, что  подсвечивание зданий синим цветом привлекает внимание людей к проблеме аутизма. К тому, что среди нас есть особые люди, дети и взрослые, которым нужны наша помощь, терпение и забота.

И мы с вами поддержим сегодня эту традицию. Я подготовила синие галстуки. Кто чаще носит галстуки: мальчики или девочки, мужчины или женщины?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, чаще мальчики носят галстуки. Поэтому сейчас наши девочки наденут, завяжут на мальчиках галстуки. Мальчики завяжут галстуки девочкам. Я буду вам помогать, покажу, как правильно и аккуратно завязать галстук.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы много говорили о детях с особенностями, с аутизмом, а как вы считаете, можно ли назвать кого-то из них плохим или хорошим?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, все дети хорошие! Просто разные! Поиграем в игру: "Какой хороший я, какой  хороший ты!"

Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое-нибудь свое положительное качество. Затем кидает мяч другому ребенку, называя его положительное качество... Мяч, должен побывать у всех.

Воспитатель: Ребята, а что приятнее: самому называть свое положительное качество или слушать, как кто-то называет твое положительное качество?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Как вы думаете ваши родители, братья, сестры знают о том, что есть дети в аутизмом? Или им нужно рассказать? Расскажите? Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

 Мы все такие разные, но все мы вместе, и только помогая друг другу, можем сделать нашу жизнь и мир вокруг лучше! Будем добры и улыбчивы друг к другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий проведения "Недели зимних игр и забав" по ознакомлению с окружающим миром в ГКП для детей с РДА (Ранний детский аутизм) и МНР (множественные нарушения в развитии) в возрасте от 4 до 7 лет.

Каждое зенятие - это один день. Каждый день имеет свое название и включает в себя разные виды деятельности: экспериментирование, изодеятельность, подвижные игры,чтение стихотворений, пальчиковая гимна...

Аутизм и высокофункциональный аутизм.

Признаки и физиологические отклонения. Поведенческие отклонения. Сложности в социализации....

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме «АУТИЗМ - ДИАГНОЗ, КОТОРОГО НЕТ!»

В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks («Аутизм говорит») была придумана акция «Зажги синим». В знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а та...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

"Аутизм - что это за болезнь. Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом."

           Аутизм - что это за болезнь?            Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок бо...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...