Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми
статья по коррекционной педагогике

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники, весьма успешное средство и в работе с детьми школьного возраста.

Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных образов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники, весьма успешное средство и в работе с детьми школьного возраста.

Мнемотехника – совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных образов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Известно, что язык мозга – это образы и, прежде всего, зрительные. Секрет мнемотехники очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует их взаимосвязь.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

ТАБЛИЦА: Маша нашему малышке сшила новые штанишки, сшила шубку, сшила шарф для мишутки-малыша.

В связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер, они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов: рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней нарисовано, преобразование абстрактных символов в образы, составление рассказа (пересказ сказки, рассказывание стихотворения) с опорой на символы, графическая зарисовка мнемотаблицы, воспроизведение таблицы ребенком.

Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности: запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание; заучивание стихов, потешек развивает слуховую память; обыгрывание сказки – развитие памяти и мышления.

Также при помощи мнемотаблиц можно обучать детей как дошкольников, так и школьников самостоятельному рассказыванию. Затруднения при составлении описания заключаются в: самостоятельном определении при рассматривании предмета, его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения главных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Предлагаемая модель обучения с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем: использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий; решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка; специальную организацию пространственно-развивающей среды; развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности; взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (логопед, дефектолог, психолог и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушение речи)

Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием приемов мнемотехники в старшей группе детей с ОВЗ (нарушение речи)...

Использование приемов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограничен...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....