Паспорт тифлоцентра
материал по коррекционной педагогике

Татьяна Петровна Литвиненко

Тифлоцентр – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Занимаемая площадь кабинета – 14,7 кв. м.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tiflotsentra.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 218 Г.Красноярск

ПАСПОРТ

тифлоцентра

                                     

                                                                           Учителя дефектологи (тифлопедагоги):                                  

Говядинкина И.А

Литвиненко Т.П

Кладова В.Ю

Тифлоцентр – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Занимаемая площадь кабинета – 14,7 кв. м.

Назначение центра:

Обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

Предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий– занятия-игры, занятия со сменой статической позы, зрительные гимнастики, релаксирующие занятия на снятие зрительного утомления (напряжения) и др.).

Обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Нормативно-правовая база

1.Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.

2. Положение тифлоцентра МБДОУ №218 .

3. Должностная инструкция учителя-дефектолога.

Правила пользования тифлоцентром:

  • ключи от кабинета в трех экземплярах (два у тифлопедагогов, третий у зам. заведующего по АХЧ);
  • влажная уборка кабинета производится ежедневно;
  • ежедневно проводится проветривание кабинета;
  • по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.  

Документация:

  1. Годовое планирование работы тифлопедагога
  2. Циклограмма работы тифлопедагога  
  3. График работы тифлопедагогов
  4. Расписание занятий
  5. Журнал движения детей
  6. Полугодовое перспективное планирование по направлениям индивидуальной коррекционной работы
  7. Табель коррекционных заданий
  8. Протоколы обследования по возрастным группам
  9. Табель динамики остроты зрения
  10. Список детей зачисленных в тифлоцентр
  11. План работы с родителями
  12. Инструктаж по ТБ.  
  13. Отчет о работе учителя-дефектолога.
  14. Сводная таблица тифлопедагогической диагностики воспитанников
  15. Индивидуальные рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста по формированию пространственных представлений
  16. Индивидуальные рабочие тетради для детей подготовительного дошкольного возраста по профилактике оптической дисграфии

Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов центра.

 Мебель

Наименование

Количество

1.

Шкаф

2

2.

Детский стол

2

3.

Стулья детские

6

4.

Стол компьютерный

1

5.

Стул для педагога

1

6.

Шкаф стилаж секционный

2

7.

Ковёр

1

8.

Сенсорная полка

2

9.

Стол для игры с песком

1

Технические средства

Наименование

Количество

1.

Компьютер

1

3.

Колонки

2

4.

Принтер

1

Осветительное оборудование и оборудование по технике безопасности

Наименование

Количество

1.

Лампы

4

2.

Звездное небо «Черепаха»

1

Учебно-методические и игровые материалы:

Зрительное восприятие

Игры  на  развитие зрительного внимания и

мышления. Развивающие   игры.

«В мире животных», Пазл «Потешки, «На ферме»», «Поиграем в магазин», «Профессии», «Лото малышам», «Разложи  по  порядку», «Парные   картинки», набор муляжей  - «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные Африки», «Насекомые», Набор неваляшек «Белоснежка и 7 гномов», Матрешка 7шт в сборке.

  Формирование предметных представлений.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, Серии сюжетных картинок (транспорт, звери средней полосы, растения водоемов, хищные птицы, ядовитые грибы, природные явления и объекты, как избежать неприятностей : дома, во дворе и на улице, на воде и на природе).

Карточки на измерение зрения.

Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым темам, трафареты, контуры.

Счетный материал раздаточный и демонстрационный.

Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по темам.

Игры типа «Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибки художника», «Волшебный мешочек» с мелкими предметами по  темам.

Зрительно – тактильно двигательное  восприятие

Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений

Игры на развитие восприятия

формы: «Найди похожую»

«Разложи круг – квадрат», «Цвет, форма, величина» и др.

цвета: «Найди по цвету»

«Разноцветные предметы»

«Разложи по цвету»

«Какой? Какая? Какое?» и др.

величины: «Большой – маленький»

«Большой – поменьше – маленький»

«Длинный – короткий»

«Широкий – узкий»

«Матрёшки»

Баночки – вкладыши, пирамидки и др.

Пазлы для раннего младшего и среднего возраста из полипеностерола.

Игра на координацию и зрительное внимание «Лев»

Набор из разноцветных помпонов и два пинцета

Игра «Прищепки»

Три бочонка с атласными лентами «Я шире», «Я длиннее», «Я цветнее»

Тактильная модель «На прогулку»

Тактильная модель «Геометрические фигуры»

Игра «По колечку»

Тактильные карточки «Найди пару»

Игра на сравнение «Рукавичка Деда Мороза»

Игра «Что нам курочка снесла»

Пособия  о  ориентировке  в   большом  и  малом  пространстве

Предметы ориентиры: объемные  геометрические  фигуры,  флажки,  ленточки,  веревочки,  звуковые ориентиры.

Иллюстрации   лабиринты.  

Дидактические  игры: «Аквариум»,  «Собери  целое»,  « Картинки половинки»,  « Ориентирование», «Часы», «Сенсорная стена».

Деревянный лабиринт «Спираль», деревянный лабиринт «Восьмерочка».

Подвесная полка «Лесная почта»

Подвижная игра «Бешенное ведро»

       

Пособия  по  развитию  мелкой  моторики и    осязания,  зрительных  функций.

Цветные  пирамидки, матрешки,  игрушки  вкладыши,  игры  шнуровки,  бусы, застежки, кнопочные   мозаики,   набор силиконовых разноцветных мячей, Мячи тренажеры 4 шт., трафареты  внутренние  и  внешние  для  обводки,  геометрические  лекало,  природный  материал:  

крупы,  фасоль,  горох,  семена  растений.

Набор пуговиц.

Набор камней декоративных с перламутровым напылением.

Игра «Веселые крышки»

Набор «Волчки»

Набор крупных, разноцветных геометрических фигур

Пособия  по  соцально-бтовой  

ориентировке

Модели предметов   домашнего  обихода (игрушки);   дидактическая игра «Поиграем в магазин», плоскостные  и  контурные  изображение предметов   домашнего  обихода (картинки, разрезные картинки)

Набор «Огород»

Набор «Готовы к обеду»

Машина грузовая

Набор на сенсорной стене «Времена года»

Игры  по  сенсорному развитию.

«Геометрическая  мозаика».   «Цветные   ленточки», «Наш  огород»,  «Волшебное  дерево»,   «Большие  и  маленькие»,   «Подбери  по  цвету», «Геометрия  для   маленьких»,   «Матрешки».   «Цвета  и  формы». Игровой набор «Разноцветные трубы» 13 шт.

Сенсорная стена с дополнительными элементами и героями мультфильмов и сказок.

Разноцветные кубики в подложке.

Вкладыши «Насекомые»

Пособия  по  слуховому   восприятию

Звуковые  игрушки:  бубен,  погремушки,  звоночки,  свистульки,  дудочка,  шумовые  заместители.

Музыкальная игрушка «Весёлая, танцующая гусеница»

Формирование элементарных математических представлений

Счетный материал, счетные палочки и материал для группировки по разным признакам (игрушки, мелкие предметы, природный материал).

Предметные картинки для счета.

Наборы геометрических фигур и комплект объемных геометрических фигур.

Дидактический материал, настольно-печатные игры («Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», « Все о времени», «Учимся считать», «Сложи узор», игры- вкладыши: «Назови фигуру», «Назови цифру»

Математическое пособие «Устный счет».

Математическое пособие «Часы».

Волшебные часы» (времена года, части суток).

Часы.

Ленты широкие и узкие, длинные и короткие разных цветов.

 Веревочки разной длины, толщины, разных цветов.

 «Волшебный» мешочек.

 Раздаточный счетный материал

 Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски.

Материал по работе с родителями

Консультации:

  • «Коротко  о  косоглазии».  
  • «Обучение  детей  ориентировке  в  пространстве».
  • «Особенности  работы  со  слабовидящими   детьми».
  • Восприятие  цвета,  формы,  величины  ребенком   раннего  возраста».
  • «Маленькие  левшата».  
  • «Как  помочь  родителям  ребенка  выявить  глазную  патологию».
  • «Игра  деятельность  развивающая».
  • «Как  сохранить  зрение  ребенку».  
  • «Для  чего нужна пальчиковая  гимнастика».
  • «Берегите   глаза   детей».  

Рекомендации  для  родителей

  • «Ступеньки  к  школе».
  • « Очки  как  средство  коррекции  зрения».  
  • «Профилактика  зрения  ребенка».  
  • «Косоглазие  –  операция  или   гимнастика».
  • «Точечный  массаж  для  здоровья  глаз».  
  • «Гимнастика для  укрепления  глазных   мышц».

Консультации  для  воспитателей

  • «Развитие  зрительных  функций  слабовидящих  детей».
  • «Многогранный  мир  чувств».  
  • «Сохраним  зрение  детям».  
  • «Гимнастика  для  глаз».  
  • «Пальцевый   массаж  точек  акупунктуры».  
  • «Физическое  воспитание  дошкольников  с  нарушением  зрения».  
  • «Профилактика  близорукости».  
  • «Ориентировка  в  пространстве  детей  с  нарушением  зрения».  
  • «Обучение  слабовидящих  детей   рисованию».  
  • « Пальчиковые  игры  для  развития  мелкой  моторики  слабовидящих  детей».  
  • Что  такое   амблиопия?».

Методическая литература

  1. Нарушение зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки Т.Н. Нагаева ООО «Феникс»2008 г.
  2. Нарушение зрения удетей раннего возраста Л.И. Филичева, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей «Экзамен» 2004 г.
  3. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения И.Г. Корнилова «Экзамен» 2004г.
  4. Формирование предметно-игровых действий у младенцев с нарушениями зрения. В.М. Скляднева, С.Б. Лазуренко, Л.И. Кириллова «АдамантЪ» 2015 г.
  5. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению З.П. Малева «парадигма» 2009г.
  6. Теория и практика применения иллюстративной наглядности в коррекции зрения слабовидящих дошкольников  Е.В. Тарадаева «Красноярск» 2011г.
  7. Опыт организации ранней помощи незрячим детям, опыт содружества авторов «Пламя» 2010г.
  8. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушением зрения Г.Б. Никулина «Каро» 2006 г.
  9. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения Л.А. Дружинина «Экзамен» 2006 г.
  10. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения Е.Н.Подколзина «Город детства» 2007 г.
  11. Развитие зрительного восприятия учащихся с нарушением зрения Л.П.Уфимцева, Л.А.Грищенко Красноярск 2015г.
  12. Психолого-педагогические подходы в работе с лицами, имеющими нарушение зрения Г.А. Проглядова Красноярск 2014 г.
  13. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального инклюзивного образования  Т.А. Грищенко «Владос» 2017 г.
  14. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, сборник нормативных документов Т.В.Волосовец «Национальное образование» 2016г.
  15. Дисграфия Т.П.Воронина «Феникс» 2015 г.
  16. Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий Л.А.Ремезова, Н.И. Буковцова «Самара» 2008 г.
  17. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей Г.И. Рожкова, В.С.Токарева «Владос» 2001 г.
  18. Занятия по развитию ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения  Л.А. Дружинина «Марина Волкова» 2011г.
  19. Проблемы специального образования детей с нарушением зрения Б.К. Тупоногов «Москва» 2001 г.
  20. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушение зрения Л.А. Дружинина, Н.Ю. Агдалова «Марина Волкова» 2011 г.
  21. Занятия по развитию зрительноговосприятия с дошкольниками, имеющими нарушение зрения Л.А. Дружинина, Т.А.Олейкина «Марина Волкова» 2011 г.
  22. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Л.И.Плаксина «Адель» 1998 г.
  23. Обучение сравнению дошкольников с особыми образовательными потребностями Л.А. Ремезова «ПГСМГА» 2009 г.
  24. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста Л.И.Моурлот,  Л.А. Ремезова «Самара» 2007 г.
  25. Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с предметным и природным миром Л.А. Ремезова «СГПУ» 2008 г.

Журналы и публикации:

  1.  Практическая дефектология №4 (12) 2017 г.
  2. Дефектология № 4, 2013 г.
  3. Дефектология № 5, 2013 г.
  4. Дефектология № 6, 2013 г.
  5. Развернутое тематическое планирование Л.И. Плаксина «Учитель» 2012 г.
  6. Вестник Тифлологии № 10, 2009 г.
  7. Вестник Тифлологии № 2, 2010 г.

Демонстрационно – иллюстративные пособия по тематическому планированию:

Пространственные представления.

Зрительное восприятие.

Мелкая моторика.

Безопасность жизнедеятельности.

Времена года. Время

Весна. Лес. Парк. Луг. Сад.

Весна. Цветы цветут.

Дикие животные.

Домашние животные.

Зимние забавы, развлечения.

Игрушки.

Комнатные растения.

Космос.

Лес.

Мебель.

Мебель.

Насекомые.

Овощи.

Обувь.

Одежда.

Осень.

Профессии.

План, схемы, карты.

Посуда.

Продукты питания.

Птицы.

Растения.

Рыбы.

Семья.

Сравнения.

Сказка, рассказ, стих.

Транспорт.

Театр, кинотеатр, музей.

Фрукты.

Человек.

Элементарная математика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...

Паспорт тифлоцентра

Тифлоцентр представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста...