Картотека игр для детей с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бурханова Рита Исрафильевна

Картотека дидактических игр, игровых упражнений

для детей с особыми образовательными потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka-igr-po-zpr.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр, игровых упражнений

для детей с особыми образовательными потребностями

Развитие внимания

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: Игра "Найди отличие" 

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Оборудование: Альбомные листы, карандаши.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить индивидуально и с подгруппой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут.

Возрас: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: « Повтори за мной »

Цель: Развитие активного произвольного внимания.

Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Угадай, что звучит?»

ЦельРазвитие слухового внимания и восприятия.

Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

Содержание: педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук.

Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

Примечание: задание выполняется в полной тишине.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название «Летает – не летает».

Цельразвитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Содержание: педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями», если предмет не летает – говорят «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры.

Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Развитие памяти

     Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

    Вид нарушения: ЗПР

     Название: «Игра назови фразу»

Цель: развитие слуховой и смысловой памяти.

Оборудование: Альбомные листы, карандаши.

     Ход игры:

Воспитатель называет несколько фраз, ребенок их запоминает. 

Например:

- мальчик устал

- девочка плачет

- папа читает

- мама готовит

- бабушка отдыхает

Попросить повторить через 15-20 секунд

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Продолжительность 7-10минут.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Повтори слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ход игры: взрослый называет слова, например: стол, заяц, слон, шкаф, волк…, количество слов можно изменять. Ребенок через 15 с должен повторить слова

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Составь картинку».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур вырезанных из картона (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Ход игры: Первый этап. Показать детям несколько геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них составить. Выложить это изображение.

 Инструкция: «Запомните и составьте такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму, количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.

Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Домики».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материл: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.

Ход игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику, попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.

Второй вариант. Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков тот, который подходит к ранее показанному домику.

Мышление

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название:  «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты : яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

 

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Похож – не похож»

 Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия и сходства, узнавать предметы по описанию.

 Ход игры: Дети садятся в круг. Каждому ребѐнку предлагается задумать два предмета, и вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, рассказать об этом другим детям, а они отгадают эти предметы. Например, ребѐнок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чѐрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т.д.

Возраст: 5-7 лет  старшая, подготовительная группа

Вид нарушения: ЗПР

Название: «Четвѐртый лишний»

Цель: учить находить общие и различные свойства предметов, объединять предметы в группу по основному, существенному признаку проводить классификацию

I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от друга по назначению предметы, например:

1. стол, стул, шкаф, шапка;

2. шапка, шуба, костюм, чайник;

 3. огурец, репа, морковь, заяц;

4. лошадь, кошка, собака, щука;

 Если ребѐнок выполняет задание правильно, но затрудняется его словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребѐнок сам научится делать такие выводы.

II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы предметов: 1. платье, сарафан, юбка, шуба;

2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;

 3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;

 4. ландыш, мак, ромашка, гриб;

5. ель, сосна, лиственница, берѐза;

6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;

 III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации, например: 1. жѐлтый шар, жѐлтое яблоко, жѐлтая груша, оранжевый апельсин;

2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое яблочко;

 3. помидор, свѐкла, редиска, красное яблоко;

 4. помидор, красное яблоко, свѐкла, морковь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...