Общее родительское собрание: «Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»
материал
Описание лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Задачи и основные направления работы учителя-дефектолога. Практическая часть с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_korrektsionnoy_raboty_dou_yf_cfqn.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее родительское собрание
«Основные направления коррекционной работы
с детьми с нарушением зрения»
Наше ДОУ предназначено для детей имеющих нарушения зрения.
Всю работу, проводимую в ДОУ можно разделить на три направления.
Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения. Здесь созданы специальные эргономические условия для максимальной коррекции, компенсации зрительных нарушений медицинскими, педагогическими методами и средствами, стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности каждого воспитанника.
Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях.
В тесном контакте с медицинским персоналом работают учитель-дефектолог (тифлопедагог) и воспитатель. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада.
Лечебно-восстановительная работа предполагает:
- раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта;
- проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций;
- комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;
- преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Реализация этих задач требует необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий (искусственной освещённости, соответствующей специальным нормативам; особой аппаратуры; мебели, дидактических материалов и др.).
Специфические профилактические мероприятия в детском учреждении:
- соблюдение норм освещенности;
- правильный подбор и расстановка мебели;
- рассаживание детей на занятиях в соответствии с характером патологии;
- адекватный зрительным функциям подход при выполнении основных режимных моментов в плане охраны жизни и здоровья детей (организация игр, прогулок, передвижение внутри - и вне помещения, хранение опасных предметов и т. п.);
- соблюдение ограничений на физкультурных занятиях при некоторых заболеваниях;
- соблюдение режима зрительных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.
Целью образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и дефектолога (тифлопедагога). Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с дефектологом плана перспективной работы.
Содержание образовательной работы в специальном дошкольном учреждении строится с учетом общеобразовательной программы «От рождения до школы» и коррекционной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под редакцией Л.И. Плаксиной.
Задачами работы учителя-дефектолога являются:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
-формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
• обследование детей:
- изучение медицинских и офтальмологических карт;
- наблюдение за детьми,
- проведение диагностики;
проведение специальных коррекционных занятий:
- индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и
лечению на аппаратах;
- подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;
- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;
- подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;
- работа по развитию осязания и мелкой моторики, которая осуществляется на всех коррекционных занятиях.
• участие в методической работе ОУ:
• работа с родителями:
- выступления на родительских собраниях;
- подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
Части суток; цвет предметов; форму; величину; движение и покой предметов; местоположение; направление движения; характер поверхности; объемные геометрические формы; удаленность предметов. Это все составляющие зрительного восприятия.
Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира.
Считается, что зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире. Но так как у детей с нарушением зрения идет искаженное восприятие окружающей действительности, то все эти компоненты нарушены в той или иной степени.
Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и степени их удаленности.
Второе направление – «Пространственное ориентирование».
Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми, у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макро- ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Слайд. Этому мы и учимся на нашей коррекционной деятельности.
Социально-бытовое ориентирование. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Ознакомление детей с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Ещё одно направление, по которому мы занимаемся, не менее важное – развитие мелкой моторики рук и осязания. Здесь хочу остановиться по подробнее.
Мелкая моторика
– это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
– это навыки работы руками и пальцами, такие как письмо, работа ножницами, завязывание шнурков и многое другое.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).
Также в работе мы используем инновационные методики и технологии: развивающее пособия «Дары Фребеля», кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, развивающие игры В.В. Воскобовича,
Практическая часть.
На каждом занятии педагоги с детьми выполняют зрительную гимнастику, а по окончании – пальминг (упражнение на расслабление).
Зрительная гимнастика (провести с ориетниром)
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия (с повязкой на глазу):
- зашумленные картинки (обвести)
- по точкам (зашумленные точками)
На развитие мелкой моторики и осязания:
- 2 чел «Собери гусеницу»
- 1 чел «Разложи пинцетом»
- 1 чел «Разбери и собери матрешку с закрытыми глазами»
- 1 чел «Разбери и собери пирамидку с закрытыми глазами»
Кинестетические упражнения: Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.
Упражнение «ладонь - кулак - ребро»
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
Сегодня мы постарались раскрыть вам особенности и направления коррекционной работы нашего ДОУ/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»
Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов в освоении дошкольной программы. Cе...
Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»
Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по проведению сенсорных игр, показать важность взаимодействия пед...
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...
Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.
направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...
Родительское собрание «Основные направления воспитательно -образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год в подготовительной группе»
Цели собрания: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи:...
Родительское собрание: "Основные направления коррекционной работы с детьми 5 - 7 лет"
Родительское собрание: "Основные направления коррекционной работы с детьми 5-7 лет"...