Статья :" Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста на дополнительных занятиях «Вместе весело играть».
статья (младшая группа)

Раннее детство -  период активного познания мира и социальных   отношений. Предлагаемая программа «Вместе весело играть» является комплексной и многофункциональной. Новизна программы заключается в использовании интегрированного обучения: познавательно – речевого, художественно – эстетического и

 социально-коммуникативного с акцентуацией на эмоционально-нравственную составляющую.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в адаптационный период с опорой на презентацию авторской программы  

                                                     «Вместе весело играть».

Актуальность: Ранний возраст является одним из ключевых этапов в жизни ребенка и во многом определяющим его будущее психологическое развитие. Безопасность, комфорт, положительные эмоции и доверие к миру – залог успешного проживания адаптационного периода в условиях ДОУ. Сензитивность раннего возраста в условиях компетентного и квалифицированного взаимодействия со специалистами ДОУ, является благодатной почвой для успешного проживания адаптационного периода детей раннего возраста и дальнейшего успешного развития физического, психического и интеллектуального. Ведь это так важно в этот возрастной период: всем известно, что, качественно удовлетворяя      основные    психологические и физические потребности в любви, заботе, внимании, развитии,- ребёнок успешно переходит на следующую ступень развития

Раннее детство -  период активного познания мира и социальных   отношений. Предлагаемая программа «Вместе весело играть» является комплексной и многофункциональной. Новизна программы заключается в использовании интегрированного обучения: познавательно – речевого, художественно – эстетического и

 социально-коммуникативного с акцентуацией на эмоционально-нравственную составляющую.

Задачи программы охватывают все грани психофизического развития дошкольника раннего возраста:

1.Способствовать обеспечению эмоционального комфорта и развитию позитивного отношения к социальному миру.

2.Обогащать личный опыт и формировать первоначальные коммуникативные навыки.

3. Развивать познавательно - речевую активность, интерес к художественно -        творческой деятельности.

4. Активировать проявление самостоятельности и индивидуальных предпочтений,    

5. Формировать адекватную самооценку у каждого ребенка.

6. Развивать эмоциональный интеллект и морально-нравственные качества.

Содержание программы обеспечивает активное развитие в различных видах деятельности, и каждый воспитанник имеет возможность быт успешным.   Программа состоит из 4х блоков, которые реализуются в течении 1года и взаимосвязаны с комплексно-тематическим планированием. Принцип блочного подхода позволяет подавать материал постепенно, с усложнением.     Учитывая особенности восприятия в данном возрасте. Тем самым не ускоряя процесс развития, а сохраняя самоценность проживания детства в данном возрасте.

Итак, 1 блок программы называется «Игралочка». И работает в формате «Я и мой Мир». Время реализации- 1,5 месяца. Цель этого блока- создание доброжелательной   атмосферы, поддержка и развитие стремления к положительным поступкам.

Задачи - Способствовать сближению детей в группе сверстников; побуждать эмоциональную отзывчивость, проявление сочувствия и внимания, научение первым навыкам общения.

 В первом блоке «Игралочка» основой является игровая деятельность, инициированная взрослым, опираясь на интересы воспитанников в конкретный момент игровой встречи. Основные методы используемые в этом блоке – это авторские терапевтические сказки с использованием игровых персонажей, близких детям раннего возраста (заяц, медведь, кот, собака, ёж, кукла и пр.) В процессе обыгрывания сказочной ситуации решаются не только игровые задачи, но и развивается восприятие, мышление, речь, моторика, координация при использовании дидактических пособий, конструктора, предметов игрового быта (шары, кегли, погремушки, фрукты и овощи и пр.).     Таким образом дети успешно проживают   острую фазу адаптационного периода, приобретают первые навыки общения, эмоционально раскрепощаются, доверительно принимают условия, предлагаемые дошкольным учреждением.

2 блок программы ВВИ «Теремок добрых сказок». Формат «Я и мой друг». Время реализации -2 месяца. (ноябрь-декабрь).

Цель этого блока: развивать социальный и эмоциональный интеллект: понимание необходимости заботы и сочувствия, внимания и помощи к окружающим.

Задачи: способствовать накоплению личного положительного опыта проявления добрых чувств; воспитывать культуру общения; развивать положительную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности.

Основа игровой образовательной деятельности – это мои авторские сказки. Жанр, наиболее доступный детям 4го года жизни.  В процессе взаимодействия игровые сказочные персонажи задают вопросы, мотивируют на деятельность, поддерживают интерес и активность. Центрообразующим объектом в этом блоке является «Теремок добрых сказок» Теремок представлен в виде развивающего лепбука, с кармашками, липучками, экраном мини фланелеграфа. Он яркий, привлекает детей многозадачностью и разнообразием предлагаемых пособий. Это моя авторская разработка.  Он  многофункционален, несёт на себе множество образовательных, воспитательных и развивающих задач. Теремок изготовлен на каждого воспитанника и используется в работе с подгруппой детей. Результатом 2 блока является усвоение ребятами основных             морально- нравственных качеств, доступных этому возрасту, развивается эмоциональный интеллект, восприятие, психические процессы, моторика, координация.

3 блок программы носит название «Мастерская для умничек». Работает в формате «Я и мои таланты». Это глубокий, насыщенный блок. Время реализации 3, 5 месяца.

Цель блока: стимулировать проявление интереса к детской дизайн - деятельности. Задачи: Развивать умение принимать замысел, создавать выразительный образ; активизировать художественное экспериментирование и самостоятельность; развивать восприятие и сенсомоторные способности. В этом блоке развиваются в игровой форме познавательно-исследовательская деятельность с включением экспериментальной. Ребята знакомятся с различными материалами и способами взаимодействия с ними.  Учитывая возрастные психофизиологические особенности, а именно наглядно-действенное мышление, ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, ведущая функция – восприятие, лабильность нервной системы, синзетивность, быстрая утомляемость, мною собрана подборка технологий, позволяющая использовать их в любом порядке, учитывая главный критерий – общий эмоциональный настрой и психофизическое состояние подгруппы детей.

  Каждая встреча имеет свою структуру компоненты которой могут перестраиваться, взаимозаменяться и дополняться. Итак, структура занятия следующая:

Приветствие, мини-гимнастика (   музыкально-ритмическое упражнение) , звуковая загадка ( упражнение на развитие слухового анализатора + игра на звукоподражание), встреча с главным героем ( элементы театрализации, мини-беседа, создание проблемной ситуации, поиск решения) , непосредственно продуктивная деятельность ( использование различных видов техник, материалов, методов) , двигательная активность под музыкальное сопровождение ( разделение совместной радости от труда, переживание чувства гордости и участия в совместной деятельности) и ритуал прощания.    В процессе творческой деятельности при создании продукта, дети проявляют самостоятельность, активность, инициативу, что вызывает чувство радости и успеха. Реализуя данную кану, я варьирую очерёдность методов подачи материала и включаю в занятие следующие техники: песочный стол, применяю упражнения на релаксацию, использую малые фольклорные жанры ( пестушки, потешки попевки) .На занятиях целенаправленно развивается психоэмоциональная сфера воспитанников, создаю специальную развивающую среду  и как психолог осуществляю диагностический процесс с формате наблюдения.

4 блок логично завершает весь цикл программного содержания. Называется «Вот как мы умеем». Работает в формате «Мы вместе». Цель - Развитие сотрудничества с родителями и коллегами через интерактивные формы взаимодействия. Задачи - способствовать демонстрации личного опыта и своих достижения; развивать проявление инициативы и самостоятельности; воспитывать культуру общения. Проводится в форме отчетной работы в форме мастер-классов для родителей и педагогов, открытых занятий, а в конце участие в итоговом мероприятии всего комбината- дне открытых дверей. Все участники образовательного процесса активно задействованы, заинтересованы и активны. Налажена обратная связь с родителями (информационные листки, интернет-пространство, мини- встречи). Происходит взаимодействие и с педагогами (наблюдают, проводят мониторинг динамики развития, расширяют собственный опыт в познавательно- исследовательской деятельности)

Программа Вместе весело играть насыщенна и   эффективна. Воспитанники получают массу качественных и эффективных впечатлений, умений, навыков и прежде всего в сфере доверия к окружающем миру, к сверстникам.  Программа содержит все структурные компоненты, согласно нормативным требованиям к программам дополнительного образования, и отвечает соответственным требованиям ФГОС.

 Подводя итог презентации программы Вместе весело играть акцентирую внимание на ключевых словах : ИГРА + ОБЩЕНИЕ + ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . Ожидаемые результаты программы : развитие познавательно – эмоциональной, социально- нравственной сферы личности ребенка; накопление позитивного социально опыта сотрудничества; расширение представлений о собственных возможностях.

                                                       Используемая литература:

  1. Елсуфьева Е.А. Программа дополнительного образования: «Я расту…». – г. Тюмень, 2007 г.
  2. Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.
  3. Первая книга. Учим с малышом первые слова» под редакцией Ивановой А.А. и Мищенко Е.Д. – Полиграф-Проект Дрофа-Плюс, 2011.
  4. Рождественская ВИ., Павлова А.И. Игры и упражнения для исправления заикания. -  М. «Просвещение», 1978 г.
  5. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. (Ранний возраст)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Статья для родителей.Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Статья для родителей .Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....

Статья ""Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям....

Статья для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

Сенсорное развитие – это процесс формирования восприятия и представлений ребенка об окружающем мире и свойствах предметов. У малышей не развито абстрактное мышление, они познают жизнь через ощущ...