Потенциал театрализованной игры в работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра. Театрализованная деятельность - это тоже игра. Участвуя в театрализованных играх, дети не только играют, но и развиваются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_teatralizovannoy_igry_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал театрализованной игры для детей с ОВЗ.

Современный детский сад – место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Игра – основная деятельность ребёнка. Игры и игровые упражнения повышают умственную и эмоциональную активность, совершенствуют речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Театрализованные игры могут пронизывать все этапы работы: от развития понимания речи, понимания  сюжетов в младшей группе, когда педагог сам проигрывает часть сказок перед детьми, частично вовлекая их в театрализованный процесс до умения самим рассказывать, перевоплощаться,  чувствовать, передавать текст, умения пользоваться мимикой,  жестами.

 При организации можно использовать разные виды театра: кукольный,  бибабо, на фланелеграфе, пальчиковый, теневой , плоскостной, театр игрушек, нагрудники, шапочки, костюмы.

          Театрализованная деятельность позволяет развивать многие качества дошкольников и решать педагогические проблемы. Театрализованная игра как метод, весьма эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Задачи, которые решаются в ходе театрализованных игр:

  1. Дети учатся владеть своим телом и в том числе речевым аппаратом.  У дошкольников развиваются моторные  навыки: «Пройди, как кошка, пробеги, как собака», «Скажи, как папа-медведь, как мама, медвежонок».
  2. В театрализованных играх может использоваться музыка, подчёркивающая характер героев и помогающая детям имитировать движения персонажей. А движения, сопровождаемые репликами, стихами, пением совершенствуют чувство ритма и повышают активность речедвигательного аппарата.
  3. У  неговорящих  детей в ходе игр может происходить даже запуск речи, когда такой ребёнок  участвует в происходящем. Он также берёт игрушку, производит движения , слушает, как  говорят персонажи и пытается им подражать. В ходе игры даже дети с интеллектуальными отклонениями запоминают последовательность действий и персонажей.
  4. В ходе театрализованной деятельности развиваются память, поскольку ребёнок должен запомнить сюжет, персонажей, кто что говорит. У детей с ОВЗ очень часто можно наблюдать низкий уровень слухового внимания и слухоречевой памяти. И при чтении им  книг, такие дети отвлекаются, не запоминают сюжет, поскольку они просто не могут его уловить и запомнить. А проигрывая тот же сюжет в театрализованной деятельности, они не только запоминают ход событий, персонажей, но и начинают понимать причинно-следственные связи происходящих событий в сказке.
  5. Развиваются смысловые понятия и причинно-следственные связи.
  6. Театрализованные игры можно использовать для закрепления тем. Например, сказку «Репка» для закрепления по теме «Овощи».  «Теремок», «Рукавичку» для закрепления  темы «Дикие животные».  Можно сказку  изменить  и предложить детям проиграть иной сюжет. В этом случае будет развиваться воображение, речь. А можно и самим придумать сказки.
  7. В театрализованных играх можно развивать математические представления.  Когда рассказчик- ребёнок будет рассказывать сказку Теремок, он будет говорить «Стали они жить вдвоём, втроём» В сказке Три поросенка(число 3), а в сказке «Семеро козлят» - 7. Кроме числовых обозначений в театрализованных играх можно развивать умение распределять предметы по величине. В сказке «Три медведя» папа- Медведь сядет на самый большой стул и возьмёт самую большую ложку.
  8. Можно развивать слуховое восприятие «включать настоящие шумы природы или звуки животных».
  9. Если теневой театр, то развивается и зрительное восприятие и воображение.

Итак, благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осозна...

Использование потенциала социального окружения в работе с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое общество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Важно научить ребёнка св...

Театрализованная игра в работе с детьми

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...

Развивающий потенциал театрализованной игры

Содержит информацию для педагогов об особенностях театрализованных игр, их задачах и системе работы....

Развивающий потенциал театрализованной игры для детей с РАС

Содержит материалы по особенностям обучения театрализованной игры детей с расстройствами аутичтического спектра....