«Использование игровых театрализованных приемов в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Думоян Асутик Ванушевна

 

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражал свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д. , необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Знакомство детей с театральной куклой —- бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе . Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, — это создает радостную атмосферу.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry.odt16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 4 г. Курганинска

Творческая разработка  на тему:

« Использование игровых театрализованных

приемов в работе с детьми раннего возраста»

Воспитатель  Думоян Ася Ванушевна

Пояснительная  записка.

        В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый  «банк  жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных  уроков»  начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной  игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию,  совершенствует речь. А  переоценить  роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.                                                                       Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные  возможности театрализованной деятельности огромны: ее  тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.                                                В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется  звуковая культура речи. Исполняемая роль,  особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная  деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый  источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражал свое отношение  к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном  информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения  беззаботного   детства.                                                                                        Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д. , необходимость систематизировать ее в едином педагогическом  процессе очевидна.                                                                                        Знакомство детей с театральной куклой —- бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе . Малыши смотрят драматизированные  сказки  и другие  инсценировки которые  показывают воспитатели и старшие дошкольники, — это создает радостную атмосферу.

 

        Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры формируется воображение, память, внимание, воля и характер ребенка.

        Известный советский педагог и врач Е.А. Аркин писал: «Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявит она требований к нему, которых он не смог бы выполнить и , вместе с тем , она требует от него некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным настроением, а бодрость и радость -  залог здоровья.»

      Использование в играх элементов театрализации вызывает у детей более яркие положительные эмоции. Кукольный театр всегда  был одним из любимых зрелищ дошкольников, привлекал их своей необычностью, яркостью, красочностью. Мишка, зайка, собачка такие близкие и знакомые вдруг оживают, двигаются, говорят. Это всегда вызывает радостные переживания ребенка, находит эмоциональный отклик в его душе. Не менее сильные положительные эмоции вызывает использование в игровых ситуациях народной игрушки. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального  воздействия и является основой для формирования духовного  мира ребенка, его понятий об эстетике, его нравственности. Красота народного искусства непосредственного воздействия на  душевное состояние детей, является источником положительных эмоций, влияющих на отношение к окружающему миру, воспитывает        любовь        к        родному        краю.                                                                                                                                                                                                                                                                         В группе, где я работаю, находятся дети двух-трех лет. В период адаптации я стараюсь использовать в играх этого периода игровые персонажи, так как  они  помогают мне и ребенку в  непосредственном  общении  друг с другом. Ведь именно в этот период ребенок чувствует себя одиноким  и незащищенным, моя цель -  наладить с ним доверительные отношения, привлечь к себе, наладить  эмоциональный контакт. Поэтому игры, в которые мы играем с детьми («Приглашаем вас в гости», «Прячемся от дождика», «Загляни ко мне в окошко», « Шли – шли и нашли») помогают мне выразить свою заботу и внимание к каждому ребенку.

        Знакомство детей с театрализованной игрушкой я провожу в процессе игры «Загляни ко мне в окошко», которую не раз проводила во время адаптации, раздавая детям яблоки во время полдника или книжки для рассматривания. Для этой игры использую домик с окошечком и занавесками. Сажусь у окошка, таинственным голосом сообщаю детям, что к ним кто-то пришел в гости. Показываю через окошко кошку. Появление в окне игрушки неизбежно вызывает детский интерес. Кошка «мяукает». Я говорю детям, что кошка здоровается с ними и предлагаю каждому  тоже поздороваться  с ней. Подчеркиваю, как ей приятно, что дети здороваются с ней.  Стараюсь, чтобы ни один ребенок не был обойден вниманием, не потерял интерес к происходящему.

        Дети знакомятся с кошкой по очереди, называя свои имена, кормят ее с ладони молоком. Кошка  «благодарит» детей, называя их ласково: Леночка, Катенька. Затем  Мурка говорит детям, что очень любит ловить мышей и предлагает поиграть: «Вы будете мышки, а я буду вас догонять». Поиграв с детьми, Мурка прощается, обещает прийти в гости снова.

        Во время этого маленького спектакля, как и во время последующих, я стараюсь поддерживать  интерес к игрушке у каждого ребенка, помогаю в этом себе мимикой, жестами, интонацией.

        Для рассматривания  возможностей использования театрализованной игрушки в группе был создан кукольный театр. Появление каждого персонажа обыгрывалось мною с детьми, вызывало  у них радость, активность и раскрепощенность в поведении, способствовало развитию речи ребенка.

    Театрализованная игрушка использовалась мною во время привития культурно – гигиенических  навыков: «Посмотрите дети, какая нарядная и чистенькая наша кукла Таня. У нее чистые ладошки, чистое личико. Давайте  спросим у нее, почему  она такая нарядная и аккуратная». Таня  «отвечает», что научили ее умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Таня. «Давайте сейчас подкатаем рукава повыше, чтоб не замочить их, вымоем руки чисто-чисто, вытрем их полотенцем сухо-насухо. А потом покажем их Тане,  пусть она увидит, что мы тоже аккуратные!»

     Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Затем с особой радостью бегут демонстрировать кукле свои руки. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».

        Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка, особенно, если, произнося потешку, называют его имя. Для закрепления полученных знаний предлагаю детям игровые        ситуации.                                                                                                                                                                             Например: приношу куклу, у которой испачканы руки и лицо. Объясняю детям, что Таня гуляла на улице, оступилась и упала в грязь. Нужно ей помочь, но как? Дети подсказывают, что куклу нужно вымыть. Предлагаю им самим вымыть куклу. Распределяю между ними действия: Саша нальет воду в таз, Лена подкатает кукле рукава, и т.д. Видя, что интерес к игре не ослабевает, предлагаю напоить куклу чаем. Дети предлагаемое принимают и продолжают игровые действия с куклой. Незаметное изменение ситуации делает игру продолжительной и интересной. Конфликтные ситуации между детьми всегда решаю методом отвлечения, стараюсь не использовать порицания. Во время игры воспитываю бережное отношение к игрушке: ребенок берет в руки игрушку, но заметив машину, бросает ее на пол и устремляется к машине. «Сашенька», - останавливаю я его, - ты слышишь, кто-то плачет?» Отвечаю «Мишкиным» голосом: «Уронили меня на пол, чуть не оторвали лапу. Больно мне!» «Не плачь. Мы с Сашей тебе поможем, мы тебя пожалеем. Правда, Саша?» Саша поднимает игрушку, жалеет, утешает мишку. Медведь перестает реветь и просит, чтобы Саша покатал его на машине.

        Путем использования в подобных ситуациях игрушек изображающих живых существ, я стараюсь воспитать в детях сочувствие к попавшему в беду, желание помочь, сострадание.

        В процессе игры развиваю речь ребенка. Играя, я  предлагаю ребенку убаюкать куклу («баю-бай»), разбудить мишку («Мишенька,  проснись!»), а так же побуждаю обговаривать свои действия: «Кушай Мишка, кашу!», «Водичка, водичка, умой мое личико». А так же учу вежливому, ласковому обращению с друзьями.

        Для того чтобы заложить в сознании детей представления о положительном и отрицательном поведении, провожу игры-инсценировки, в которых использую элементы театрализации, показываю детям ситуации, характерные для их возраста. В этих ситуациях малыши помогают игрушками своими советами. Например: приношу в группу зайку Ноську, который горько плачет и медвежонка Топтыжку. Медвежонок обидел зайку, толкнул его. Дети по одному и все вместе объясняют медвежонку, как нехорошо толкаться. Топтыжка просит прощения у зайки.

     Вскоре после прочтения сказки «Теремок», Вношу в группу игрушку, изображающую медведя. Он рассказывает детям, как нечаянно сломал Теремок, где жили его друзья. В процессе рассказа дети вспоминают, кто жил в теремке, как квакала лягушка, пищала мышка, и т.д. Мишка «просит» детей помочь ему построить новый Теремок. Дети охотно берутся за дело. Когда постройка закончена медведь «спрашивает»: «А на чем я буду спать?» А на чем будет сидеть мышка (заяц, лиса)?» В процессе этой игры закрепляются знания ребенка о величине, полученные до этого на других занятиях: для медведя кровать большая, а для мышки маленькая. Такая игра способствует развитию мышления, проявлению детской фантазии.

        Дети размышляют, где поставить кровать, стол, стул. А можно еще поставить диван и телевизор в этом развивается воображение, проявляется творческая фантазия ребенка.

        Для того ,чтобы создать больше возможностей для использования в игровой деятельности элементов театрализации в группе созданы разные виды театра.

       Наблюдая за детьми в процессе всей работы, я пришла к выводу , что  использование в игровых ситуациях элементов театрализации является важным средством эмоционального воздействия на детей, способствуя развитию творческого мышления,  воображения.

        Игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка  доброжелательное отношение к окружающим ,учат правилам поведения и раскрывает их индивидуальные  особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для детей 3-го года жизни подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Двигательная деятельность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции ус...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Цель моего мастер класса: познакомить с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми....

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»...

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста«Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»...