Развития речи через мелкую моторику «Ловкие пальчики»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фурса Анастасия Вячеславовна

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития речи через мелкую моторику «Ловкие пальчики»

 Фурса Анастасия Вячеславовна

учитель – логопед первой квалификационной категории

МАОУ д/с № 210 «Ладушки»

«Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский. 

Актуальность:

Дошкольный период, очень небольшой отрезок в жизни, только семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот отрезок времени дети познают и усваивают столько нового, сколько не усваивается больше человеком никогда. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. 

Каждый ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Одно из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях - речевое развитие. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Но всем известно, что развитие речи и развитие моторики идет параллельно и если у ребенка плохо развита мелкая и крупная моторики, то и речь как правило, отстает от нормы.

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечают, что у таких детей мелкая и крупная моторика развита слабо, часто такие дети гипперактивны, плохо усваивают материал. Им необходимы специальные дидактические материалы, которые связывают воедино не только развитие речи, но и развитие мелкой моторики, ведь именно обследуя, осязая эти дети способны усвоить наибольшее количество информации. Учителя – логопеды согласятся, что выделение звука, определение количества слогов в слове вызывает у детей очень большие трудности. Дети с ОВЗ плохо запоминают буквы, им сложно научится читать.  Именно поэтому нами были разработаны дидактические игры, позволяющие детям не просто услышать звук или слог, но и с помощью пальчиков «посчитать» его, не просто увидеть букву, но и ощутить ее «поймать».

Серия игр из цикла «Ловкие пальчики» 

В этой серии игр представлены три игры.

Звуковая рыбалка.

Цель: 

Формирование представлений о графическом изображении звуков. Пассивное обучение чтению. Развитие звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие умения узнавать звуки по графическому символу.

- Развивать умение определять позицию звука в слове

- Формировать умение составлять слово из букв, опираясь на напечатанное слово;

- Формировать умение составлять слово из букв, без опоры на напечатанное слово;

- Формировать умение определять твердость и мягкость согласных звуков;

- Развитие умения работать в парах, группами.

Описание игры:

Игра представляет собой коробку с крышкой, обтянутую тканью, по бокам коробки, расположены элементы для установки игровых планшетов. Внутри коробки находятся два игровых планшета, на которых имеются крючки для размещения рыбок и карман для картинки – вкладыша. Игра состоит из 36 рыбок с буквами с разных сторон, буквы имеют разные цвета, для обозначения гласного, согласного, твердого, мягкого звука. На рыбках находятся металлические петли. Также в состав игры входят две перчатки с крючками для «ловли» рыбок, 50 картинок со словом, обозначающем картинки и 20 карточек без словесного обозначения картинки.

Варианты индивидуальных игр:

  1. Перед ребенком ставится игровой планшет, и даются карточки с изображением картинки и слова. Ребенку предлагается поймать с помощью перчаток рыбок с нужными буквами и составить указанное слово, затем карточка меняется на другую.
  2. Ребенку предлагается несколько карточек картинок, без буквенного обозначения слов, расположенных друг за другом, дается задание поймать рыбок, обозначающих первый звук в слове и разместить их на игровом планшете, так же как располагаются картинки. Также можно искать последние звуки в слове и в середине.
  3. Ребенку предлагается поймать и разместить на планшете рыбок, обозначающих только гласные, согласные буквы.

Варианты парных игр:

  1. Все варианты выше перечисленных игр можно использовать и в парах.
  2. Так же можно составлять слова на планшете с учетом твердости мягкости звуков на время.
  3. Один ребенок говорит слово, второй составляет его из букв и отдает на проверку первому ребенку, для читающих детей.
  4. Даем детям задание поймать как можно больше гласных/согласных букв. Кто больше поймает тот и победил.

Варианты подгрупповых игр:

1. Планшеты располагаются перед двумя подгруппами детей, детям предлагается картинка со словом и дается задание «поймать» по очереди все буквы предложенного слова на  время. Дети передают друг другу перчатки и «ловят» букву.

Игра «Малышарики»

Цель: Развитие фонематических процессов.

Задачи: 

  1. Учить детей названиям пальцев рук;

2.   Формировать умение детей определять на слух количество звуков, слогов в слове.

3.  Развитие мелкой моторики рук

Описание игры:

Игра представляет собой коробку с откидывающейся крышкой, обтянутую тканью. Впереди коробки прикреплен большой магнит, обтянутый тканью. В состав игры входят перчатки с пришитыми на пальцы магнитами, 100 металлических шариков разного диаметра.

Варианты индивидуальных игр:

  1. Ребенку предлагается задание поймать и поместить на большой магнит, столько шариков сколько звуков/слогов в предложенном слове.
  2. Ребенку предлагается задание поймать, столько шариков, сколько раз слышится заданный звук  в предложенном слове.
  3. Поймать столько шариков сколько слов в предложении
  4. При автоматизации звуков, поймать шарик, если правильно произнес автоматизируемый звук.

Варианты парных/групповых игр:

       Все игры, кроме последней, можно использовать в парах.

Варианты пальчиковых игр с перчатками:

  1. Соединяем пальчики в перчатках с магнитами ( н-р соедини указательный с большим и т.д).
  2. Даем задание детям приклеить шарики к «заданным пальцам».
  3. Даем задание детям приклеить как можно больше шариков к каждому пальчику/отдельным пальчикам.

Логопедический теремок

Цель: Развитие фонематических процессов.

Задачи:

  1. Формировать умение делить слова на слоги на слух;
  2. Учить определять первый звук в слове;
  3. Учить узнавать и называть домашних и диких животных;
  4. Учить образовывать названия детенышей животных;
  5. Развитие мелкой моторики.

Описание игры:

Игра представляет собой каркас трехэтажного дома с окошками. Окошки располагаются на каждой стороне дома. Домик имеет разборную конструкцию. В окошках пришита контактная лента для «вселения» животных. В состав игры входят 25 различных диких и домашних животных из ткани, на которых также нашита контактная лента, с двух сторон, перчатки с пришитой на пальцы контактной лентой.

Варианты индивидуальных игр:

  1. Детям дается задание «расселить» животных по этажам в зависимости от количества слогов в слове (1 этаж -  1 слог, 2 этаж – 2 слога и 3 этаж – 3 слога).
  2. Детям дается задание «расселить» животных исходя из первого/последнего звука в слове, на одной стороне домика один звук на другой стороне другой звук.
  3. Также можно предложить детям, с одной стороны домика заселить диких животных, а с другой стороны домашних, или на разных этажах.

Варианты парных/групповых игр:

       Все игры, можно использовать в парах.

Варианты пальчиковых игр с перчатками:

  1.  Соединяем пальчики в перчатках с контактной лентой ( н-р соедини указательный          с большим и т.д).

  2. Приклей заданное животное к определенному пальчику.

Выводы:

Данные игры я использовала в своей работе около полугода.

В связи с этим могу отметить некоторые положительные стороны работы с играми:

- Дети практически не теряют интерес к данным играм;

- Фонематические процессы развиваются быстрее при использовании игр, чем при использовании только словесных приемов;

- Дети лучше и быстрее запоминают буквы;

- Очень хорошо развивается мелкая моторика;

- Дети быстро запоминают названия пальцев рук;

- Дети научаются определять позицию звука в слове, количество слогов и звуков в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развити...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?·         Разв...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».

Развитие речи дошкольников через мелкую моторику  рук. Комплекс игр и упражнений....

Развитие речи через мелкую моторику

Развитие речи у дошкольника через мелкую моторику...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста»

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мышления, памяти и развитие речи через мелкую моторику рук у детей раннего возраста» Цель: показать методы и приёмы работы с детьми п...

Консультация для родителей "Развитие речи через мелкую моторику рук"

Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук ».Зачем необходимо развивать мелкую моторику рук у детей?Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развити...

Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"

План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...